Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

ПУСТЫННИК

ПУСТЫННИК

                                                                                                             С^ергию Радонежскому посвящение

       «это было 25 сентября1391года…,лишь только преподобный Сергий испустил последний вздох ,несказанное благоухание разлилось по его келии…лицо  усопшего праведника сияло небесным блаженством…»архиепископ Никон)

 Место казалось безлюдным, скорее, опустошенным. Нещадное солнце преклоняло к низу всю траву и выжигало ее верхушки, потому даже через плетенки ступни ног , при всей их накаченности ,ощущали  колкую поверхность ,в те мгновения, я старался приподнять их как можно выше. Временами набегала туча, закрывая палящее солнце,  и тогда возникала легкая тень, но и она не приносила успокоения, лишь обнажала открытое преследование  маленького человека с усиками в белой майке  и белой кепке.
  Неожиданно нога подвернулась, и еще б миг и я всем телом  скользнул вниз—передо мной раскрылась пропасть ,в аккурат попавшая под черту горизонта и потому неощутимая по началу простым глазом. «Так вот почему здесь произрастает колючая и выжженная солнцем трава? Она скрывает приближение  пропасти, подступы к ней? » - подумалось. Присев, я стал внимательно обследовать пропасть или обвал .Сверху тоже стелилась высохшие корни кустарников ,однако неожиданно  предстала панорама оазиса, с деревянной церквушкою и тихим звоном .Возможно ,это звенело в ушах  ?
Вскоре открылась тропа  , она была  вымощена камнем и прикрыта мелко цветущим кустарником ,источающим благовоние ,напоминающее Ладанное дерево с изогнутым стволом и свисающими ветками.. Я присел и стал медленно сползать вниз, опираясь больше на ладони ;за кустарниками, окаймляющими тропу, вновь вырос обрыв, или ,скорее всего ,обвал части известковой почвы. Ухватившись за изогнутый ствол кустарника, таким образом, уцелев на месте и не сорвавшись в бездну, вздохнул, поняв лишь одно, что продвижение далее небезопасно. Послышалось  то ли журчание, то ли где-то сетовал мелодичный голосок...Благовоние вскружило голову, мысли стали плыть, словно возник парус и понес по безбрежному океану. Выйдя из тела, я потерял сознание . 
.   Не знаю, через какое  времени пришел в себя, постепенно обретая  ощущение самого себя, и кто меня перенес  ближе к воде, не ведаю?. Открыв глаза, увидел перед собою милое лицо с небесно чистыми глазами и короткой стрижкой, тотчас услышав крик:- отец Варфоломей, пустынник  очнулся! Меня приподняли  и дали напиться. Вода была холодная  и слегка отдавала солью:

: -пейте, пейте,  вам это очень нужно, можете выпить всё озеро, оно наполнится вновь, в долине бьёт подземный ключ!
-Где я?- попытался оглянуться ,-значит, это шумят волны озера, а я до падения в пропасть, думал, что звонит колокол ,поскольку увидел внизу церковь. Где она?
-Церковь спасения  за вашей спиной, но лежа вы ее не увидите, потому что надо пересечь озеро, пройти сад в молитве, и тогда она вам явится.- ответила женщина.
 Я пил и пил, черпая горстями воду, с солоноватым привкусом  , насыщаясь, обливая  самого себя и походя, видно ,на младенца:- Так где же я?
Женщина помогла подняться, бросив на ходу так спокойно, что по спине пробежала дрожь. –Вы иномирянин. Кстати, вам исключительно повезло, вы попали в места лавры Сергия Радонежского , черпайте его подвиги на поправку вашего пребывания в обители.
   Потрясение мое было настолько велико, что я  поднялся  вровень своего тела уже без женской поддержки ,сделав несколько шагов ,зацепив полами  одежды мерный  всплеск волн озера. Голос шел от горизонта ,-, что явилось  перед  погружением в бездну?

Я вышел в грозовой дождь, но всё равно в атмосфере царила духота. Сделал несколько шагов, заметив куст красного георгина, что удивило меня, ведь была глубокая  пасмурная осень . Голос, с которым я общался ,стал опускаться ниже и вскоре передо мной явились очертания серого обветшавшего балахона, однако луч солнца, возникший тотчас, прикрывал лицо Старца. Послышался глухой возглас ,следом луч , засветившись, упал на полураскрытый бутон георгина , еще больше выделив очертания  тени.
-Это  О Н, -сказала полушепотом женщина, представившись Вероникой, повторяя с умилением, -Это  О Н! - после паузы-. Ст а р е ц, лоно которого ты лицезреешь ,
является всем, мне лишь даны указания отца Варфоломея ,его ученика, -наступила высокая пауза, -приводить новоиспеченного в движение, а луч всегда будет тебя сопровождать ,как напоминание священного местопребывания. Возможно, он и обновится перед тобой, но когда, мне  не ведомо.--.Женщина взяла за руку и повела в обход озера, пытаясь расспросить о моем видении перед погружением в пропасть.
-За мной то сбоку ,то сзади-, рассказывал в пути, - шел человек малого росточка, волоча сумку, в белой сорочке и белой кепочке,  сдвинутой на лоб, потом  исчез в панораме миража, и открылся просвет долины, обозначилась церковь, тотчас призрак исчез.
 -Но теперь  вы в лоне владычества Старца и никакой призрак не перекроет  праведный путь-, сказала женщина, умиротворенно улыбаясь.- Только здесь  больше надо погружаться в молчание ,которое особенно ценит наш Старец, ибо молчание продлевает нам радость общения со своими близкими, не важно ,где они сейчас.

  По мере отдаления от  озера, тропа в цветущих  георгинах сменилась аллеей

низкорослых кустарников бобовников, называемых здесь  "Золотой дождь",. когда кустовидные деревца зацветают, длинные цветочные кисти напоминают потоки дождевой воды. Я поинтересовался, много ли народа в долине лавры Старца?.
-Есть я,- ответила  Вероника, -зачем народ, ибо многие из них еще пребывают в спячке, или безмолвствуют. Сложный вопрос, на который в долине предпочитают не отвечать.
  Поток ветра донес запах петуньи, вскоре открылась и она в ярком цветении ,слова чаши были обильно посыпаны синькою, разрастаясь вдоль изразцовой  ограды церкви. Вероника придержала шаг, потянув меня  за рукав.-- Когда освободится отец Варфоломей, мы вас оцерквим, а пока зайдите в часовенку, познакомьтесь с «Книгой Судеб», но прежде вспомните дорогое вашему сердцу имя- женское, или мужское, я уверена ,что вам удастся с ним пообщаться, хотя бы на безмолвном пути, .-с этими слова она покинула меня ,да так живо ,что я не успел заметить ,куда она исчезла.
 Я зашел в часовенку, тотчас замерев---на меня смотрел лик Старца, Преподобного Сергия, луч солнца вновь обозначился на его  облике короной. Машинально преклонив колено и наложив на себя крестное знамение ,я продвинулся ближе; шаг за шагом…Отступал и Образ, тогда я понял, что это или мираж или видение, поскольку вся долина и церковь напоена прозрачностью  имени преподобного. но скорее –это чудодействие. На полках, стеллажах лежало много книг, разного формата, но все они были или зачитаны, или несколько обветшавшие.Луч, преломившись, исчез и унес видение, заиграл псалм, но какой?.. память после катастрофы  только возвращалась.. В той жизни так и не встретилась женщина, вливавшая  бы  в  мои уста  изумруд, блаженства…
Зазвонил колокольчик, как малый колокол, когда я приблизился к одной, очень увесистой, на первый взгляд, книге,  или, я бы скорей назвал энциклопедией. «К н и г а Су д е б»-гласил титульный лист ,и я с трепетом стал перелистывать  пергамент. Раздался голос:-«Вспомни имя»…Рука вздрогнула, но память не возвращалась…От растерянности я забыл даже имя своей матери---тупик ,пробуждения пока нет. Однако страницы неожиданно сами начали перелистываться , через некоторое время открылась одна с графюрой и зависла перед глазами. Волны  океана, возможно, космического, бороздили прибрежный песок, вдоль берега медленно шла девушка ,размахивая концами рубашки, мне показалось, что это платье Ия, поскольку, вглядываясь  в полотно, я увидел узоры вышивки гладью –то были ландыши…Что-то знакомое сквозило в ее походке ,в лице и лучистых глазах, вот она приблизилась, и я вздрогнул, обожгла мысль—это то, что я искал, но не нашел, то единственное блаженство, обозначенное  встречей двух родственных душ. Девушка была светловолосой, по крайней мере, так открывалось на плоскости гравюры,  которая  словно оживала по мере того, как двигалась на шарнирах «К н и г а Су д е б»-В тот самый миг, как она приблизилась ,и я ощутил ее дыхание, повеяло запахом петуньей, цветами моего детства, когда у крыльца домика на горе над самым Доном, всё лето цвели петуньи ,а порывы ветра лишь доносили их приторный запах в распахнутые окна. Изнемогая от июльской жары ,я прятался в низах, готовясь к урокам. Несомненно, это девчонка явилась из моей юности, но как ее звали, когда я с ней познакомился ,может, она жила по соседству.., память не возвращалась, всё было стерто, или отравлено тем человечком с усиками, в белой майке и белой кепочке, который шел за мной по пятам в последние  годы…, пока я  не оказался на краю пропасти.
 Раздался звон, сверкнул луч и разлился на плоскости гравюры,  засветив   ее очертания. Я захлопнул книгу, но,  скорей, она сама перевернулась, машинально поддавшись правой руке. В часовню  вошла Вероника, ее глаза почему-то смеялись .
---Вас зовет отец Варфоломей, но вначале взгляните  на себя в зеркало, ваш чуб поднялся на дыбы!- и она расхохоталась, -очень многие смотрели «К н и г а Су д е б»,-но ни над кем я еще не потешалась так откровенно, что поразило вас, милейший пустынник?- она протянула мне маленькое зеркальце. Я же отвернулся, пригладив ладонью волосы.  .

    Я был весь погружен в созерцание космического океана и идущей по берегу девчонки, в рубашке Ия , рукава  и подол которой был  расшит ландышами. Личность погибнет, за ней придет Смерть, чтобы забрать ее душу, как это случилось со мной физически,  но умирающий может предложить Смерти цветок- белый колокольчик- и та с радостью его принимает, любуясь ландышем, вдыхая его приторно  насыщенный запах, который может оказаться ядовитым и, отравленная им ,Смерть покинет тело ,которое медленно  возвратится  к жизни,- такие думы терзали мою еще неокрепшую суть..
Вероника, взяв меня за руку, вывела из часовенки и свернула на тропу, ведущую к церкви., созданной по макету  Троицкой лавры, в несколько уменьшенной конструкции,  из дерева, коего в долине было очень много. Навстречу уже спешил отец Варфоломей, в рясе и бархатной шапочке фиолетового цвета .Преклонив колено, я поцеловал крест.
-Отрок,- сказал отец, наложив на меня крестное знамение,- не каждый удостаивается чести попасть в нашу  долину, где, как Небесное тело, сияет Лик преподобного  Сергия Радонежского ,но даже и остаться здесь ,тоже надо заслужить деянием, или промыслом божиим, которое может выпасть при его исполнении,. -отец Варфоломей пристально вгляделся в мое лицо, которое, как я думаю , ничего не выражало .

-Ты еще пребываешь в пустыни, где за тобой велась травля ,она была вначале скрытой, но позже обозначились наяву  все сатанинские   деяния ,однако, судя по  твоему отрешенному взгляду, еще смотрящему в сторону, ты выдержал и не упал на колени , а яд сатанинский даже пошел тебе на пользу, не так ли?
Природа словно притаилась, в воздухе вместе с настоем трав и цветущих  кустарников ощущалось приближение грозы .Заметив мое беспокойство и то, что я на вопросы настоятеля отвечал фактически молчанием, отец Варфоломей  продолжил: -здесь ,чадо, всё как  на бренной земле, такие же грозы и штормовые ливни бывают, также бушуют метели, разница в том, что ты в долине находишься под покровительством Преподобного, и он не даст спуска обидчику, лишь с условием, если не  навредишь самому себе.
  Тем временем, Вероника выдвинула из под навеса столик ,отдёрнула белую скатерку, под которой скрывались яства долины.
-Пока  трапеза устоится, я тебя оцерквлю, чтобы  наш дух окончательно вошел в твое бренное тело и оживил его суставы.  И я с благоговением, медленно вошел в храм.

-Ты что-то вспомнил?- неожиданно спросил отец Варфоломей, -в каком ты сейчас состоянии? Это для меня важно, я хочу понять, на что ты способен?.
-Я слышу стук своего сердца, -ответил я, стараясь унять волнение от сияния Троицкой лавры, -я вспомнил ,по рассказу  матери,  как меня, младенца, оцерквляли .Когда батюшка,  взяв на руки, внес в церковь и подошел к алтарю, я испустил  страшный крик, пытаясь вырваться из рук настоятеля, кричал и кричал от испуга  ,пока он не вынес дитя  во двор, и  мать не взяла меня на руки.
-Это хороший знак, -усмехнулся отец Варфоломей, прежде всего, что возвращается память, а младенческий крик- это услада Матери Божьей, тогда она посылает Покров  метущемуся в страхе ребенку,и он с этим благословением небесным может жить спокойно, сколько ему предначертано  «К н и г ой Су д е б».
Вскоре мы приступили к скромной трапезе  :-Чем ты хочешь заняться в долине? Лень  не в моде,-

отец Варфоломей посмотрел на Веронику,- девушка укажет путь далее…
-Для Преподобного, давший мне приют  , на  мужской рубашке   из льна вышить  традиционный русский узор, которым увлекались мастерицы в годы его жизни, -я набрал побольше воздуха в гортань, -в часовенке есть истрёпанные книги ,страницы замаслены, труды рассыпаются от ветхости, да и «К н и г а Су д е б» не на должном уровне, ей тоже нужен ремонт--,мое дыхание перехватил порыв  ветерка.
 Наступила пауза. Отец Варфоломей и Вероника переглянулись, следом они поднялись вместе из-за стола и отошли вглубь беседки .Это были минуты особого для меня напряжения, тогда я налил в стакан напиток из одуванчиков  и залпом выпил .Отец Варфоломей удалился, я даже не заметил в какую сторону, но подошла Вероника .

 -С богом!- она улыбнулась, - вышиванку будем творить вместе, ибо ткачество, это космос, который познаешь с детства и до старости не всё  успеешь применить в жизни,- она озарила меня улыбкой, -и обязательно пояс ,препоясанный  человек защищен от злых духов, это наш оберег, -девушка обняла за плечи,- ты наше чудо, -так сказал отец Варфоломей, а пока он смастерит ткацкий станок ,займешься штопкой трудов Отцов.
Мы расстались. Я вновь приблизился   к  «К н и г е Су д е б»,- луч солнца проник сквозь затемненное пространство, хотя только сверху было оконце, отпечаток луча отразился на моей правой руке и застыл. Я же так разнервничался, что не мог настроить шарнир  на вращение, по которому должны были передвигаться  без  посторонней помощи папирусные страницы. Мои поиски на этот раз не могли увенчаться успехом. Гравюра с изображением девочки в рубашке Ия , бегущей по волнам космоса, не открывалась, проносились, скрипя роликом  шарнира, страницы разного характера описания человеческих страстей ,имен долгожителей, коим было предначертано продлевать добрыми  делами поступь великого Старца. Луч солнца  охватил новую страницу и застыл, раздался легкий звон,  и шарнир перестал вращаться, послышался голос, его звучание лилось:  «…около 1372 года в …обитель прибыл один греческий митрополит,  в сопровождении нескольких греков из Царьграда. Они объявили святому игумену ,что «Вселенский Патриарх Константинопольский  кир  Филофей благословляет его  и посылает ему поминки: крест, параманд и схиму, вместе со своим писанием» .Смутился смиренный Сергий, думал ли он, что его имя было известно Вселенскому первосвятителю?..—Смотрите, сказал он патриаршим посланцам,- не к другому ли вы кому посланы? К то я, грешный, чтоб мне получать поминки от Святейшего Патриарха? -Нет, отче святый,- отвечали они,- мы не ошиблись. Мы хорошо знаем, что к тебе посланы.., ведь ты Сергий Радонежский?..»…страница захлопнулась.
 При  упоминании имени Сергия ,в моих глазах навернулись слезы, может и от того, что в них игрался  луч, обитатель Троицкой лавры, великому  служителю которой, я обязался сотворить вышиванку- мужскую рубаху с традиционной вышивкой ,обладающей магической силой, препоясанной. На счастье ,появилась Вероника, держа под мышкою отрезки  ткани с  мотками ниток. Она нажала кнопку  над осью шарнира ,и книга захлопнулась. 
-Я прибрала келью, где отец Варфоломей соорудит вам станок для ткачества, а пока займетесь кроем монашеской рубахи и вышивкой гладью по устоям 13-го века,- она вывела меня из часовни-, надо отдалить бегущую по волнам девчонку в рубашке Ия, сосредоточившись на главном, мой друг , в ваших глазах я заметила  огонь желаний, его надо поддерживать.

Мы ступили по дорожкам  в монастырскую келью; из мебели ---стол, табурет и топчан,
иконостас из небольших иконок, полки для книг , монастырских … В  помещение ворвался легкий запах акации ,фиолетовые гроздья которой фактически устилали всю тропу к подходу кельи. Место было удачное и очень интересное, к тому же слышался и всплеск озерной воды, по всей вероятности ,келья находилась где-то неподалеку .

 Под вечер после легкой пустынной пищи , когда я полудремал, восстанавливая  знания по традиционной вышивке, вспоминая орнаменты, которые еще  в детстве перенимал  от той девчонки по соседству…неожиданно   возникло видение.. . Через  распахнутую настежь дверь были видны облака космоса, на которых вылегла тень, вырисовывался силуэт девчонки ,бегущей по волнам ,в рубашке Ия …Я вскрикнув: Ли з а ..!  Я вспоминал …Космос полоснул  луч и смял тень, а вместе с тем пропало и прекрасное  видение. Однако луч солнца, ослепивший  меня, принес прозрение. Ко мне возвращалась память:- я вспомнил имя девочки, которая жила на базах ,почти у Нижней переправы Дона ,куда я выгонял по утрам уток, а она гусей, потом я бежал занимать очередь за белым хлебом, а Лиза сторожила и моих уток. Ничего во всем этом не было необычного, за исключением одного---она  приходила с длинным платьем и вышивала рукава и подол ландышами. Было так интересно наблюдать за ее стежкой, я тоже вышивал ,качачьи мальчики, многие, насколько я знаю, в детстве занимались рукоделием, украшая оберегом  самому себе одежду. .Я спрашивал: -как долг^а   вышивка ,  ландышами (?) ,а белые колокольчики с зелеными лепестками  из под Лизиных ручек выходили чисто живые, даже, в порывах донского ветерка, мне казалось, что они еще  и пахнут.
-Может, всю жизнь,- она смеялась,- это мое подвенечное платье, только вот жениха еще нет- мы грустно улыбались друг дружке. .А потом вдруг Лизы не стало видно в школе ,я спросил у приятеля из ее класса :-не видно Лизки , ни в школе, не кричат ее гуси у Нижней переправы .Однако наш разговор прослушала учительница, отвела меня в сторону и шепнула:- мальчик, родители Лизы Цвиркун…   н е    н а ш и! 
Только по истечению многих лет ,я понял смысл этой фразы. Особенно она мне стала близка, когда я тоже услышал резкое:-  вы   н  е     н а ш! Так волей судьбы я прошел через горячий пустырь, оказавшись в долине своего преображения под лучом Преподобного. Придя окончательно в себя, я принялся за рукоделие ---вышиванку Преподобному  Старцу, тому, чей  Лик  просвечивался в долине, куда  я попал  в ночь новолуния пустынником , как Небесное тело, однако, время –тайна. (15-06-3-07 -2016).

Нравится
15:30
513
© Эльза Воскресная -псевдоним
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
ПРЕКРАСНОМУ ЛИТЕРАТУРНОМУ САЛОНУ, ОРГАНИЗАТОРАМ И МЕЦЕНАТАМ, ЖЕЛАЮ В НОВОМ ГОДУ ПРОДВИЖЕНИЯ ВАШЕГО УНИКАЛЬНОГО ПРОЕКТА, ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОГО ПРОЦВЕТАНИЯ НА БЛАГО СТРАЖДУЩИХ ТВОРЦОВ glass

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение