Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Советы Оптинских старцев-120

Советы Оптинских старцев-120

СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника начала духовной жизни)


ИЗ ИОСИФА ОПТИНСКОГО

Старайся жить, как Бог велит, а не как
«все живут», потому что «мир во зле
лежит».  

10.09.18 г.,
Собор преподобных отцов
Киево-Печерских

... Знаю, что чем больше я публикую материалов, в которых пропагандирую материалы православных русских пророков о надвигающемся конце изолгавшегося в бесчисленных грехах мира, тем меньше становится читателей «Хроники начала духовной жизни».  Но я это предвидел и недвусмысленно сказал, что не число читателей мне нужно (их всегда пара-другая найдётся), а нужно, как чистый воздух, углубление и расширение моих собственных знаний о Христовой Истине. 

Не было хвастовством, когда я в стихах и прозе утверждал, что знаю Истину. Да, знаю по главным, основным её положениям. Однако, как все земные знания, так и Правду Божию можно и нужно углублять и расширять — этим мы будем заниматься вечность вечную, если, конечно, стезя наша приведёт в Царствие Небесное.

И вот снова подвернулся благодатный источник изучения Истины — издан могучий цикл классиков православия, подготовленный святителем Аверкием (Таушевым) и в который вошли такие авторы-гиганты, как Ефрем Сирин, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадтский, здравствующий поныне архмандрит Рафаил (Карелин), ну и, понятно, книги самого составителя — архиепископа Аверкия. Так чего же раздумывать? Воспользуемся этой богатой возможностью. Займёмся с превеликим удовольствием. Сегодня на моём столе — труды Аверкия и Феофана Затворника.

*   *   *

Святитель Аверкий:

... в Неделю мясопустную Святая Церковь, с особою силою стремясь расположить нас к действенному покаянию, в евангельском чтении и в живых и ярких образах богослужебных песнопений напоминает нам о предстоящем Втором Пришествии Христовом и об ожидающем нас Страшном Суде — последнем и окончательном суде Божием над всем человеческим родом. (Весомо бьёт под дых нигилистов, считающих Церковь создание поповским, не только не нужным, но и весьма вредным! — Б.Е.)

Святитель Феофан Затворник:

(Речь идёт о вере православной. — Б.Е.) Обращаясь к прошедшему, обыкновенно спрашивают: что сделано? И, в отношении к учению, какие сделаны новые открытия, новые усовершенствования, новые изменения в направлении и проч.? — Что мы найдём в своём прошедшем? — Не видим ничего особенного. Всё одно и то же, как в начале, так и теперь. Малые изменения во внешнем, конечно, никто не станет считать чем-нибудь значительным, стояющим занять внимание. — Что же это? — Застой?

Святитель Аверкий:

Коротко и сжато, но вместе с тем величественно и грозно говорит о Страшном Суде евагельское чтение словами Самого Господа нашего Иисуса Христа: «... приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира!..» Это сказано правденым. А неправедным: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный уготованный дьяволу и ангелам его!..»

Святитель Феофан Затворник:

Застой? — Да, часто слышится это слово, без разбора обращаемое нам в укор. — Единственный, может быть, укор, которым может хвалиться укоряемый! — Ибо в учениях человеческих то и слава науке, когда она поновляется от времени до времени и в повторяющихся поновлениях представляет якобы движение к лучшему, совершеннейшему, к своему образцовому размеру и развитию. Там такая изменчивость, может быть, добрый признак, — по крайней мере неизбежный удел.

Святитель Аверкий:

Какой отчаянный вопль исторгнется из груди тех, которые во время своей земной жизни безумно хулили имя Божие, кощунствовали, издевались над святой верой и Церковью, насмехались и ругались над людьми верующими и даже над этим самым Страшным Судом, в безрассудной гордости своей считая себя слишком «умными», слишком «учёными» и «высокообразованными», чтобы веровать во всё то, во что учит веровать Святая Церковь! Никакой язык человеческий не сможет выразить того безграничного отчаяния, которое овладеет ими тогда, но... будет уже поздно!

Святитель Феофан Затворник:

Не то в учении, главным образом преподаваемом здесь и нас (православных. — Б.Е.) характеризующем. Как учение Божественное, оно должно всегда пребывать единым и низменным, как неизменен и вечен Сам Бог. 

(Неизменность Бога и Его Истины крепко подвинуло меня к православной вере. Лет двадцать пять назад. Тогда я изучил, по удачно подвернувшейся книжке английского учёного, свойства бесконечности и вечности, которые сводятся к полной неизменяемости. Потом из очередного догматического богословия я узнал о неизменяемости православной Истины. Это «совпадение» решило мою судьбу в пользу веры Христовой. Потом подобные «совпадения» посыпались, как из рога изобилия. Скажем, начало и конец Вселенной. Честная наука подтверждала и подтверждает буквально все положения Библии, Откровения Божии. Так как же можно сомневаться в её достоверности? — Б.Е.)

Святитель Аверкий:

Это сознание всеобщности видения грехов, эти укоры совести и осуждения со всех сторон так подавят душу своей тяжестью, что грешнику легче было бы, если бы горы пали и покрыли его, нежели стоять так, представляя собою такое уродливое и постыдное зрелище для взоров небесных и земных.

Святитель Феофан Затворник:

Прибавлениями, изменениями, развитием могут хвалиться другие общества христианские, отпадшие от единения с Истинною Церковию Божиею. Они и отпали по случаю изменений в учении, — изменчивость стала существенною их чертою. — Они и пусть — не к чести своей — хвалятся новизнами! 

Святитель Аверкий:

... это будет воистину Страшный Суд: страшный своей неотвратимостью, страшный своей бесповоротностью и безусовностью своих определений по своим последствиям для нераскаянных грешников, ибо не будет для них никаких извинений, никаких опрвданий, никаких смягчающих обстоятельств, и ни родство, ни дружба, ни связи, ни богатство, ни слава — ничто не поможет тогда.

Святитель Феофан Затворник:

... единая истина переходит из пятидетилетия в пятидесятилетие, из рода в род, из век в век. — Если же есть сомнение, не вошло ли что новое, не продана ли у нас истина в плен суемудрию, — этой незаконной свободе умствовать, ни с чем не соображаясь и ничем не не ограничиваясь, — вот мы все открыты друг другу — все вместе рассудим и возвратим истине своё, да отыдет  она в притяжание своё и во отечество своё, ибо все одинаково знаем, что необузданная свобода науки есть плен истины. Свяжем науку, да свободною навсегда приебудет едина истина Божия.

Святитель Аверкий: 

Туда же, в это же озеро огненное, вместе с дьяволом и служителями его будут ввергнуты и все нераскаянные грешники, имена которых не были записаны в книге жизни (Откр. 20, 15).

Святитель Феофан Затворник: 

Для нас и впереди одно и то же. — Человеческие учения все стремятся к новому, растут, развиваются, — и естественно: ибо они не имеют истины, а только ищут её. И пусть ищут, если только найдут что прочное. Для нас и истины, и пути к истине определены однажды навсегда. Мы обладаем истиною, и весь труд у нас обращается на усвоение, а не на открытие её. 

Святитель Аверкий: 

Всех искренно кающихся грешников Господь прощает и милует, а упорных, ожесточённых и нераскаянных, как Праведный Судия и Мздовоздатель, осуждает и карает.

Святитель Феофан Затворник: 

Там стало законом: вперед, вперед! — А относительно нашего учения свыше изречено: стойте... неподвижно пребывайте. Если что остаётся нам, то только утверждаться и утверждать других. В этом отношении и нашему учению свойственно движение — расширение; но не в области истины, а в области обладаемых истиною и покорных ей.

Святитель Аверкий:

Но кто из нас без греха? И что же нам делать, дабы избежать этого праведного осуждения Божия на Его последнем Страшном Суде? 

Каяться надо!

Такова сила истинного покаяния, что оно изглаживает собою все наши грехи и неправды, сколь бы они тяжки ни были, и, убеляя ризу человеческой души, самого великого грешника может представить на суд безрешным праведником. —

Таково в самых общих и основных чертах учение нашей святой православно-христианской Церкви о Страшном Суде и о необходимости покаяния, какое она всегда исповедовала! (Опять же о незаменимости и важности Православно Церкви! — Б.Е.)

Святитель Феофан Затворник: 

Наш долг всякому новому поколению среди нас сообщать и внушать истину Божию, народы, не ведающие её, просвещать проповедью о ней, паче же всего хранить неприкосновенную истину Божию в сердцах всех, находящихся в ограде Церкви Божией.

Святитель Аверкий:

Увы! Совсем не по душе это учение современному, «модерному» человеку, «истлевающему в похотех прелестных» (Еф. 4, 22), которому хотелось бы грешить безнаказанно, не каясь и не думая о последствиях. А еще более, конечно, неприятно это врагу Божию и врагу человеческого спасения — дьяволу и всем тем, кто успели продать ему душу свою и за разного рода земные блага определили себя на верную службу ему.

Святитель Феофан Затворник: 

И вот здесь, соответственно времени,  могут быть свои особые труды, к которым надобно приготовлять учащихся и пригласить учившихся. (Слово было произнесено учащимся Санкт-Петербургской духовной академии. Но оно сегодня буквально для всех, кто верит и не верит в Бога, потому что от решения затронутых Затворником Вышенским острейших проблем зависит судьба России — жить ей полнокровно или продолжать гибельное падение в дьявольскую бездну. — Б.Е.)

(Продолжение следует)

Нравится
10:05
76
© Ефремов Борис Алексеевич
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение