Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Советы Оптинских старцев-44

Советы Оптинских старцев-44

СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника духовной жизни)


ИЗ АНАТОЛИЯ СТАРШЕГО ОПТИНСКОГО

Бог Сам живёт в том человеке, у которого мирное сердце.
Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести 
ни от кого, а сам ко всем оные имей — вот и улучишь мир!
А как только начнёшь искать, чтобы другие тебя заметили,
да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели, —
тогда прощай мир душевный!

15.12.17 г.,
Пророка Аввакума


ИЗ АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при
встречающихся неудачах; радоваться же можем только
тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися 
неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас
прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и
заступления.

15.12.17 г.,
Пророка Аввакума

... Сегодняшние высказывания оптинцев — явно в продолжение двух
наших предыдущих заметок. Разговор о настоящей поэзии настолько
сложен, что дай Бог нам хоть третьей главкой ограничиться.

Православный поэт — в первую очередь христианин, а потому всё, что
положено Христовым детям, и ему положено.  «...как только начнёшь искать, 
чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые 
добродетели, — тогда прощай мир душевный!» Словом, как только твои
поэтические стремления начнут домогаться мирской славы, спасительного
мира в твоей душе не будет. Вскипят зависть, гордыня, обида, озлобление.

Ловушкой становится любой светский конкурс, любое соискание 
атеистической премии. Крепко надобно усвоить Христову поэту, что 
в таких «собраниях нечастивых» делать ему нечего. Его высоких дум 
и переживаний там не поймут и не оценят. А лишь ехидно поиздеваются: 
нашёлся-де новый пророк в отечестве.

Однако с пушкинских времён известны обязательные правила поэтического 
творчества, одно из которых — обязанность довести свои труды, свои мысли 
и чувства до чителей. Так как же тогда быть? Ловушки всех видов (конкурсы, 
премии, шоу-концерты) явно отпадают по своей безрезультативности. Издания 
книг нереальны из-за немыслимой дороговизны.

Остаётся одно поле деятельности, довольно широкое и доступное — размещать 
стихи, поэмы и статьи на интернетких сайтах. Почти все они атеистические,
насквозь пропитанные антикультурой и безнраственностью, печатается там шут
знает какая безвкусица. Но и там есть читатели достойные, и там помещают труды
поэты талантливые. И тех и других мало, но они есть. И, по себе знаю, чем дольше
там работаешь, тем больше почитателей находишь.

Следовательно, выход есть. Без светской славы и атеистичеких почестей (они,
как правило, выпадают незаслуженно — критерии оценки на сайтах ложные), так 
это и замечательно. И преподобные Анатолий Старший и Амвросий говорят
мудрые вещи — слава православным (в том числе и поэтам) только во вред.
Человек забывает о Боге, живёт не по заповедям, благодати Святого Духа не 
стяжает, значит и вечной жизни не видать ему, как собственных ушей.

У православного поэта только один истинный путь — бороться за Правду
Христа, и не славой и земными почестями, а искренним служением Господу,
быть извесным, главным образом Ему, а уж потом и тем читателям, которым
стихи твои понравятся.

Еще и такая диалектическая проблема у православных поэтов. В стихах
приходится воевать с безбожным мещанством, нападками на Истину, а
подчас и ярыми врагами Христа. Борьба подчас щестока и беспощадна. 
И как же тут быть с заповедью — возлюби врага твоего? Тут ведь, пожалуй,
вражда уже неприкрытая.

Но это для взляда тех, кто Истины не ведает. Солнце-то для всех светит
одинаково — и для добрых, и для злых. Ведь и добрые, и злые — творения
Божьи, то есть родные братья. Только одни в Боге живут, а другие ушли от
Него и плутают по тёмным дорожкам. И те и другие, по большому счёту, легко
подвергаются грехам, которые охотно подсовывает сатана. Мы, верующие, 
вымаливаем слёзно грехи свои у Отца Небесного. Но ведь и неверующий
может по мукам совети придти к исповеди и оказаться прощённым, как тот
разбойник на кресте.

Эту непреложную истину знаем мы, верующие. И потому ненависть наша в борьбе
с ярыми атеистами обращается не на самих грешников, а на грехи, которые ими
овладели. И любовь наша к ним только выражается по-другому, по-особому. Мы
можем не встречаться с ними по бесполезности споров, но мы всегда — горячо
и честно — молимся за них Господу, чтобы помог им выйти из греховности
и начать новую жизнь.

И, думаю, не без наших молитв многие приходят в храмы, исповедуются, 
принимают крещение. А иначе отчего бы полнились народом, пожилым и молодым, 
нынешние церкви, и отчего бы всё чаще и чаще поблескивали из под
воротников рубашек золочёные крестики, радуя взгляд?

Таким чудом наградил нас Бог. Мы смиряем себя в борьбе со своими  страстями
и чистосердечно молимся после любой нашей непримиримой борьбы с любым 
злом, молимся, чтобы зло с Божьей попомщью, покинуло нынешних противников 
веры.

И никакого не получается рабского смирения и никакой человеконенавистнической
борьбы...

Нравится
12:40
101
© Ефремов Борис Алексеевич
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение