Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Философский вопрос к философскому стихотворению...

Философский вопрос к  философскому  стихотворению...

Любопытный шедевр встретился мне на просторах сайта.

Это философская лирика уважаемого автора Магомеда Манташова:

Ночь, бессонница и скука… https://lit-salon.ru/stihi/noch-bessonnica-i-skuka-23129.html

Как читатель, обожающий философские стихотворения, я начну читать и смаковать сии почтенные строки, для того, чтоб проникнуться высокой философией, и, конечно, буду задавать вопросы, если чего-то не пойму...

 

Итак:

Ночь, бессонница и скука,- (Неясно: зачем здесь проставлены запятая и дефис?)
сердце выскочит за грань, (Здесь написано будущее время? А почему сказано, что сердце будто бы «выскочит», и за какую «грань»? Отчего «выскочит»? Неясно.)
я живу с собой в разлуке (О! Это истинно философично и образно, хотя уже давно многими поэтами было сказано.)
весь опутанный в обман. (А здесь странно звучит: «опутанный «В ОБМАН». И «опутанный обманом» — понятно, и «впутанный в обман» — тоже понятно, а вот авторская фраза неверно как-то сказана? И «грань-обман» — не звучит, как хорошая рифма.)
Ночь в жемчужном ожерелье 
из созвездий и планет,

только нету сновиденья,( Не слишком пригодно для философского стиха это просторечное «нету».)
и меня, и прошлых лет.(Здесь снова неясно: в предыдущей строке указано, что «нету сновиденья», а здесь, значит, продолжена фраза о том, что «нету» и самого героя, и «прошлых лет»?
Ночь - пугливая девчёнка, (Слово «девчОнка всегда пишется через «о». Надеюсь, автор исправит такую банальную школьную ошибку. Немного странен образ ночи- «пугливой(!) девчонки», ибо, чаще, ночь — это величественная, с сединой лунных лучей, весьма зрелая красавица, в отличие от дитя Утра, юноши Дня и взрослого Вечера … но автор имеет право на своё вИдение.)
не успеешь и мигнуть,
как пощёчиною звонкой

ранит взбешенную грудь (Но ВОТ ЭТО, (уж пусть простит меня автор!), но откровенный АБСУРД! НЕЛЬЗЯ пощёчиной реально ранить! Это — удар открытой ладонью без оружия. Ею можно ранить только самолюбие или гордость, но не «грудь»! И если это «пощёчина», то её не наносят по груди, а бьют ПО ЩЕКЕ! И непонятно, что такое: «взбЕшенная грудь»? И неясно: КТО бьёт пощёчину по груди? Ночь? )
шопот участи коварной (Слово «шЁпот» всегда пишется с буквой «ё». Здесь весьма постыдная для поэта ошибка. И тоже непонятно: эта строка о ЧЁМ повествует? Она, как будто ни к чему не «привязана»? )
и кончины близкой Рок - ( Дефис здесь не нужен. Трагично сказано о «Роке близкой кончины»… Рок это ЧТО?

Заглянем в справочник:

Значение слова «рок» в Викисловаре: «1.поэт. судьба, обычно злая, несчастливая». Значение слова Рок по Ефремовой: «Рок — судьба, провидение.» То есть, получается, что имеется в виду судьба «близкой кончины»? А КАКАЯ может быть «судьба» у кончины? Не долгая же жизнь этой «кончины»? Непонятна мысль строки.)
я опять своей душонкой (Строка не в рифму, хотя стихотворение рифмованное.)
правды вымолвить не смог.( О КАКОЙ «правде» речь? )

__________________

 

 

А теперь подведу итог:  ЧТО я понимаю, здесь, как читатель:

Некий Литературный Герой-философ страдает бессонницей и скучает по ночам… Он боится того, то вдруг его сердце выскочит за какую-то «грань».Он же сетует, что живёт в разладе с собственной личностью, вследствии некоего «обмана». И у него нет ни «сновиденья» (одного?), ни его самого, и ни «прошлых лет»…

Далее…

читатель впадает в недоумение, относительно «звонкой пощёчины, ранящей чем-то «взбешенную» грудь. Кем именно была дана эта пощёчина по груди? Подозреваются: «ночь-девчёнка», «шопот участи коварной», и «кончины близкой Рок»...

А слово: «взбешенную», наверное, должно писаться, как «взбешЁнную»? Если ударение падает на гласную букву «ё»— «взбешЁнную», тогда слово не «вписывается» в строку по ритму.

И последние строки тоже не слишком понятны: а КАКУЮ «правду» не смог «вымолвить» Литературный Герой произведения «своей душонкой»? И почему он так пренебрежительно о своей душе отозвался, кстати и не в рифму вовсе?

 

Впечатление читателя:

Произведение создано не слишком хорошо как технически, так и поэтически.

Времена глаголов в нём «скачут» из будущего в настоящее, в тексте есть явные ошибки и непорядок в пунктуации.

НО… что самое ГЛАВНОЕ: не видно ФИЛОСОФИИ!

Не обозначены никакие новые, истинно философские мысли, и это — печально…crying

 

Пояснение от читателя:

Здесь мною вовсе не ведётся настоящая литературная критика, и эти читательские размышления и и впечатление — не «истина в последней инстанции».

Однако, именно ТАКИЕ вопросы и мысли возникают при чтении данного философского стихотворения…

Так философия ли это, или же — недоработанный черновик будущего произведения?

 

 

Нравится
08:10
166
© Станислава Невская
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение