Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Советы Оптинских старцев-111

Советы Оптинских старцев-111

СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника начала духовной жизни)


ИЗ ИОСИФА ОПТИНСКОГО

Старайся жить, как Бог велит, а не как
«все живут», потому что «мир во зле
лежит».  


28.07.18 г.,
Равноапостольного князя Владимира

... К потоку знания о православной Истине на днях добавилось высказывание  апостола Павла из его Второго послания к Тимофею. Вот оно: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». И здесь об активной, наступательной сути учения Христова — обличение, исправление, наставление в праведности. То есть то самое, что я лет пятнадцать назад искал с таким рвением и что мне никак не удавалось. Слава Святому Духу, Который помогает мне, грешному, в долгом и уже не бесплодном поиске. Но вернёмся к архиепископу Аверкию (Таушеву).

*   *   *

... все святые, память которых мы празднуем, не были какими-то особенными, необыкновенными людьми, а, по большей части, это были такие же грешные, слабые, немощные люди, как все мы, но они восхотели стать святыми, возжаждали святости, и, предавши всецело самих себя Богу и руководству Божественной благодати, стяжали неувядаемый венец святости.

*   *   *

Кто же говорит что «невозможное дело для каждого стать святым», тот, значит, сам не стремится к святости, не хочет ее, не ищет ее — грех любит и не хочет расстаться со своими любимым грехами, ставшими как бы его второй природой: вот и оправдывает свою греховную жизнь тем, будто не каждый может быть святым. (Изумительно точно показывает монах Аверкий нашу лень-матушку, которая мешает нам взяться за очищение духовной жизни. Знаю по множеству примеров из своей жизни. Ставил эту проблему в поэме «Нечто о незначимом», но решить тогда однозначно и ясно так и не смог— Б.Е.) 

*   *   *

Это — только прельщение дьявола, желающего крепче привязать нас ко греху, все глубже и глубже увлечь в трясину греха и сделать нас своей добычей.

*   *   *

В наше время обольщенные дьяволом люди дошли до того, что даже не признают греха и насмехаются над святостью. Людей благочестивых и стремящихся проводить добродетельную жизнь насмешливо называют «святошами»; чистому и неиспорченному морально юноше, не желающму курить, пьянствовать и развратничать, с како-то особенно злой и нехорошей насмешкой говорят: «А, да ты — святой!»

*   *   *

Кто же решительно возражает и восстает против идеала святости и пытается утверждать и доказывать, что святость не может быть общим для всех нас идеалом, что она не может быть целью жизни каждого человека, тот проявляет себя противником Божиим, ибо выступает, таким образом, против явной и очевидной воли Божией, обнаруживая наличие в себе злой развращающей воли. Ее-то, эту злую волю, и необходимо прежде всего побороть в себе. Кто этого не хочет делать, кто не борется со своей злой волей, а произвольно следует ее внушениям, тот не христианин, и от него весьма далеко спасение. Пусть и не надеется такой человек получить милость от Бога в День Судный, как бы и чем бы ни убаюкивал и ни усыплял он свою совесть.

*   *   *

Сказано ясно: «...ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодее, ни малакии (рукоблуды и женоподобные извращенцы), ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие (воры), ни пьяницы, ни досадители, нахищницы Царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6, 9-10).

*   *   *

Какова же будет их участь?
«... участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая (после первой смерти — телесной)» (Откр. 21, 8).

*   *   *

Итак, не на грешащих вокруг нас будем смотреть, следуя их порочным примерам, а на святых угодников Божиих, стремясь, насколько хватает сил, с помощью Божиею подражать им в их богоугодной и святой жизни и моля их помочь нам следовать их высокому примеру: «Вси святии, молите Бога о Нас!» Аминь.

----------------------

Духовная проза архиепикопа Аверкия, подобно алмазу, сверкает многими гранями. Язык произведений — живой, русский, предельно понятный. Пленяет глубинное видение нашей уходящей от Бога жизни. Каждое слово от сердца, с великой болью, с непреклонной верой в учение Христа. Удивляет талант автора все явления действительности видеть и объяснять с точки зрения православной Истины, которая — а это Аверкий подчёркивает постоянно — Истина единственно возможная, поскольку дана подлинным Богом — Христом — Сыном   Бога Отца. (Все положения Христова учения — подтверждены и подтверждаются жизнью).

Например, стремление греховного человека к святости архиепископ объясняет таким убедительным фактом — при создании первенцев  людского рода, по Своему образу и подобию, Творец обогатил их всеми Божественными свойствами. Причём, все эти свойства даны в первоначальном состоянии, которое требует бесконечного совершенства. Стремление к святости — одно из главных свойств человеков. Хотя, кажется, нет такого качества, которое можно было бы назвать второстепенным. Скажем, способность мыслить. Или способность к самоанализу.

Такова бесподобная проза нашего архиепископа. Советую моим читателям приобщиться к этой духовной сокровищнице. И чем скорее — тем лучше. Много полезного почерпнёте.

(Продолжение следует)

Нравится
07:30
84
© Ефремов Борис Алексеевич
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение