Течение Нижнего Амура. Повествование в стиле блюз. III.9. Тайфун затормозил весну

ВЛАДИСЛАВ ЗУБЕЦ
ЧАСТЬ III. НЕЖНЫЕ ЧИСЛА АПРЕЛЯ
III.9. Тайфун затормозил весну
Примета не сработала. Я завожу будильник на те же шесть утра, но третий день метет –
– От Удыля к Де-Кастри...
Как будто не апрель? Опять все черно-белое и зимнее.
Третий день я топлю чурбаками. На лунку, в магазин – и больше никуда. Тайфун распорядился, затормозил весну, чтоб этот тип – не очень-то с экзотикой.
Лоб расшибет? Дни в полутьме и снеге. Спи и читай. И набирайся сил. В конце концов – ты никогда не жил так. Апрель заботится, сопротивленье глупо.
Проснешься по будильнику:
– Залеплено оконце...
Немного бересты, подсохшее бревно. Не закрывая топки, смотри, как разгорается.
– А в сени намело...
Да так, что дверь заклинило.
День слабо пожелтеет и уйдет. Ночью слегка стихает. И полная луна. С рассветом же опять. Все дни я на лежанке – за Малую Амбу и за Ковригу.
Весна дальневосточная:
– Тайфуны...
Который из них первый, пожалуй, и не скажешь:
– Слились с зимой...
И солнце – вроде премии. Роптать тут бесполезно и не надо.
Проснешься, влезешь в тапочки (обрезки давних валенок) и в полутьме колдуешь возле печки. И дым березовый каюту оживит, задаст какой-то тон существованью.
Кончаю измеренья и снежными мостками – за молоком –
– Через тайфун и ветер...
Безлюдное село скрипит всеми снастЯми:
– Тайфун, Пиратик...
В этом что-то есть.
Конечно, есть. Поход за молоком –
– Поход за витаминами душе полупроснувшейся...
Тем паче что село как ветряная мельница. И что тайфун весенний, несомненно.
Таежный, с Удыля, со спорами лишайников. Из тех, что наполняют мой парус оптимизмом. Полярка – парус, но:
– Какая же тут разница...
– Да, да, Пиратик, в этом что-то есть.
И чуть ли не от каждого двора к нам вылетают – Чарли, Старикашка, Микропират. И тот еще, привязанный. Ему – двойную порцию сухариков.
Пиратик, моя тень, собак не одобряет –
– Задышит, вздернет нос!
Ревнив, но добродушен. Игра – отнюдь не драка. Ком из клыков, хвостов. Весь берег истоптали невозможные.
Оставлю банку, колбу забираю. И возвращаемся –
– Навстречу тайфунУ...
Следы уже заносит под вечную струну, под вой и причитания Кольчема.
День за оконцами. Мелькание снежинок, возгонка бересты, букет рододендрона:
– Пьешь чай мечтательно...
В нем тоже витамины? Чугун плиты – до красного каленья.
Я подсмотрел, как кольца отлетают. От взрыва дрогнет дом, и искры во все стороны.
Сгорание дотла, и выгребать не надо. Вечный огонь –
– Пещера неолита...
Бревно пылает, пламя загибается. И дым, лишь когда сильные порывы. Но если печь в режиме, то и тяга. Чурбан охвачен пламенем надолго.
Чурбан:
– Господин Чурбан?
Это из сказок Гауфа – какой-то дядя вредный. Лесной, из Чернолесья. Из Шварцвальда, такого же, как там, за огородом.
В пургу тайга опять какая-то дремучая, какой была у раннего отшельника. И я дремал, наращивая мускулы, как следует не зная светлохвойности.
Теперь-то знаю, но –
– Тайфун от Удыля...
И знание мое как будто бы впустую? В пурге мелькает мягкость лап еловых. И господин Чурбан, и феи с амазонками.
Бревно пылает и:
– Волшебные снежины...
Тем временем рододендрОн? Уже весь в скрутках розовых, похожих на липучки:
– Себе и стюардессе...
Ревнивый офицерик...
Я не силен в ботанике. И первые букеты какого-то другого растения тайги. Где только листики похожи на багульник, но запах оказался не «смолистым».
Возможно, что опять я ошибаюсь:
– «Подбелый» или «козий»?
Но скрутки умилительны! За стеклами снежины, а у меня весна, воистину кольчемская, лишь чуть с опереженьем.
Наверстываю письма. И в конверты – по веточке с бутонами багульника:
– Пусть мне завидуют...
Душистая экзотика? Мне, моей келье, нежному апрелю.
...Да, сказки Гауфа в старинном переплете. Тайга за огородом:
– Чернолесье...
Тайфун? Что тут поделаешь –
– Мечтательный тайфун...
Возгонка бересты, березового столбика.
Не умолчу опять о тете Кате:
– Один вы тут живете? Никто вас не пугает?
Приходит регулярно, вынюхивает что-то, шпионит по приказу Богородского.
Тогда (еще на выборах) мы были подозрительны. Наверняка следили за нашей Экспедицией. Но все уехали, лишь я один в Кольчеме. Кому-то поручили шпионить и докладывать.
Кому как не соседке? Но этой тете Кате не уяснить, чем я тут занимаюсь:
– Вы здесь один живете?
Причем невольно смотрит – на балку потолка:
– Вы человек хороший...
«Хороший», но не спрятать злобный голос. Докладывать ей нечего, а там, наверно, требуют. А, впрочем, я, наверное, излишне подозрителен. Противно, как она распустит губы.
Но я действительно спокоен в смысле балки. И не боюсь ни ставень, ни скрипа половиц. Я думаю, Дух дома меня оберегает, по крайней мере – терпит молчаливо.
Спровадил тетю Катю –
– Двор Белого Клыка...
Весна, похоже, время под снегом не теряет. Вытаивают грядки. С тесовой крыши капает. И дом скрипит, как ветряная мельница.
Чищу Пирата снегом –
– Как ковер?
Лежит, как будто бы его так чистили всегда. Ворона созерцает нас с дуплянки. День протекает вроде незаметно.
Схожу в библиотеку за новой сеткой книг. Беру, что приглянётся, смотря по настроению. Но краеведенью всегда приоритет:
– Нижний Амур...
Имею массу выписок.
Новейшая история, шаманство, ботаника и «разное» –
– Зачем?
Кольчем загадочен, и знать кое-что надо. Для подкрепленья смысла этнографии.
Моей, а не вообще –
– Моей в широком смысле...
Хотя бы этих дней, дней нежного апреля. И смысла моего Кольчема ненаглядного, который, вероятно, не случаен.
Тайфун –
– Табу на все...
На сопки, на тайгу. День слабо пожелтеет и уйдет –
– Как будто ничего не показавши...
Но где еще? Нигде, кроме Кольчема.
В моем блокноте много всякой всячины –
– Как кадры кинохроники...
И день не пропадет. Когда-то проявлю эту катушку пленки и стану смысл искать, если он тут присутствует.
Да, кадры? Кадры дня. Вот, например, с вороной. Пират бродит по отмели. Я чищу его снегом. И мягкие губы кулак теребят:
– Что у тебя для косматого?
И несет, и несет с Удыля. И свершается день незаметно. Я готовлю свечу на тот случай, если вновь не дадут электричество.
Свечи я экономлю. У меня тут еще есть светильник соляровый –
– Лампа...
Подрезаю фитиль. Масла в лампе порядочно. А ведь сколько я жгу –
– Все порядочно...
И кружка у меня лабораторная. И лампа Аладина – из пикнометра, то есть ее стекло – обрезанный пикнометр, а так она нормальная, с широким основаньем.
Но зажигать огни пока что рано. Где-то закат свершается. И тихий полумрак – еще часа на два. И кабинетик – еще часа на два в оцепененье.
Читать нельзя. Подбросишь кругляков –
– Следишь, как занимаются...
Порой мне удается, чтоб – только лишь они или стук ставень,
– Чтоб только сумрак длился в кабинетике...
Да, хорошо. А выйдешь на ступени:
– Несет от Удыля...
Пиратик, моя тень, берет печенье мягкими губами:
– А кто будет хвостом махать, косматый?
Пурга обычно к ночи утихает. И мутный свет луны присутствует неявно. Разве есть еще что-то, кроме хребтов за прерией,
– Кроме души, стоящей на ступеньках?
Свет так и не зажегся. Кормлю Пирата ужином:
– Ну и тень от хвоста –
При свече на печи...
Чем не стихи? Тоже кадр из блокнота. Проявлю –
– Возвращуся в бунгало...
Нежные числа апреля! Я их люблю, хотя бы потому, что все меня касается. Потом не успеваешь. Придут другие кадры –
– Перегонят...
Положим, коготки рододендрОна – не очень-то примета –
– Но с Амбы?
Но обещанье радости. Весны. Весны в Кольчеме – той, что ждешь давно безотносительно.
Весной ты вровень, каждая примета – еще отдельная:
– Апрель – весь обещанье...
А после что? Всегда перегоняет. Потом – не успеваешь все записывать.
Но этот мой апрель не где-то, а в Кольчеме. Причем – до навигации, практически до лета. В условиях приблИженных. Знакомое волненье:
– Посмотрим на Кольчем и на отшельника...
Пиратик, моя тень:
– Отвык без его морды...
Чуть пропадет куда-нибудь, тревожно на душе. Любимчик – так сказалось само, еще когда-то. Вот и сейчас –
– Волна горячей радости...
Задышит, вздернет нос:
– Ууу, я вернулся...
Возник у печки. Знает, что любимый. Башка с белой полоской и тряпочки ушей, всегда вперед загнутые. А лоб его – медвежий.
Обычно спит в сенях. Гремит оттуда миской. И очень чуток в смысле привидений. Найду его во тьме, чешу башку. А перестану –
– Трогает настойчивою лапой...
Тушу свечу, и мутный свет луны, как у Арсеньева, окошки озаряет:
– Да нет же...
Так слегка. Идет по окнам. Сначала – по удыльским, потом – и к огороду.
Удачная находка с кругляками? Так больше треска:
– Утром береста...
И Новый день? Возможно, такой же, как сегодня. Уже, впрочем, вчерашний, оставшийся в блокноте.