Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Тая

Тая

Теперь каждый вечер, когда Тая бывала у старой графини, она зубрила какую-то одну французскую пословицу или поговорку, а потом целый день, как попугай, повторяла ее про себя. К концу учебного года она их знала добрый десяток.

 

Конечно, они не забывали и о музыке. Юная душа жадно воспринимала все новое. Тая слушала музыкальные произведения известных композиторов в исполнении старой женщины, и слушала пластинки, которых в этом доме был целый чемодан. Не все, конечно, ей нравилось, но ей старая интеллигентная женщина старалась привить любовь к классической музыке, учила понимать ее и слушать.

 

Так прошел весь учебный год. Четвертый класс Тая окончила успешно, всего с одной тройкой в табеле. Теперь во время летних каникул девочка стала бывать чаще у Антонины Михайловны. Они много читали вслух по очереди. Старая учительница заставляла читать Таю вслух, следя за тем, как она произносит слова, добиваясь чистоты речи. И сама она, конечно, ей читала. Особенно нравились юной слушательнице старинные рыцарские романы. Порой они так засиживались до глубокой ночи. Мать Таи уже перестала обращать на это внимание, зная, что девочку плохому там не научат.

 

В пятом классе начали изучать немецкий язык. Конечно, Антонина Михайловна знала и этот язык, но не настолько, чтобы преподавать его в школе. Но, во всяком случае, она всегда могла оказать помощь девочке при выполнении домашних заданий по этому предмету. Теперь она уже неотступно следила за успехами в учебе своей подшефной. И это давало свои результаты. Все меньше в дневнике становилось четверок, а тройки исчезли совсем. Тая становилась одной из лучших учениц в классе.

 

Антонина Михайловна старалась развивать память у девочки. Она научила ее играть в шахматы и заставляла учить стихи. Кроме стихов украинских и русских поэтов, которые задавали им учить в школе, она в свободное время учила стихи Тютчева, Кольцова, Есенина. А отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» многие знала наизусть. Особенно ей нравились те места, где описывалась природа.

 

Внезапно у нее проявились способность и интерес к математике. Теперь, если учительница задавала на дом решить задачу, например, № 23, то Тая решала не только ее, но еще дома в своей отдельной тетради решала задачи №№ 22 и 24. То же самое происходило с примерами. К концу пятого класса она перерешала все задачи и примеры из учебника, и ей уже казалось этого мало. Она уже с интересом заглядывала в учебник для шестого класса. По математике она стала лучшей в классе, и ее начали посылать на междушкольные олимпиады. Оттуда она привозила грамоты и призы.

 

В старших классах за ней укрепилось звание круглой отличницы и лучшей ученицы в школе. Теперь уже Антонине Михайлове не приходилось помогать Тае делать домашние задания. Она сама уже прекрасно справлялась с ними. Для себя Тая твердо решила, что пойдет по стопам старой учительницы, окончив школу, поступит учиться в педагогический институт и будет учить детей. Она теперь уже знала, как это нужно делать.

 

Теперь, когда Тая уже не нуждалась в помощи при выполнении домашних заданий, ее посещение старой учительницы носило другой характер. Они проводили время за беседами, как два взрослых человека. Графиня рассказывала Тае о своей жизни, учила ее, как поступать в тех или иных случаях. Давала ей много дельных советов. Ей было приятно, что девочка выразила желание по ее примеру стать учительницей и учить детей светлому, доброму, вечному.

 

Тая делилась с ней тем, о чем она даже матери не говорила. Она рассказала, что теперь на нее стали обращать внимание мальчики, которые раньше ее просто не замечали. Они стали предлагать проводить ее домой со школы, поднести портфель, приглашать танцевать на школьных вечерах.

 

- А тебе кто-нибудь из них нравится?

 

- Да в общем-то нет, правда, если только Сашка Боченко.

 

- Ну а он, как к тебе относиться?

 

- Не очень. Только один раз пригласил меня танцевать.

 

- Ну а ты? - Я не пошла с ним. Я просто не умею…

 

- Вот это да! Это у нас с тобой большой пробел в развитии. Ай-ай-яй. Как это я упустила! Все, срочно нужно этот пробел устранять. Давай этим займемся прямо сейчас. Ты вальс танцевать пробовала?

 

- Это кружиться, что ли?

 

- Нет, не просто кружиться, а танцевать.

 

- Вроде бы пробовала.

 

- Ну давай, покружись, покажи, как ты это делаешь.

 

Тая начала кружиться по комнате, неуклюже переступая с ноги на ногу.

- Нет, так не годиться, движения должны быть плавными, ты должна словно плыть. Вот посмотри, как это делается.

 

С этими словами старуха поднялась с кресла, выпрямила спину, слегка отклонила голову назад и влево, правую руку отвела в сторону, а левую, согнув в локте, подняла кверху, и плавно стала скользить по комнате. При этом она вся преобразилась. Глядя на нее, казалось, что это танцует молодая женщина. Она сделала круг по комнате и снова опустилась в кресло.

 

- Вот, приблизительно так. Давай, теперь ты. Считай про себя. Раз, два, три – раз. Раз, два, три – раз. Вальс идет на три четверти. Я сейчас тебе подыграю, а ты учись.

Женщина села за пианино и стала играть вальс. Девочка пыталась кружиться, как ей показывали, но сразу у нее не все получалось.

 

- Спинку выпрями, не смотри вниз, голову подними, и слушай музыку. Раз, два, три – раз. Раз, два, три – раз.

 

Так урок продолжался около часа. Теперь у Таи уже начало немного получаться. Когда учительница закончила играть и закрыла крышку пианино, запыхавшаяся девочка села рядом с ней в кресло.

 

- Ну, вот приблизительно в таком духе. Потренируешься так и будешь танцевать лучше всех в классе. Я тебе еще потом покажу другие движения. Жаль, что партнера у нас нет, а то мы сделали бы из вас лучшую танцевальную пару в школе. Кстати, ты упоминала о каком-то Сашке? Он тебе нравится?

 

- Я бы не сказала, что он мне сильно нравится. Просто из всех наших мальчишек я бы только с ним хотела дружить.

 

- А он обращает на тебя внимание?

 

- Это как?

 

- Часто смотрит на тебя? Предлагает проводить тебя домой после школы? Поднести портфель? Сходить с ним в кино или на танцы?

 

- Нет, такого за ним не замечалось.

 

- А ты хотела бы, чтобы он обратил на тебя внимание?

 

- М…м. Хотела бы.

 

- Ты слышала такие выражения «стрелять глазами» или «строить глазки»?

 

- Слышала, но не знаю, что это такое. По-моему, это что-то нехорошее.

 

- Глупости! Это просто элемент женского кокетства, когда женщина или девушка хочет обратить на себя внимание понравившегося ей молодого человека. А знаешь, как это делается?

 

- Нее.

 

- А делается это так. Вначале сидишь или стоишь, опустив глаза вниз, напротив человека, который тебе нравится. Делаешь быстрый взгляд на объект, желательно прямо в глаза, потом опускаешь глаза вниз, дальше переводишь взгляд вправо, и повторяешь все с начала. Затем делаешь большую паузу, и снова все повторяешь. На мужчин это действует безотказно.

 

- Интересно, я даже не знала. Надо попробовать.          

 

- Только не переборщи. Это нужно делать не постоянно, а раза три-четыре за вечер.

 

Так старая графиня учила будущую леди секретам общения с сильным полом. Конечно, подобных знаний ни в школе, ни дома девочка почерпнуть не могла. Добрые семена, упавшие на благодатную почву, давали хорошие всходы, и обещали в будущем принести хорошие плоды. Теперь Тая, оставаясь одна дома или на улице, постоянно кружилась, добиваясь плавности движения. И, наконец, ей представилась возможность проверить на практике то, чему ее учила графиня. В восьмом классе (тогда была десятилетка, и школьники восьмого – десятого класса считались уже старшеклассниками) на новогоднем балу в школе Тая, услышав звуки вальса, схватила свою подружку Соню и стала кружиться с ней вокруг елки. При этом она все делала так, как ее учила старая графиня. И сразу все обратили на нее внимание. Уже на следующий танец к ней подошли приглашать сразу несколько ребят. В этот вечер она просто блистала. В самом конце вечера к ней подошел Сашка. Правда, танцевать ее не пригласил, а спросил разрешения проводить ее домой. Тая согласилась. По дороге домой он спросил ее:

 

- Где ты так научилась танцевать?

 

- Секрет. А тебе что, понравилось?

 

- Понравилось. Я бы тоже так хотел.

 

- Правда?

 

- Правда. Если ты меня научишь - мы будем лучшей парой в классе, и даже в школе.

 

- Хорошо, я подумаю.

 

Тая сразу не рискнула пригласить Александра к своей наставнице без ее разрешения. Но ей очень хотелось, чтобы они с ним вместе приходили в этот дом, и она могла там учиться танцевать с партнером. В следующий раз во время посещения старой графини девочка робко задала ей вопрос:

 

- Антонина Михайловна, можно я в следующий раз приду к вам с мальчиком. Он тоже хочет научиться танцевать.

 

- А кто он?

 

- Это мой одноклассник Сашка Боченко.

 

- А кто у него родители?

 

- Папа его работает в колхозе бухгалтером, а мама медсестрой в больнице.

 

- Это не тот ли Сашка, о котором ты мне раньше говорила, что он тебе нравится?

 

Тая покраснела, и молча кивнула головой.

 

- Конечно, приглашай. Я хочу сама посмотреть на него. И тогда я скажу, стоит ли тебе с ним дружить.

 

- Спасибо, Антонина Михайловна. Мы тогда завтра после школы с ним придем.

 

На следующий день девочка со своим другом зашли к старой учительнице. Она встретила их приветливо, напоила чаем с вареньем. За столом они непринужденно беседовали. Женщина во время беседы ненавязчиво интересовалась, чем живет молодой человек, его какие у него интересы, взгляды на жизнь. Мальчишка ей понравился. В нем было уже что-то настоящее мужское, чувствовался твердый характер и какая-то надежность. Когда он отвернулся, Антонина Михайловна украдкой показала Тае большой палец, и утвердительно кивнула головой. В тот вечер танцами они не занимались, просто весь вечер прошел в беседах.

 

Во время весенних каникул ребята почти ежедневно бывали у Антонины Михайловны. Для них это стало просто необходимостью. Закончив урок танца, они еще подолгу засиживались у приветливой хозяйки слушая, музыку, ее рассказы о прежней жизни. Она иногда читала им вслух старинные романы. Это общение с интересной женщиной еще больше сближало ребят. У них появились общие интересы, общие дела. Дружба их крепла. Теперь им завидовали почти все в классе. Особенно завидовали девчонки Тае, удивляясь, как ей, прежней замухрышке, удалось заполучить самого видного мальчика в классе. Оба они очень хорошо учились и были неразлучной парой. На школьных вечерах, когда они вместе танцевали, ими любовались и завидовали. Уроки старой графини не прошли даром. Однако даже при таком близком общении их дружба не носила романтический характер, они были просто хорошими товарищами. Ровным счетом, так могли дружить два мальчика или две девочки. Это немножко задевало Таю, ей хотелось видеть в своем друге не просто товарища, а рыцаря, увлеченного своей дамой сердца, но Александр, казалось, даже не замечал в ней девушки. Она своими мыслями поделилась со своей наставницей. Та успокоила ее.

 

- Не волнуйся, девочка. Он еще просто не дозрел. Мальчишки в этом возрасте в развитии значительно отстают от девочек. Если хочешь узнать, как он к тебе относиться, сделай вид, что тебе понравился другой мальчик. Посмотришь, что будет.

 

Тая так и сделала. На очередном школьном вечере она с Сашкой танцевать не стала, а весь вечер просидела в углу с Мишкой Васильченко, весело болтая о чем-то. А то и рад был, что ему уделили такое внимание. А закончилось все это плачевно: в тот же вечер Сашка поколотил Мишку. Тогда Тая успокоилась, и больше подобных проверок своему товарищу не устраивала.

 

И вот наступил последний год учебы в школе, самое ответственное время. Все предметы были сложными, на выполнение домашних заданий уходило много времени, так что ребята теперь уже редко посещали Антонину Михайловну. Только тогда, когда задавали писать домашнее сочинение по литературе, они бегали за советом к старой графине. После ее советов их сочинения получали высший бал и их можно было посылать на конкурс.

 

В старших классах у Таи проявился талант поэтессы. А началось все случайно. Она, как член редколлегии классной стенной газеты, после уроков участвовала в выпуске очередной газеты. Нужно было покритиковать Вовку Смелкова за постоянные опоздания на уроки. И как-то само собой у нее получился смешной задорный фельетончик в стихах. На следующий день весь класс дразнил Вовку славами ее стихов. Ей это самой понравилось. Она попробовала написать стихотворение о своих животных: кошке Муське и собачке Жучке. Тоже получилось смешное и наивное творение. Она показала его старой учительнице. Та похвалила ее и сделала несколько поправок и замечаний, сказав при этом, что у нее проявился настоящий талант поэтессы. Посоветовала почитать как правильно подбирать рифму, как выдерживать темп и размер стиха. И с тех пор началось, стихи полились у нее рекой. Вначале они были грубоватые, с корявой рифмой, не всегда выдерживался размер, но все они уже были пронизаны глубоким содержанием, интересными мыслями и сравнениями. Но постепенно, благодаря советам Антонины Михайловны, от этих недостатков она избавилась. Теперь на всех смотрах школьной самодеятельности она читала свои стихи о школе, о родном крае, о родине. Ее хвалили, даже послали ее стихи в редакцию районной газеты, и они были опубликованы к какому-то празднику.

 

Выпускные экзамены за десятый класс Тая сдала успешно, в аттестате зрелости было всего три четверки. Это позволило ей свободно поступить в областной педагогический институт на факультет иностранных языков. Основным предметом Тая выбрала немецкий язык, и факультативно стала изучать французский.

 

Поделиться своей радостью о поступлении в институт девушка сразу же помчалась к своей доброй старой учительнице. Та поздравила ее, и у них состоялся долгий разговор, затянувшийся до полуночи. Она учила ее, как нужно вести себя в группе во время учебы, как конспектировать лекции, как сделать так, чтобы завоевать сразу же авторитет у преподавателей как лучшая студентка. Многие советы старой графини так пригодились впоследствии Тае, что она не раз вспоминала ее добрым словом. И уже экзамены за первый семестр она сдала успешно и получила стипендию.

 

На летних каникулах после первого курса Тая могла уже почти свободно разговаривать с Антониной Михайловной по-французски. Старая графиня в разговорах старалась добиваться у своей подопечной абсолютной чистоты произношения. И конечно, более глубокому изучению языка ей помогали книги на французском языке, которых много было в доме старой учительницы. Теперь Тая могла их читать практически без словаря.

 

Когда во время зимних каникул Тая приехала домой, то в тот же вечер собралась идти к Антонине Михайловне.

 

- Не ходи туда, - как-то угрюмо сказала ей мать.

 

Тая удивленно вскинула брови.

 

- Почему?

 

- Нет ее больше, померла.

 

- Когда это случилось?

 

- Еще на Покров.

 

- Что же мне не сообщили?

 

- Не хотели тебя срывать с занятий. На, вот, почитай. – С этими словами мать достала откуда-то сверху со шкафа большой конверт из коричневой бумаги. Там оказалось завещание старой графини. Хату и все имущество она завещала Таисии. Книги же, по ее усмотрению, она могла оставить себе или передать в школьную библиотеку, или в избу-читальню колхоза. Там еще было письмо на французском языке, адресованное лично Таисии. Графиня писала:

 

«Дорогая моя девочка! Когда ты будешь читать это письмо, меня уже не будет в живых. Не плачь, не горюй обо мне. Я благодарна Господу за то, что на старости лет он послал мне тебя. За эти годы ты мне стала родной, не знаю дочкой или внучкой, но самым близким мне человеком. Ты ведь знаешь, что на всем белом свете нет у меня никого, кроме тебя. Я рада, что мне удалось хоть чем-то помочь тебе в жизни, помочь выбрать правильный путь, привить тебе любовь к знаниям, книгам, музыке, искусству. Не зарывай в землю свой дар, у тебя есть настоящий талант. Пиши. Обнимаю и целую тебя. Твоя бывшая графиня фон Лишина Антонина Михайловна».

 

Дочитав завещание и письмо, Тая так и осталась стоять посреди хаты, пораженная этим известием. Слезы катились у нее из глаз. Дрожащим голосом она спросила у матери:

 

- Где ее похоронили?

 

- На старом кладбище, почти рядом с могилой деда Ивана.

 

- Я сейчас пойду туда.

- Оденься хорошо, надень валенки, там сейчас снега по колено.

 

Через полчаса Тая, утопая в снегу, брела по старому деревенскому кладбищу в поисках могилы своей дорогой учительницы и наставницы. Могилу, где похоронен был дед Иван, она знала хорошо, поэтому ей не стоило большого труда отыскать могилу Лишиной. Могильный холмик был засыпан снегом почти полностью. На скромном деревянном кресте была прибита табличка с именем почившей, датой рождения и смерти. Вот и все, что осталось от такого доброго и хорошего человека. Тая долго стояла у могилы, вспоминая обо всем, что было связано у нее с этой чудесной женщиной. Перед ее мысленным взором прошли картины, начиная с первой встречи у старой груши, и кончая последней беседой на французском языке. Там же, у могилы она поклялась вечно хранить память о старой графине, ставшей в ее жизни больше, чем мать.

И она сдержала слово. Спустя два года после окончания института вышла ее первая книга стихов, которую она посвятила своей самой дорогой учительнице и наставнице Лишиной Антонине Михайловне.

 

г. Клин 2015 г.

 

 

 

Нравится
07:30
53
© Yawriter
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение