Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Тайна Введенского (Немецкого) кладбища

 

Барон Андрей (Иоганн-Андреас) Львович Кноп (1855—1927) — русский промышленный и банковский деятель, благотворитель, действительный статский советник (1912).В начале 1860-х годов был увезён отцом в Германию. Жил в Бремене, где получил среднее и высшее образование. Затем в течение трёх лет изучал текстильное производство в Великобритании и США. После этого вернулся в Россию и с 1882 года стал купцом 1-й гильдии. В 1880—1890 годах Кноп занимался торговлей хлопком и чаем в Москве и на Нижегородской ярмарке. Под руководством своего дяди И. К. Прове участвовал в управлении семейной фирмой «Людвиг Кноп», а в 1901 году возглавил фирму и был её директором-распорядителем по 1916 год.

Кноп являлся одним из самых богатых предпринимателей в России. Был председателем и членом правлений многих промышленных предприятий и банков, в том числе и Московско-Волжско-Бакинского нефтепромышленного товарищества. В 1909—1914 годах был старшиной Московского биржевого комитета. В 1906 году Андрей Кноп был одним из создателей общероссийской организации предпринимателей — Съездов представителей промышленности и торговли и в 1906—1915 годах входил в состав совета Съездов.

По политическим убеждениям он был октябрист, являлся членом московского центрального комитета и всероссийского центрального комитета «Союза 17 Октября» — делал крупные пожертвования партии. Также занимался благотворительностью: был попечителем больницы имени императора Александра III и Московского коммерческого института, членом Московского отделения попечительства о глухонемых. Кроме этого того, Кноп состоял членом Московского автомобильного общества. Совместно с Н. А. Второвым Кноп создал монопольное объединение хлопкоторговцев - Товарищество на паях для внутренней и вывозной торговли ма­ну­фак­тур­ны­ми то­ва­ра­ми (1914 год). В 1915 году преобразовал торговый дом «Л. Кноп» в Товарищество «Волокно», стал председателем его правления (в 1918 году предприятия товарищества национализированы). В 1916 году Кноп вошёл в правление Московско-Волжско-Бакинского нефтепромышленного товарищества. В 1917 году один из организаторов и руководителей Всероссийского общества хлопкопромышленников и торговцев хлопком.
По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года Кноп эмигрировал в Эстонию. Председатель правления Товарищества Кренгольмской мануфактуры (1918 год), затем передал дела своему сыну А. А. Кнопу ) и уехал в Германию.комплекс
При отце Андрея Львовича-Льве Кнопе был построен комплекс "Боярский двор", название получила гостиница, располагавшееся на верхних этажах здания. Архитектором стал Федор Осипович Шехтель. "Боярский двор" отвечал всем требованиям нового времени. Он мог объединять под одной крышей представительскую, торговую и биржевую деятельность, то есть был огромным "офисно-гостиничный комплексом с помещениями для контор фирм-арендаторов и жилыми квартирами на верхних этажах".Московское страховое от огня общество было крупным заказчиком и могло позволить себе подобное строительство. Общество было учреждено еще в 1858 году. Учредителями его были текстильные фабриканты Лев Кноп и Алексей Хлудов, знаменитый книгоиздатель Козьма Солдатенков, купцы Логин Прен, Иван Жадимеровский и другие. Из всех российских обществ огневого страхования МСОО имело самую сильную собственную финансовую базу. Страховая операция обеспечивалась 2 млн. рублей акционерного капитала и являлось наиболее доходным страховым предприятием империи. Правление МСОО находилось на улице Большая Лубянка в доме 14, приобретенном в 1881 году, а в 1901 общество приобретает владение 8 на Старой площади."Боярский двор" вытянулся вдоль Китай-городской стены. Со стороны площади можно было видеть только верхние этажи здания, поэтому Шехтель решил стилизовать дом под древнюю крепость. Здание Двора как бы выглядывало из-за массивной древней стены и двенадцатигранной глухой башни. Шехтель украсил только аттик и верхние этажи здания, эркеры, заканчивающиеся башенками, смотрелись как башни старинного замка, украшенного балконами и сплолзающей вниз лепниной. Массивная стена и башня, заросшие деревьями и виноградом придавали зданию средневековый колорит.Внутренние помещения Двора были удобными и элегантными. В 1914-1915 годах в одном из номеров гостиницы останавливался Максим Горький, здесь его посещали Федор Шаляпин и Иван Бунин.
В состав данного общества вошли представители дворянско-купеческого рода Столяровых -родственники Вогау (Wogau) — семьи немецких предпринимателей в России с XIX века.
Начало династии положил Максимилиан (Максим) фон Вогау (1807—1890), приехав из Германии в Россию и женившись на дочери текстильного фабриканта Рабенека.Рабенеки-были родственниками Столяровых В 1840 году вместе с братьями Карлом (1821—1870) и Фридрихом (1814—1848) открывают в Москве торговлю «химическими и колониальными товарами».
Сделав состояние на продаже чая, братья инвестировали в промышленность и банковское дело.
К 1917 году семейное предприятие, «Вогау и Ко», возглавляемое сыном основателя Гуго (1849—1923), представляло крупнейший многопрофильный концерн.
Семья Вогау владела металлургическими предприятиями на Урале, монопольно торговали медью, инвестировали в цементный, сахарный, текстильный, угольный бизнес.
В начале Первой мировой войны, фирма сворачивает деятельность в России, так как 5 из 8 членов правления являются немецкими подданными.
Оставшийся в СССР сын последнего руководителя фирмы, профессор, крупный радиотехник, Максим Марк Вогау (1895—1938), был расстрелян «за шпионаж в пользу Германии».
Лидеры двух ведущих фирм – Кнопов и Вогау – возглавляли и лютеранскую общину города, финансово обеспечив строительство в начале 1900-х годов нового здания лютеранской церкви Св. Петра и Павла в Старосадском переулке. Предприниматели являлись попечителями многочисленных благотворительных и просветительских организаций московских немцев (Евангелического госпиталя в Лефортове и др.).
Церковь вы до сих пор можете увидеть в Москве.Представители рода Вогау и Кнопов похоронены на Введенском (Немецком) кладбище
С данным кладбищем существует следующая легенда.На надгробии фабрикантов мануфактурных изделий Кноппов стояла фигура Христа, почитаемая как чудотворная. А.Т. Саладин так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Невольно останавливаешься перед этим памятником. Исчезают вдруг окружающие его могилы, оживает Христос, движется его рука, указывая на вход, и слышится тихий голос: memento mori!» (Есть свидетельства, что скульптура Христа была гранитная или мраморная.) Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли".
Нашлась еще одна легенда о скульптуре Христа на Немецком кладбище.
Турманина В.И. "Легенды и историческая справка о Белом Христе"
Особенно много легенд связано с бронзовым трехметровым изваянием Христа с белым мраморным крестом в руке. Этот Христос возвышался у главного входа и был возведен в начале ХХ века. В суровые военные годы 1941-45 гг. среди прихожан жила вера, что этот Христос спасает людей от гибели на полях войны, и люди шли сюда с надеждой, которая у многих оправдывалась.
В книге З.В.Ждановой “Сказание о житии старицы Матроны” рассказывается, как к этому изваянию во время войны направила блаженная старица Матрона свою помощницу Верочку. Болезни напустила на Матрону злая хозяйка дома в Подлипках, где она тогда жила. “Спаси нас, - говорила она Верочке, скорее поезжай на Немецкое кладбище и слей нам водички с Креста Господня”. Верочке дали два бидона, один из которых был с водой. Добралась до кладбища она ночью, мороз был более 40 градусов. Ярко светила луна, и скульптура Христа сверкала в лунном свете. Спаситель словно смотрел на пришедшую светлым сияющим взором. Вода, слитая с руки спасителя, быстро излечила старицу Матрону. Молва о чуде пережила и саму скульптуру, убранную с кладбища во времена очередной атеистической кампании.
После исчезновения бронзовой статуи Христа люди перенесли способность помогать страждущим на Белого Христа, установленного в 1946 году. Эта скульптура стоит у памятника из черного гранита над могилой семьи Третьяковых, которые являются нашими дальними родственниками, и поэтому история создания памятника известна нам подробно. Эти Третьяковы не были близкой родней создателям картинной галереи. Они проживали в селе Воронцово (ныне в черте г. Москвы, на юго-западе), предки их были похоронены у сельского храма Св. Живоначальной Троицы. Уже в наше время, когда здесь создавался парк, кладбище закрыли и памятники увезли. Два брата Третьяковых окончили незадолго до революции духовную семинарию. Старший брат, Александр Михайлович, был женат на моей двоюродной тетке, Марии Сергеевне, урожденной Смирновой. Ее отец Сергей Смирнов многие годы прослужил священником в храме Св. Иоанна Воина на Якиманке. Александр Михайлович Третьяков не отрекался от религии все годы гонений. Я помню, как в 1943 году он отпевал мою бабушку, Анастасию Ивановну Файдыш. Он был невысокий, тогда уже совершенно седой, с добрым лицом. Протоиерей Александр Михайлович Третьяков покоится на Введенском кладбище. За два года до смерти он вел службу при открытии памятника Христу около усыпальницы Третьяковых. О судьбе его брата Николая Александровича Третьякова известно мало, перед войной он был репрессирован.
А третий брат, Петр Михайлович, хотя и окончил духовную семинарию , работал всю жизнь учителем. Он женился до революции на Лидии Яковлевна Рекк, дочери немецких купцов Якова и Веры Рекк. Яков Рекк умер в 1913 году, и Петр Михайлович обещал своей теще поставить скульптуру Христа перед памятником, надпись на котором была сделана на немецком и русском языках: “Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою Вас”. Скульптура Христа была выписана из Италии, но начавшаяся Первая Мировая война, а затем революция не дали возможности прибыть статуе в Москву. И уже позже, после Великой Отечественной войны, в 1946 году, Петр Михайлович решил выполнить свое обещание. В том году скончалась его жена, Лидия Яковлевна, прошедшая сталинские лагеря. Он попросил своего брата, Александра Михайловича, связать его с известным скульптором Надеждой Васильевной Крандиевской, которая была женой моего дяди, Петра Петровича Файдыша. Величественная черная стена с философской надписью вдохновила Н.В.Крандиевскую. Для головы скульптуры был приобретен каррарский мрамор, а блок белого отечественного мрамора пошел на фигуру. В книге моей двоюродной сестры, художницы Натальи Петровны Навашиной (Файдыш-Крандиевской) “Облик времени. Автомонография” , описано это событие в первый послевоенный год:
- Вот и праздник открытия памятника: под лучами майского яркого солнца, когда зелень еще только распустилась, свежесть и яркость удивляет своей чистотой. Птицы поют так громко, радостно предвкушая лето, как бы сообщая всем о приходе тепла, света и радости. Александр Михайлович начал службу и освящение памятника. Мы замерли. Не сон ли это? Хор монашек звонко запел и их пение перекликалось с птичьими трелями.
Потом этот памятник стал местом паломничества. Люди сливали воду с руки Спасителя, как это советовала сделать Верочке Матрона у другого Христа. В хрущевские времена памятник был сброшен, откололась часть носа и золотой венок. Но позднее, когда вера снова обрела право на существование, скульптура была восстановлена.
Будучи глубоко верующим человеком, я как ученый-естествоиспытатель не доверяю чудесам. Но как-то стоя перед Белым Христом, я почувствовала резкую боль в старой опухоли, которая меня не беспокоила. Пришлось обратиться к врачам, и мне очень быстро сделали операцию. Моя дочь, Сереберцева Анастасия Михайловна, фотографировала надгробие Рекк-Третьяковых. На снимке бросается в глаза необычная засветка пленки, как будто от Спасителя исходит свет. Говорят, что некоторые снимки бывают полностью засвечены."
После долгих поисков было найдено то самое изображение Христа.
Из книги: "Одним из самых запоминающихся надгробий всего кладбища была усыпальница семейства Вогау. Она занимала просторный прямоугольный участок. С одной стороны имелся склеп, торец которого был выполнен в виде руинированного античного портала храма. На специально грубо обколотых ступенях была установлена бронзовая фигура Христа, указывающая «зрителям» на фигуру блаженного, со страдальческим лицом смотрящего на Спасителя. Исполнил эту композицию известный флорентийский скульптор Р.Романелли. Он называл свое произведение «Блаженный у ног Христа». Москвичи очень почитали скульптуру Христа. Христиане, православные, католики, лютеране собирали воду с десницы Христа, складок его одеяния и пили ее, считая целебной. Так же у фигуры любили фотографироваться. Правда, часто позирующие заслоняли собой блаженного, «урода», как его называли москвичи. Поэтому и на открытке эта фигура заслонена позирующей.
По периметру склеп был обнесен античной изгородью с декоративными пеплохранительницами. После 1917 года фигура блаженного исчезла, а фигуру Христа перевезли в Археологический кабинет Московской Духовной академии в г. Сергиев посад, где она благополучно сохранилась доныне.
Сам склеп был выполнен после 1866 года, примерно в 1890-е гг., когда здесь похоронили Эмиллию Максимовну Банзу (урожденную фон-Вогау). Ее овдовевший супруг, знаменитый благотворитель московской немецкой общины Конрад Банза женился второй раз на родной сестре Эмиллии, Эмме. Оба они усыновили сына умершей от первого брака, Рудольфа Германа. В память о жене, сестре, маме Банзы и Герман содержали койки в Евангелической больнице и в Евангелических приютах Москвы, давали бесплатные обеды для неимущих.
В советское время усыпальница Вогау сильно пострадала, как и многие другие надгробия и захоронения в целом. Более 80-ти лет кладбище является общегородским, но многие надгробия с иностранными надписями до сих пор придают ему особый колорит"

Нравится
18:10
15
© Коляда
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение