Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

В Вологде не было дома,"где резной палисад"....

Песня "Вологда" является неофициальным гимном города Вологда... Город Вологда появился где-то между 1147 - 1236 годом, в Летописях есть сведения: в 1246 году Тверской князь Ярослав вместе с татарами напал на Вологду. Название города явно финско-угорское (чистая вода), хотя есть варианты от слова "волок"...

«Город» (рус. «Город»). «Город» этот имел каменные стены с башнями - кремль, который не сохранился до нашего времени. В центральной части «Города» находятся каменная цитадель города - Архиерейский двор (ныне по старой традиции называется Кремлем Вологды), и Соборное дворище.Строительство из дерева преобладало и позднее, до середины XVIII века, в период действия указа Петра I с 1714 по 1722 годы, запрещавшего любое каменное строительство в стране, кроме Санкт-Петербурга. Деревянные здания представляли собой жилые хоромы — обычно одноэтажный бревенчатый дом на высоком подклете, с крутой крышей. Дом располагался внутри двора, а на улицу выходили заборы и стены хозяйственных построек (служб): конюшен, сараев, каретников.

-

/Фото из Википедии:Вологодские хоромы по порядной 1684 года. Реконструкция М. И. Мильчика и Ю. С. Ушакова/

"Вологодский жилой дом, облик которого воссоздан по порядной записи 1684 года, по своей архитектуре был близок хоромам русского Севера и лишён характерных для вологодского деревянного зодчества черт. Судя по тексту Переписной книги 1711 года, наряду с одноэтажными домами, в Вологде было немало двухэтажных (и даже трёхэтажных) строений, причём двухэтажными могли быть не только жилые, но и хозяйственные постройки. Верхний ярус жилых построек занимали помещения, обозначаемые словами изба, горенка, свѣтлица, сѣни, клѣть (клѣтка), комната, на нижнем располагались подклѣтъ, жилой подклѣтъ, подызбица, анбаръ, погрѣбъ.

Угрешский архимандрит Пимен в своих «Воспоминаниях» так описывает древние деревянные жилые дома в Вологде по состоянию на 1820—1830-е годы: "Я застал только уже немного домов прежнего построения. Бревна выбирались самые толстые, и домы эти строились по своему расположению совершенно отлично от теперешних: двухэтажные по лицу на пятерике, т. е. на пяти саженях; внизу подклеты без окон с улицы, а только со двора два маленьких окна со слюдными рамами. Спереди вверху три волоковых окна. В длину дом имеет от 10 до 15 саженей и разделяется на три части: первая квадратная большая изба, перегороженная надвое, в большой половине два окна; а другая кухня с русскою печью. К избе приделывается голбец, ход в подполье, нечто вроде чулана, а вверху были поделаны полати; вокруг стен лавки; в переднем (красном) углу божница и перед нею стол. Над лавками по стенам полки для шляп, книг и всякой поклажи и назывались они воронец. В задней части дома была точно такая же большая квадратная изба, которая называлась горница, всегда холодная, без печи, с большими слюдными окнами; лавки и потолок крашены. Третью, среднюю, часть дома составляли сени; к ним примыкали две лестницы, одна в горницу и одна в избу. Во всю длину сеней были чуланы. Со двора пристраивалось крыльцо под навесом. Крыши остроконечные были крыты по скале тёсом; ворота крытые, с коньком и калиткою, на которой толстое кольцо, чтобы, ударяя им по бляхе, пришедший возвестил о своем приходе, и тут же веревочка, продёрнутая в дверь, посредством которой отдёргивали щеколду и входили во двор, к ночи же запирались засовом. На каждом дворе был свой колодезь; воду доставали очепом19; везде своя баня, свой огород. Дома по улице не были в одну нить, но которые выдавались вперед, а иные вдавались назад. Я застал ещё в употреблении деревянную черепицу. Прежние, старые улицы были весьма узкие, кривые и грязные..."

В XIX веке в городе ещё оставались чёрные избы. В чёрных избах печей не было, их заменял очаг. Правительственное распоряжение о выводе чёрных изб и устройстве в домах печей с трубами вышло в 1842 году. В 1882 году в Вологде числилось 1806 деревянных и 125 каменных домов"

С XVIII века деревянное зодчество Вологды развивается согласно стилевым тенденциям, наиболее характерным для каменной архитектуры этого времени. Дворянские дома и усадьбы строились преимущественно в стиле классицизм, многие из них по образцовым проектам. В таких деревянных домах обязательным элементом являлся четырёх-, шести- или восьмиколонный портик на главном фасаде. Парадное крыльцо ориентировалось во двор."

Есть сведения о домах богатых жителей: "В декоре дома могли использоваться как традиционные наличники, так и сложные украшения в стиле модерн. Модерн в декоре домов выражался в убранстве балконов ниспадающими складками, подзорами в виде свисающих кистей, выпиленных лилий, животных, цветов. Углы фасада декорировали плоскими резными узорами, чаще заключёнными в рамку. Украшения элементов дома не были избыточными:

«По традиции вологодские мастера строили „как мера и красота скажут“, искали эту красоту не в украшательстве фасадов, а в самом главном и самом трудном — в гармонии пропорций и стройности силуэта».

«Вологда» написана в 1956 году. Тогда же её записал вместе с хором и оркестром русских народных инструментов популярный тогда певец Владимир Нечаев. Но песня «не пошла». Спустя два года — в 1958-м — Нечаев решил песню перезаписать: немного ускорил темп и изменил припев «В Вологде-где-где-где, В-о-о-о-логде». Песня звучала в 1966 году в спектакле Государственного академического Малого Театра «Белые облака», поставленном Е. Р. Симоновым по пьесе В. И. Блинова. В спектакле песню исполнял актёр Малого театра Михаил Новохижин, игравший роль слепого баяниста Якова. Но песня так и осталась незамеченной и «легла на полку».

Свидетельство очевидца: "Попав в Вологду я конечно же стал искать, где же тут резной палисад.
Байка про то, что единственный палисад такой находится перед зданием кожно-венерологического диспансера оказалась неправдой, как я и предполагал.
Но, что интереснее, вообще резных палисадов в Вологде раз-два и обчелся.

Этот, насколько я понял, самый главный, так как возле него (на фото – слева) установлен гранитный камень, на котором и написано, что это и есть легендарный “тот самый” вологодский резной палисад.

-20140710-115527-42927377.jpg/Фото из Инета: в Вологде домов с резным фасадом раз-два и обчёлся, а наличников на них нет, да и палисад чисто для фона, цветов там не вырастить, хотя есть гранитный камень с надписью что это именно тот дом куда шли письма, что является ложью.../

Палисады не совсем типичны для Вологды, но встречались у многих домов вплоть до 1960-х — 1980-х годов, когда большая их часть оказалась утрачена в ходе расширения улиц.

Вологодский резной палисад стал знаменит благодаря песне «Вологда» группы «Песняры» 1976 - 1978 годы...

А наличников на этом доме, как видите, и вовсе нет. Так что хоть Вологда часто и ассоциируется с деревянным зодчеством, но далеко не все её домики попадут в «Путеводитель по русскому наличнику».
Кстати не забудьте его поддержать: без вас он на свет не появится: http://planeta.ru/campaigns/4804"

Появившись в 1970 году, ВИА «Песняры» исполнял исключительно белорусские песни, но в Минкультуры их буквально заставили взять в репертуар произведения советских авторов. И вот тогда они обратились к Михаилу Матусовскому с вопросом «А нет ли чего-нибудь интересного для их ансамбля?». Матусовский, которому тогда было просто некогда, решил от ребят отмахнуться и просто отдал им какую-то старую-старую песню не глядя. Каково же было его изумление, когда они ему вновь позвонили и попросили его изменить первые две строчки. Матусовский удивился, но изменил.

По свидетельству основателя и художественного руководителя «Песняров» Владимира Мулявина, поначалу песня коллективу не понравилась:

« И по интонации, и по мелодии она мне поначалу не приглянулась. И если бы не участник ансамбля Володя Николаев (он сам родом из Вологды), мы, может быть, и не взялись бы за работу. Но Володя нас заразил своей увлеченностью. И всё же мы считали, что это будет «одноразовый» номер. Невероятный успех песни на концерте был для нас большой неожиданностью. Заставили петь «на бис». »

Автор текста поэт Михаил Матусовский связывает успех песни с работой Владимира Мулявина:

« После того как Владимир Мулявин «поколдовал» над песней, сделал инструментовку, где-то что-то «тронул», она заискрилась, зазвенела, заулыбалась. «Песняры» открыли в ней всю неповторимость мокроусовского дарования. И произошло её второе рождение. »

 

-ВИА Песняры "Вологда" Песня года - 1976 - YouTube

/Фото из Инета: 1976 год, Колонный Зал Дома Союзов, "Песняры поют "Вологду" на "бис", чего никогда не было до этого в прямом эфире! Добро дали по телефону из ЦК КПСС.?/

Всесоюзная премьера песни в исполнении ВИА «Песняры» состоялась 28 марта 1976 года (написана песня в 1956 году, однако на сцену не пошла?!) на творческом вечере Михаила Матусовского в Колонном зале Дома Союзов. Песню исполнил солист Анатолий Кашепаров. Творческий вечер транслировало Всесоюзное радио, а через несколько дней он был показан по Центральному телевидению. В декабре 1976 года песня прозвучала на заключительном вечере фестиваля "Песня-76" (эфир 1 января 1977 года). Песня удостоилась бурной овации, но повторить ее на бис не позволили строгие временные рамки телесъемки. С этого времени началось победное шествие песни по стране. После этого песня «Вологда» постоянно присутствует в репертуаре «Песняров».

« Это простая, доходчивая песня, которая перепела уже немало песен.Валерий Дайнеко, исполнитель группы «Белорусские Песняры» »

-

  • Первые две строчки в ранних исполнениях (до «Песняров») были такими: «Песни, песни сам для неё я пишу. Письма, письма лично на почту ношу».
  • В первом варианте припев начинался так: «Где же моя, темноглазая, где? В Вологде, Вологде, В-о-о-о-логде!».
  • Песня звучит при прибытии в Вологду и отправлении из Вологды фирменного скорого поезда «Вологодские зори» (поезд № 59 Вологда — Москва, поезд № 60 Москва — Вологда), а также фирменного пассажирского поезда «Белые ночи» (поезд № 617 Вологда — Петербург, поезд № 618 Петербург — Вологда).
  • На первом исполнении песни публика вызвала группу на бис, что было непривычным для официальных мероприятий. Тем не менее, организаторы концерта пошли навстречу требованиям зрителей, тем более, что прямая трансляция не позволяла вырезать выступление из эфира.
  • В инструментальное сопровождение песни была введена партия баяна, чтобы лучше проиллюстрировать атмосферу послевоенного времени. Такое решение было нетрадиционным для бит-группы. Тем не менее, вскоре баян стал использоваться ВИА «Пламя» и «Лира», а впоследствии рок-группой «Ноль».
  • Резной палисад не совсем типичен для архитектуры Вологды. Однако палисады встречались у многих домов вплоть до 1960-х — 1980-х годов, когда большая их часть оказалась утрачена в ходе расширения улиц.
  • Существует городская легенда, согласно которой единственным домом с резным палисадом в Вологде на момент выхода в свет песни был кожно-венерологический диспансер.
  • Вид на Вологду с колокольни/Фото из Инета: город Вологда, вид с колокольни... /
  • Вот такая интересная информация заинтересовала меня и возможно заинтересует многих чиателей: песня преобразовала город, а песню только через 20 лет после её рождения, привели на сцену легендарные "Песняры" Владимира Мулявина.
Нравится
23:25
116
© Виктор Харламов
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Песня которой дали вечную жизнь, через 20 лет после её создания (1956) легендарные «Песняры» Владимира Мулявина — www.youtube.com/watch?v=wfMtyq3XWD0
Скамья у ворот и резной палисад

Изучив достаточно публикаций о песне Вологда (1956), я так и не понял был ли автор слов Михаил Матусовский в Вологде и знает ли что в Вологде палисады, да ещё резные, никогда до исполнения песни «Вологда» ансамблем «Песняры» (1976) на творческом вечере Михаила Матусовского в Колонном зале Дома Союзов, жителями не ставились. Зачем было в 1956 году в слова песни вплетать ересь типа «гда-гда-гда-гда...», да ещё в период проведения ХХ Съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина.? Народ только привыкал жить без «чёрных воронков» Берии…

Смерть в марте 1953 года И. В. Сталина и последовавшее за нею развенчание «культа личности» на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза (1956 год) стали провозвестниками новой эпохи. Эти события всколыхнули буквально всю страну, поставив ее перед необходимостью решения ряда злободневных вопросов первостепенной значимости. Этот период в истории СССР по имени инициатора перемен, первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева часто называют «хрущевской оттепелью». И действительно, многим казалось, что суровые годы напряженнейшего труда, тяготы кровавой и разрушительной войны, постоянный страх перед властью скоро уйдут в прошлое. Подобные настроения не миновали и жителей Вологды."
В первом варианте слов хита о северном городе, где кроме капусты ничего не росло и «резные палисады», а скамейки на узких улочках Вологды, да ещё дома №1, который и отыскать никто не может, ведь названия улицы не указал Матусовский. для этой цели были большой роскошью Вологде «Песни сам для неё я пишу...» пел Владимир Нечаев, о каком-то «пакете за пакетом», почему-то не конверты, дом где 2резной палисад" "№1, сад со скамьёй у ворот", да в Вологде ничего кроме капусты отродясь ничего не росло, а улицы были настолько узкие что скамейки за двором мало кто мог поставить… «Вот потому-то мила мне всегда Вологда-гда-гда-гда, Вологда, город где судьба меня ждёт...» К сожалению на эти вопросы никто не ответил и не ответит…

Вологжане, как и все советские люди, искренне верили в скорое наступление «светлого будущего». Символами той эпохи стали освоение целинных и залежных земель, движение бригад коммунистического труда (развернувшееся с 1958 года). С 1969 года начинают ежегодно проводиться Всесоюзные коммунистические субботники, приуроченные к празднованиям очередных годовщин со дня рождения В. И. Ленина. С большим размахом прошло в Вологде в 1967 году празднование пятидесятилетия Октябрьской революции и в 1970 году – столетия со дня рождения В. И. Ленина. В МАРТЕ 1955 ГОДА в Вологду из Краснодара и Молдавии поступили первые посылки — бандероли с элитными семенами «царицы полей» КУКУРУЗЫ (! Сумасшествие!) которые погибли в неравной схватке с местными погодным условиями (Где Краснодар и Молдавия, а Вологда среди болот, земель пригодных для выпаса скота («Вологодское масло») и выращивания картофеля, а «алые кисти рябин», чаще заменены ольхой, берёзой, дубом, клёном…

Вологжане, как и все советские люди, искренне верили в скорое наступление «светлого будущего». Символами той эпохи стали освоение целинных и залежных земель, движение бригад коммунистического труда (развернувшееся с 1958 года). С 1969 года начинают ежегодно проводиться Всесоюзные коммунистические субботники, приуроченные к празднованиям очередных годовщин со дня рождения В. И. Ленина. С большим размахом прошло в Вологде в 1967 году празднование пятидесятилетия Октябрьской революции и в 1970 году – столетия со дня рождения В. И. Ленина."

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение