Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Советы Оптинских старцев-96

Советы Оптинских старцев-96

СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника начала духовной жизни)

ИЗ МАКАРИЯ ОПТИНСКОГО

Вы удостоились вкусить дары благодатных 
ощущений. Сие вам показано, что есть 
благодать Божия и дабы вы могли различать 
ложь от истины и блага мирские и блага духовные.
Но она вам показана и скрылась, ибо не можете
понести ее, не искусившись во брани со страстьми
и не стяжавши смирения.

21.05.18 г.,
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

... С такой же ненасытной жаждой, как лет десять назад произведениями Феофана Затворника, увлёкся проповедями святителя Игнатия Брянчанинова. Да и попробуй не увлекись, когда святой говорит о том самом, что я хотел донести до читателей интернета, обитателей того светского мира, для которого истина Христова ровным счётом ничего не значит — звук пустой. А между тем, без Истины, без Бога, уйдём мы в небытие, точнее в бытие, которое в миллиарды раз хуже и мучительнее смерти.

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

Служение Господу

«Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и я пред Отцом Моим Небесным; А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным». (Мф. 32-33). Это сказал Господь ученикам Своим, которые тогда стояли пред лицом Его; это сказал всевидящий Господь, взирающий на отдалённое будущее как на настоящее, сказал всем без исключения ученикам Своим всех времён и стран; сказал это Господь и нам, стоящим здесь в храме Его, вписавшим себя в число учеников Его святым крещением. Как молния быстро протекает с одного края небес до другого, ничего не утрачивая в блеске своём, так определение Господа достигло нас чрез восенадцать (теперь — двадцать. — Б.Е.) столетий; во всей силе и ясности своей возвещено нам сегодня во Евангелии.

Ученики Господа — не те только, которые от имени Его именуются христианами, не те только, которые  приняли на себя обеты служения Ему:  ученики — те, которые действительно исповедают Его Господом своим (признают, пропагандируют, прославляют. — Б.Е.), исповедуют полновластным Владыкою над собою и вечным Царём, последуя Его учению, как учению Господа, исполняя Его заповеди, как заповеди Господа. Исполнение должно быть совершено умом, сердцем, словом, делом, всею жизнью. Стыд, робость, колебание — нетерпимы при исповедании. Исповедание требует решительного самоотвержения. Оно должно быть торжественное. Оно должно быть исполнено, как бы на открытом позорище (зрелище, позоре перед народом. — Б.Е.), пред Ангелами святыми и пред ангелами падшими, пред взорами земли и неба.

 «Сделавшись позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4, 9), — говорит о себе и о прочих святых апостолах святой апостол Павел. Апостолы не устыдились и не устрашились исповедать казнённого поносной казнью Богочеловека, осуждённого судом церковным и гражданским, не устыдились и не устрашились исповедать пред судом церковным и гражданским, пред сильными и мудрыми земли, пред тиранами  мучителями, пред лицом пыток и казней, пред лицом насильственной смерти. 

Исповедали Господа презрением и попранием начал мира те угодники Божии, которые подвизались среди мира, к которым с такой справедливостью можно отнести слова Евангелия: «Сии в мире суть, и не суть от мира». (Ин. 17, 11, 16). Исповедание Господа, сопровождаемое решительным и полным отречением от мира и от себя, было знамением всех святых.

Исповедание слабое, двусмысленное не принимается, отвергается, как непотребное, как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души: необходимо исповедание устами и словом. Недостаточно исповедание словом: необходимо исповедание делами и жизнью. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов  в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». (Мк. 8, 38).

Не только должно исповедать Господа, не только должно признавать Божество и владычество Его, — должно исповедать учение Его, должно исповедать заповеди Его. (Яснее — исповедовать Истину Христову. — Б.Е.)

 Заповеди исповедуются исполнением их.  Исполнение их, в противность обычаям,  общепринятым в человеческом обществе, есть исповедание Господа и слов Его пред человеками. Общество человеческое названо грешным и прелюбодейным, потому что оно, в большинстве своём, уклонилось в греховную жизнь, предало  и променяло любовь к Богу на любовь ко греху. Обычаи, господствующие в мире, имеющие значение закона, превысшего всех законов, противны, враждебны жительству Богоугодному.

Жительство Богоугодное служит предметом ненависти и насмешек для гордого мира. Чтоб избежать ненависти мира, его преследований и стрел, сердце слабое, не утверждённое верою, склоняется к человекоугодию, изменяет учению Господа, исключает себя из числа избранных.

Утверждает Господь учеников Своих в верности Себе и Своему учению, утверждает грозным словом, грозным определением, объявлямым благовренно. «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и я пред Отцом Моим Небесным; А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным». (Мф. 32-33). 

Зависимость от человеческого общества слабее семейной. Удобнее уклониться от подчинения требованиям общества, нежели уклониться от подчинения требованиям семейным. Требованиям семейным вспомоществует закон естественный и, когда эти требования согласны с законом Божиим, вспомоществует им самый закон Божий. (Это же нужно сказать и о законах общественной жизни, иначе, без согласия их с Законом Божьим, они — ложь и обман. — Б.Е.)

Затруднения и препятствия к исповеданию Христа, действующие на христианина извне, мало значат в сравнении с затруднениями и препятствиями, которые он находит внутри себя; грех, живущий в уме, сердце, теле, прямо противоположен исповеданию Христа, исповеданию заповедей Его. Грех упорно противодействует этому исполнению. Самое естественное добро, повреждённое грехом, затрудняет исповедание, усиливаясь внести в это исповедание, смесить с ним исповедание достоинств падшего естества (которых, в сущности, нет и быть не может. — Б.Е.)

Таким смешением уничтожается исповедание Христа, приписывается падшему естеству падение неполное, отъемлется значение у Христа, значение, которое, как всесовершенное, не терпит примеси, требует сознания в решительном повреждении естества падением. (Гал. 5, 4).

Уклониться от общества человеческого, от родственников — возможно; но куда уйти от самого себя? Куда скрыться от своего естества?  Как избавиться от него? Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие  естества, то есть отвержение от разума и его воли (переполненных земными страстями. — Б.Е.), пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия.

Изгнанием названа земная жизнь. Она — изгнание, потому что человеки низвергнуты на землю и подчинены страдальческому странствованию на ней за преступление заповеди Божией. Она — место и время изгнания для последователей Христовых, в ней преобладает владычество греха, враждебное последователям Христовым, преследующее их непрерывающимся, ожесточённым гонением. Они подвергаются разнообразному мучительству греха и внутри себя, и извне: с исступлённой злобою и неимоверным лукавством действуют против них жаждущие погибели их падшие духи; действует против них с увлечением большинство человеков, произвольно поработившееся падшим духам, и служащее для них слепым, несчастным орудием; действуют против них собственные страсти и пристрастия.

И в этом-то временном изгнании сторицей приемлют последователи Христовы в сравнении с тем, что они оставляют ради Христа и ради Его учения. Они ощутительно приемлют благодать Всесвятого Духа. Пред утешением, доставленным Божественной благодатью, ничтожны все радости, все наслаждения мира; пред духовным богатством, пред духовной славой ничтожны все богатства мира, вся слава их; удовольствия греховные и плотские в воззрении святых Божиих — отвратительные скверны, исполненные смертной горечи; положение славных и богатых мира подобно гробам повапленным (окрашенным красноватой краской — вапом. — Б.Е.), блистающим снаружи, а внутри наполненным тления и зловония, этих качеств, неразлучных с каждым трупом. Трупом по справедливости должна быть названа душа, поражённая вечной смертью: отчуждением от Христа.

Все земные блага и преимущества оставляют человека, оставляют на земле, когда человек, по неизбежному и неумолимому закону смерти, оставит землю, переселится невозвратно в вечность. Иному уставу последует Божественная благодать: она сопутствует в загробную область стяжавшему её здесь. Лишь свергнет человек с себя оковы тела, — благодать, как бы стесняемая доселе плотью, развивается обширно и величественно. Она служит залогом и свидетельством для избранника Божия. 

Когда предстанет он на суд, ожидающий каждого человека после его смерти, и предъявит своё свидетельство и залог свой, тогда, сообразно им, как логичное последствие их, предоставляются ему на небе духовные, вечные, неизреченные и неограниченные богатства, великолепие, наслаждение. «В век грядущий» он « живот вечный наследит» (Мф. 19, 29), — сказал Господь, — живот столько преизобильный и изящный, что плотской человек, основывающийся в суждениях о неведомом на понятиях о ведомом, не может составить о нём никакого понятия при посредстве собственного суждения.

Да даруется и нам, за точное исповедание Господа, наследовать этот живот, уготованный для всех нас непостижимой, безграничной милостью искупившего нас Собою Господа. Аминь...

Нравится
11:10
104
© Ефремов Борис Алексеевич
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
10:08

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение