Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Разное одиночество

Разное одиночество

Да, есть одиночество юности и ранней молодости: оно благо для вступающих в жизнь, потому что побуждает осознать свою личность и решить многие важные вопросы. Как говорится, найти себя. Каждый знает замкнутых подростков, молчаливых юношей и девушек - им действительно интересно с собою, они влядываются, вдумываются, ищут и находят в себе новые мысли, чувства, состояния, узнают свои возможности, анализируют психику. Тот, кто миновал в ранние годы фазу одиночества, остаётся на всю жизнь инфантильным, недозрелым и не способен понять окружающий мир во всём разнообразии и сложности. Именно в молодом возрасте центр вселенной - собственное "Я", остальное существует постольку, поскольку преломляется и проходит через "Я". 

Но есть одиночество затянувшееся, за 30, когда пора выходить из него, иначе может перейти в диагноз. Такое разрушает личность и начиняет безумием. Тут явно что-то не в порядке, человек обделён собственно человеческим содержанием либо намеренно подавил в себе. Пока молод, силы играют - вроде бы не страшно, ничего особенного: "Одна голова не бедна, а и бедна, так одна", - гласит народная мудрость, где с подозрением смотрели на бобылей-одиночек. "Греет сам себя", - говорили про таких, т.е. никому от них не тепло. Одиночество легко перерастает в эгоцентризм и эгоизм, глухоту и невосприимчивость мира. И схороненными остаются клады, которые природа заложила в каждого из живущих. "Зарыть талант" - это про одиноких, как бы успешно ни сложилась их жизнь, ибо свои таланты можно узнать только в отражении, только востребованными.

Существует целая философия, объясняющая и оправдывающая одиночество - экзистенциализм. Она прямо провозглашает, что вне личности находится лишь холодный, враждебный и колючий мир, до которого никому из нас нет дела: следует отключиться, выйти из него в собственную страну. Согласен, что внешний мир отчасти таков, но он - разный, многосторонний и надо видеть и различать всё, среди чего складывается наша жизнь. Сосредоточенных на личной жизни мало волнуют реальные процессы и противоречия, то, что разворачиватся за окном личной квартиры. Ведь здесь требуется надевать маску и казаться не тем, что ты есть на самом деле. Многие признаются. что не любят эту обнажённо-достоверную и неприглаженную действительность, и было бы прекрасно всегда жить в придуманной фантастической среде.

Есть разное одиночество: малое и огромное, временное и беспросветное... Одиночество возрастное, одиночество болезни, непонимания и неразделённости, социальное одиночество, одиночество отчаяния и потери веры, профессиональное ( у лесников, исследователей, мастеров, пастухов...) Есть одиночество вынужденое и сознательное, как позиция, вызов обществу. Последнее приобретает романтическую окраску и воспевается поэтами. На такое способны люди незаурядные, бунтующие: революционеры, художники, герои-одиночки. Это очень понятно. 

Хуже, когда одиночество идёт от непомерной гордости и высокомерия, противопоставления себя окружающим: я - они. Я - умный, независимый, сильный, талантливый, а они - мелкие, ничтожные, бездарные и завистливые людишки. Такое одиночество превращается в позу, демонстративный стиль жизни и приносит много огорчений как ближним, так и самому позёру. Оно несовместимо с подлинным достоинством и культурой и отдаёт мизантропией, нездоровой экзальтацией. Приглядишься - и талант показной, нарисованный, и ум стандартный, и сила грубая, ломовая, и независимость конъюнктурная. Сейчас много таких "разочарованных" одиноких людей. Они таким способом завоёвывают место под солнцем, создают репутацию, выгораживают для себя особую территорию, пусть самую маленькую и непрочную. И в 30 лет, давно позабыв увлечения юности, мужчины и женщины продолжают играть в "гордость" и "непризнанность". В нашем веке взрослеют и созревают довольно поздно и замедленно проходят через ряд подростковых состояний. Так и тут скорее драпируются в плащ едва известного Чайльд-Гарольда.

Подлинное, глубокое и безнадёжное одиночество, известно немногим. Его потрясающе живописал Байрон, сам в ранние годы переживший эту муку. Откройте его "Манфреда". Герой поэмы, неукротимый, властный, всезнающий граф Манфред, поражён острыми "душевными страданиями и скорбью". Источник их - презрение к жизни и людям, сознательное отторжение от мира. "От самых юных лет Ни в чём с людьми я сердцем не сходился И не смотрел на землю их очами. Я с презреньем Взирал на жалкий облик человека..." Его жизнь - "безмерная пустыня", в котрой Манфред и гибнет - непримирённый и неутешенный. 
Так и у меня остаётся странное впечатление от обсуждения темы одиночества в Интернете. Какая-то воспалённая настойчивость, любование отрешённостью. Заметно, как лелеют и возносят это состояние. Человек так устроен, что время от времени закрывает свои створки, как раковина, замыкается и слушает только себя. Но закрытость так же естественно переходит в открытость, ведь человек не может полнокровно развиваться без контактов и всесторонних связей. Он гибнет в изоляции как личность. Все закрытые системы рано или поздно распадаются, терпят крах. Помните об этом, молодые, не запирайте свои души и умы от впечатлений, радостей и тревог жизни, впитывайте её волнения и краски.

Наш несравненный Чайковский знал, как преодолеть тягостное и мучительное одиночество и дал исчерпывающий ответ в своих великих симфониях, особенно в 4-й. "Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Пеняй на себя и не говори, что на свете грустно. Есть простые и сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить всё-таки можно".
От себя добавлю, что умение открываться миру - свойство многогранной индивидуальности. Чем богаче и содержательней человек, тем охотнее он поворачивается к природе и людям гранями своей личности и способен, как антенна, принимать и отражать разнообразные импульсы внешнего мира. Быть выносливым пловцом в бурном житейском море. 

 

Нравится
11:30
35
© НЕЗЛОБИН
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение