Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Школа Айседоры

 

Наступил 1922-й год.
Вот уже несколько месяцев Айседора Дункан находится в Советской России.Она добилась своего -в Москве была открыта её школа.Осенью 1921 года в «Рабочей Москве» было помещено небольшое объявление об открытии «школы Айседоры Дункан для детей обоего пола в возрасте от 4 до 10 лет» и примечание: «предпочтение при приеме отдается детям рабочих».

Первоначально было отобрано полтораста детей, которые ежедневно ходили в школу на предварительные занятия, затем их число было сокращено до 40 (в Москве было плохо с топливом и продовольствием)Главным принципом Московской «Школы пластического танца А.Дункан» стояла яркая, неповторимая индивидуальность. .
Главная цель Школы А. Дункан – это воспитание гармоничной личности средствами танца и музыки. В основу воспитания был положен принцип свободы творческого самовыражения в процессе духовного формирования ребёнка, развития его художественной интуиции.
Большая роль здесь отводилась музыке – средству, способному дать импульс образному воображению. Изучение танца начинали с простейших элементов, ритмичной ходьбы, марша, бега, прыжков. Контингент учеников состоял в основном из детей  рабочих в возрасте от 4 до 10 лет. Советское правительство разрешило А.Дункан создать массовую школу пластического танца для детей рабочих и крестьян. Дункан для этой цели выделили особняк, принадлежавший ранее балерине Балашовой. И вскоре школа открыла свои двери.В школе-интернате было предусмотрено семилетнее образование. Кроме того ребятишки ежедневно занимались пластической гимнастикой. Упражнения подбирались так, чтобы, по идее Дункан, наполнить содержанием каждый день ребенка. Уроки гимнастики вела приемная дочь танцовщицы Ирма. Танец вела сама Айседора. Результаты не замедлили сказаться - учащиеся делали поразительные успехи. Газета "Правда" писала ": дети, поступившие болезненными и хилыми, робкими, быстро начали крепнуть, смелеть, буквально перерождаться". Разумно, "идеально практично", Айседора организовала и летний отдых ребятишек, которых насчитывалось более четырехсот. В специально арендованном подмосковном имении дети свободно занимались гимнастикой, подвижными играми, плаванием, занимались английским, французским и немецким языками. Ежедневно они работали в огороде, в результате чего школа запасалась картофелем, капустой, морковью на всю зиму.
Воспитанницы великой американской танцовщицы выступали под мелодии революционных песен и пользовались большим успехом у тогдашнего советского зрителя. Но государственной поддержки не хватало.
Была ли Айседора довольна своим положением в Советской России?На первый взгляд,казалось- она достигла своей цели:школа,которую она мечтала открыть в этой стране-она открыла.Она особо не бедствовала.С другой стороны ей  было предписано сожительство с Сергеем Есениным.С людьми -с которыми ей приходилось общаться в Москве:отмечали,что "Серёжка-безусловно талантливый поэт в современной России".Она могла полюбить его -но как сына.Возраст Серёжки вполне  подходил для этого-ведь она была старше его на 18 лет. Но Дзержинский и Луначарский требовали от неё брака с ним,но.танцовщица была противницей брака. Она состоялась в жизни и в профессии и совершенно не нуждалась в муже в традиционном для того времени понимании.Они стали любовниками.Свидетели утверждали, будто спустя буквально несколько минут после знакомства на званом ужине, Айседора уже возлежала на софе, а Есенин стоял возле примы на коленях. Она гладила поэта по голове и повторяла единственную известную ей на русском фразу: «Золотая голова». Кстати, родной язык мужа Айседора так и не выучила, поэтому общаться полноценно супруги не могли.
Айседору пугало пьянство поэта.Пьяный Есенин часто скандалил и мог даже ударить женщину.Это стало одной из причин распада брака Есенина с Зинаидой Райх   У Есенина было несколько фобий. Во-первых, во времена разгульной жизни Сергей менял женщин, как перчатки. При этом он очень боялся заболеть сифилисом. Поэт постоянно прислушивался к себе и искал симптомы заболевания, к счастью – это оказалось лишь мнительностью. Во-вторых, он панически боялся полицейских. Фобия проснулась в Сергее после того, как он несколько раз попадал в отделение.  Есенин не признал своего сына от Зинаиды Рейх. Он бросил женщину на приличном сроке, сказав о том, что у них возник кризис в отношениях. Когда же он увидел ребенка и заметил, что тот чернявый, то только и вымолвил: «Фу… в нашем роду таких не бывает!».

У Есенина был также сын, рожденный вне брака, его звали Александром. За всю жизнь Есенин видел его лишь несколько раз. 
    Айседора знала о пороках Есенина,но предпочитала заигрывать с ним как кошка с мышкой  С утра Айседора занималась с детьми в холодном зале, потом бегом кидалась едва ли не по всей Москве, пытаясь отыскать для них хоть какую-то еду, а вечером Есенин хватал ее, как дикий зверь добычу, и увлекал в шумное веселье…

Позже, уже расставшись с ним, она напишет, что рядом с этим вихрем, мальчишкой-взрослым (между прочим, в свои 26 уже отцом троих детей), ее такое странное вдруг охватило - хотелось держать его, прижав к груди, не отпускать…

Он написал тогда такие строки: «Я не знал, что любовь - зараза, я не знал, что любовь - чума. Подошла и прищуренным глазом хулигана свела с ума…»
Ирма-приёмная дочь Айседоры.Одна из тех шести девушек,которая решила остаться с танцовщицей.Но отношения между ними не были похоже на отношения матери с дочерью.Ирма ревновала Айседору как к мужчинам,так и к женщинам.Особенно она не взлюбила Есенина.Айседора стала искать себе замену для Ирмы из российских воспитанниц.Имя этой девушки-Мария Борисова.Она родилась в 1908 г., в г. Дрезна, в обычной рабочей семье текстильщиков.В «Школу пластического танца» Мария Борисова поступила в 1921 г. в возрасте 12 лет,Она станет любимой и самой талантливой ученицей великой Айседоры.Уже после смерти Айседоры газета Нью-Йорка писала о Марии Борисовой: «Кто видел танцовщиц студии Айседоры, тот заметил ослепительную, стройную и прекрасную фигурой темноволосую девушку, которая кажется более гибкой и динамичной, чем остальные из этих юных замечательных танцовщиц, див и русалок в красных рубашечках. Марии Борисовой – 19 лет…»
Мария Борисова смогла покорить сердце Ирмы.
В отсутствии Айседоры на Ирму легло руководство,созданной её  приёмной матерью школы.
 
 
      

         
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
Дункан понимала, что деньги на реализацию своей мечты придется заработать самой, и в 1922 году отправилась в турне по США и Европе.

Во время зарубежных гастролей школой занималась Ирма Дункан — единственная из шести усыновленных Айседорой учениц, отправившаяся вслед за матерью в красную Россию. Девушка решала административные проблемы и параллельно вела занятия. Ей помогал секретарь и переводчик Айседоры Илья Шнейдер, который позже стал супругом Ирмы.
   
Школа полностью перешла под управление Ирмы. Отсутствие идейного вдохновителя привело к тому, что «Школа пластического танца» из учебного заведения превратилась в гастролирующую труппу. У девочек не хватало времени на размышления о природе танца — им нужно было зарабатывать деньги. Воспитанницы добрались до Китая, где представили публике несколько специально созданных тематических номеров: «Танец китайских девушек», «Танец памяти Сунь Ятсена», «Гимн Гоминьдана».

К финансовым проблемам школы добавились трудности с медицинскими инспекциями. Многочисленные проверки выявили серьезные нарушения норм гигиены — во время занятий дети часто лежали на полу. Однажды, разозлившись на очередное замечание проверяющей комиссии о том, что дети глотают пыль, Ирма отрезала: «Дети должны глотать пыль так же, как глотают угольную пыль рабочие Донбасса!» Было решено оставить школу в качестве «лаборатории героических мотивов».

Ирме Дункан тяжело давалось управление заведением, она была прекрасным педагогом, но с административными функциями справлялась плохо.И только Мария Борисова нашла в себе силы помочь Ирме.
 И так : весной1922 года стало ясно-что Школа Айседоры испытывает серьёзные финансовые трудности.Спасти Школу может только успешное зарубежное турне.Айседора принимает решение -вступить в брак с Есениным.Для обоих-это была взаимовыгодная сделка.
В апреле 1922 года Есенин получает заграничный паспорт для поездки в Берлин сроком на три месяца.

Есенин сопровождал в гастрольном турне Айседору Дункан, к которой в Европе должны были присоединиться 20 учениц ее балетной школы. Однако коллегия Наркомпроса выезд девочек запретила.

Непосредственно перед поездкой Есенин и Дункан решили оформить отношения. По словам одного мемуариста, они сделали это, потому что помнили об инциденте в Нью-Йорке с Горьким и Марией Андреевой, брак которых не был зарегистрирован. Они расписались 2 мая в Хамовническом ЗАГСе, причем каждому была присвоена двойная фамилия: Есенин стал по паспорту называться «Есенин-Дункан», а его жена – «Дункан-Есенин».

Утром 10 мая молодожены вылетели с Центрального московского аэродрома имени Троцкого на Ходынском поле в Кенигсберг. Это был экстравагантный по тем временам поступок, под стать звездной паре. В салоне «Фоккера» F.II было всего пять мест, занятых, как правило, дипломатами и дипкурьерами. Из Кенигсберга супруги вечерним поездом в тот же день выехали в Берлин.



 

Нравится
22:55
98
© Кристина Михайлова
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение