Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Порассуждаем о числах

 
 
 
 

 

ПОРАССУЖДАЕМ О ЧИСЛАХ

(популярная этимология, и ещё что-то)


     Вступление

     Здесь речь идёт о разных идеях, которые скрываются за каждой цифрой, об её графическом изображении, о смысле её наименования в одном или другом (или третьем) языке, о некоторых более особых больших или очень больших числах, о некоторых разделительных, если могу их так назвать, числах (как русское 4, до которого числа считаются в единственном числе, а потом в множественном; или ещё французское 16, до которого сначала идёт вторая цифра а потом первая, как и у нас для 11 и 12, а потом уже наоборот), как и о самом названии цифры и числа в различных языках. Вопросы явно довольно сложные, и затерянные во тьме веков, как принято говорить, но сами идеи не сложные, потому что их выдумывали и использовали обычные люди, только что уже эти наслоения в нашем сознании исчезли полностью.
     Ко всем изложенным здесь вещам я приходил лично (что значит, что по некоторым из них можно спорить, но, как увидите, я достаточно убедителен со своими кумулятивными доказательствами, так что не советую никому из Вас начинать спорить со мной), но это было для меня возможным из за моего математического образования, а для обычных читателей, я боюсь, догадки окажутся довольно трудными и прямо-таки невозможными (во всяком случае я пробовал с некоторыми учениками, как лица с более разбуженном и незакостенелом мышлением чем взрослые, и они почти ни о чём не догадывались). А тема интересная практически для каждого, потому что здесь нет ничего сложного, ничего в самом деле научного, это отражение обыкновенного человеческого мышления и взглядов о мире. Каждый символ означает что-то, но в большинстве случаев это вопрос внушения, что он должен означать что-то — возьмите для примера государственные гербы или знамёна —, как буквы, например, которых много и они прошли через такое число вариаций, и поворотов, и выписывания справа налево, или снизу вверх, и прочее, что уже трудно можно сказать что-то простое и ясное о них (скажем, буква "А" была бычьим глазом, да она кажется Вам похожей на это?; и если для Вас она похожа, то почему бычий?; и т.д.).
     Буквы несут некоторые идеи, и в некоторых случаях, и на некоторых местах, я цитирую некоторые из них, но с цифрами легче, их только 10, где 0 и 1-ца с очевидными идеями (хотя и там можно добавить кучу вещей), 2-ка, 4-ка и 7-ка лёгкие (для 2-ки даже имеется что-то в некоторых букварях, но без объяснений почему), 8-ка немного потруднее, однако идеи спрятанные за 3-ой, 5-ой, 9-ой, и особенно 6-ой, настолько завуалированные — не смотря на то что они очень интересные, хотя бы для меня было очень интересно постичь их —, что вряд ли один человек из сотни догадался бы (может быть 1 из тысячи ближе к правде). Я излагал это в двух других местах (в одном мультиязычном словаре с около 12 тысяч в основном корней слов; как и в одной книге на английском), но эти произведения и довольно большие, а и не публиковались официально. По этой причине я решил страниц на 20 изложить что могу более популярно.
     Потому что цифры, как сказал, наше ежедневие, и не плохо знать как древние люди — арабы, но они только перенесли их из Древней Индии, так что цифры с санскрита — их воспринимали, это просто интересно и загадочно (и то осмысленно загадочно, а не внушённые загадки как зодии, например, где имеется что-то разумное, но это, конечно, не звёзды — но пусть не отвлекаемся здесь этим). Так что я предлагаю Вам погадать немного, почесаться по головке (или где привыкли это делать когда думаете усиленно) и посмотреть что можете выдумать. Добавим к этим цифрам и большие, тысячи, миллионы, и некоторые поменьше, 40, 16, 4, а то и 12 (т.е. почему месяцев, а и апостолов, нужно было сделать как раз 12 — это хотя бы совершенно просто). И начинайте думать, но переустановите чтение дальше! Через пару месяцев вернётесь к этому материалу, чтобы себя проверить. А для того, чтобы не могли легко заглянуть наперёд, я начну сначала самым словом о числе.

     Число

     Ну, это слово имеет несколько вариаций, хотя бы славянскую и западную. Как славяне, начнём нашим числом, но пусть сначала условимся о некоторых вещах, а именно: нормально цитирование иностранного слова буду давать в двойных кавычках ("так"), особенно если оно на языке объяснения (здесь на русском), однако при использовании латиницы, и тем более при греческих буквах, почти всегда буду их упускать, потому что очевидно что слово чужое; единичные кавычки буду использовать для того как слово читается (в наиболее близком до языка объяснения виде); курсив для акцентирования на слово, а толстые буквы для подчёркивания, что-то вроде под-заголовка. В отношение чтения русский язык сравнительно удобен (болгарский ещё лучше, но не сумею быстро научить Вас ему, хотя у меня имеются материал "Уроки болгарского", где уделяю нужное внимание на фонетику о которой здесь идёт речь), так что буду давать вещи на нём, с основным добавлением (если не считать то, что "е" лучше считать за "э", ибо это настоящее и западное 'е'), только насчёт болгарского (т.е. славянского) "ъ", где это просто начало русского "ы", но потом не переходите к "и" (т.е. это не вид апострофа, или для глотания воздуха); что касается французского и английского, однако, а иногда и в других местах, нужно указание для произношения, так что я буду его давать, но сложные гласные просто буду выписывать одну рядом с другой, например year ('иъ(р)'). Ну, и поскольку много раз будут встречаться названия разных языков, то я буду их сокращать 3-мя (а иногда и 2-мя) буквами, о которых положительно сами догадаетесь что означают (может быть только при "евр." нужно понимать еврейский, а не какой-то европейский язык); что касается падежей, то вставлять слова в нужные падежи придётся Вам. Если имеется ещё что-то, то я буду разъяснять его на месте.
     Значит, наше "число" должно быть просто что-то ... чистое, хотя мы читаем не только буквы, а и числа (что не очень корректное выражение для чисел, но иногда используется); это и с математической точки зрения так, ибо число в самом деле одна абстракция, числа как таковые не гуляют по улицам, фигурально выражаясь. А о том, что этот корень не только слав., пусть упомянем и анг. gist ('джист') как (квинт-) эссенцию, фр. geste (жест, быстрое движение, на лат. gestio, что значит сделать что-то, запустить), или нем. Gestalt ('гешталт'), ядро, образ, сущность, или тур. "джаскам" (трясу, бросаю, ударяю), или, если хотите, и арабский ... джин (jin, выписано по анг.), и прочее, что означает, что это что-то выжатое, сжатое, или абстрагированное.
     Западный "номер", со своей стороны, т.е. лат. numerus, или анг. number, или нем. Nummer, можно было сказать, что что-то вроде "nu" (или анг. now, или нем. na, и проч., но можете думать и что это рус. "ну") + mehr (или more), т.е. "что-то в добавок"; или хотя бы я так думаю, потому что числа так образуются, через добавление единицы. Ну, специально одно число на лат. digitus, что точно так и в анг., digit ('диджит'), только что оно значит, в сущности, палец (руки), ноготь, что говорит о том, что люди ... считали на пальцах, разумеется (или что чисел столько же сколько и пальцев, десять).
     Касательно цифры, то, как многие наверное слышали, это старо-евр. слово (cefir), и араб. (chifr), а оттуда и фр. (chiffre), нем., и проч., что, в сущности, шифр, что-то заплетённое, сокрытое, опять какая-то эссенция из реальных вещей; и, разумеется, раз начинается на "ш" или "с", то это может мутировать и до "ц", как оно в слав. языках. Но пусть не углубляемся здесь больше, так как сами числа значительно более интересные.

     Ноль и единица

     Ноль, очевидно, "женская", цифра, "дырка", ничего, и она долгое время не считалась числом, так как она и не есть естественное число (а одно число естественное или natural, как я объясняю популярно ученикам, если может ... бежать, т.е. 0, отрицательные числа, и дроби любого вида не являются естественными числами), и в ст. греч. нет сегодняшнего гр. слова νουλα (читать 'нула', потому что греки — можете ли себе представить? — просто не имеют букву "у" и им приходится комбинировать две буквы). Этот ноль идёт с санскрита (скр. дальше), где она nullah, но "номер" там, что это не значит ноль или нуль, а долина, низменность, и тогда я считаю, что хорошо добавить здесь и одну ... реку. Догадались которую? Ну, так как нулирование часто становится на нихилирование (nihilus по лат.), то приходим к корню "нил-", или к реке Нил (Nile). (Между прочим, только слог "ни-" в скр. значит что-то низкое, низменность, равнина, так как даётся — ибо автор не знает санскрита — что nivar означало низменность — откуда идёт и наша ... нива-поле, правда? —, а udvar означало возвышенность, холм, вершина, что-то выскочившее наверх, как, хм, как цитированный в рус., для благоприличия, с надеждой, что люди не поймут сразу — как и получается —, что это какое-то циничное слово, а именно арабский "уд", что рус. трёхбуквенное слово, которое существует у каждого мужчины — не как слово, разумеется.) Как бы и не странно это ни было, анг. zero ('зироу') выводится из самой цифры-"сифиры", и, действительно, в тур. sifir значит точно ноль; это странно потому что она самая незначащая цифра, но если ею начинается, то должно быть так.
     Единица, та же самая и на Западе, не смотря на то, что это не всем ясно. В смысле, что рус. "один", это и анг. one, и нем. eins, и ст. фризийское an, en, голландское een, и т.н., и ст. гр. οιοσ (а теперь ενα), авестинское (это из священных книг древних персов, т.е. почти ст. перс.; в дальнейшем авест.) aeva, и скр. ekas. Однако, если думаете что убежим от нашего трёхбуквенного слова, то ошибаетесь, потому что даже в нем. префикс ein- (читать 'айн') то же самое, что анг. (а и лат.) in-, что значит "в", вхождение куда-то (в "ноль", разумеется). Кроме того, почему в нашем "один" будет это "д" которое из уда, а (так как в uno, eins, ενα, ekas, и пр. этой буквы нету)? Ну, потому что "один" это мужская цифра, очевидно, и в подтверждение этого пусть упомянем и одного довольно известного на Западе ... бога, Скандинавского Одина /Одена (Odhen или Woden, который по рус. даётся точно как Оден), и в этимологических словарях где-то говорится, что индо-европейский (коротко и-е.) корень wodh- означал сгореть, или возбудить, вызвать эрекцию.
     Хотя буква "д", или корень "од-", тоже существует массово и на Западе, например в нем. Öde (пустыня, пустое место), анг. odd (нечётный, но идея здесь о числе 1-ца, т.е. что, когда пересчитаются на "первый-второй", одно число останется одиноким, без дружочка), или евр. od (что значит 7 и до которого доберёмся позднее, но и 7 простое число, и нечётное), а здесь —это уже должно было быть очевидным —, и наш слав. "ад" (который, как-то, должен быть связан и с рус. ядом, и/или болг. "яд"-ом как возмущение, обида, так как это всё вещи, которые съедают нас изнутри и делают нас одинокими, как в пустыне)! Этот ад в ст. гр. Αδησ (Hades), но имеется и один бог смерти "Аид" по рус., который был сыном Кроноса и Реи и управлял подземным царством, т.е. адом (так что яд может и не случайный, не смотря на то, что он связывается с едой). Здесь можем добавить и рус. "однако" как какое-то возражение, единичное исключение, здесь наверное и известная ... "ода" (ode), как что-то для исключительных (единичных) личностей, а (по моему) и ... йод (jod или iode), потому что он горит (как в аде), и другие вещи.
     Но наряду с "од-" / "он-" имеется ещё один зап. корень для 1-цы и это "моно-", где фр. monde (мир, земля), нем Mond (на этот раз Луна), нем. Monat (месяц из календаря), гр. μοναχοσ (монах, конечно, т.е. уединённый человек, отшельник), да и анг. monarchy (монархия, оттуда и монарх, который лат.). И если зададите себе вопрос, что общее между Землёй и Луной (фр. и нем. "монд"), то общее в том, что они что-то крепкое, здоровое, единичное, оттуда и идея для монизма в философии. (На этом месте, если мне позволите — а если не позволите, то обойдите всё до конца параграфа —, хотел бы вклинить замечание о том, почему ... дарятся нечётное число цветов живым людям, и, респ., для умерших только чётное число. Это идёт со связи слов "совершенный" и "свершённый"-оконченный в рус., что слав. связь ибо так и в болг., и говорит о том, что пока у человека что-то "торчит" наружу, какая-то 1-ца в добавление к чётному, то он живой, меняется, не перфектный — откуда и imperfect грамматические времена —, а когда у него уже всё в порядке, он закончен, по крайней мере чётный, то тогда он уже ушёл с этого света — стал perfect-ным, так сказать, т.е. эта связь для Запада с корня "перфект". Во всяком случае древние люди отдавали большое значение числам, Пифагорейцы их обожествляли, а первая разница между числами это чётные они или нет.)

     Двойка

     Двойка (рус. "две", "двое") может сильно мутировать, переходя в "тв-" (в анг. two) или в "цв-" (в нем. zwei, 'цвай'; где какое-то ст. фризийское twa может объяснить эту анг.-нем мутацию), или в лат. duo, или в ст. гр. δυο ('дио'), или в ст. евр. bina, а в скр. она была dwan. То, что здесь все бинарные вещи, как bicicletta по итал. или bicycle ('байсикл') по анг. (велосипед) и прочее — а и все ... "био"-вещи (βιο на гр.), потому что всё живое делится, а до этого копулируется или сдваивается —, понятно, но перед тем как перейдём к некоторым религиозным аспектам (а и к картинке цифры) пусть объясним что делает здесь наша слав. ... "дверь", или ещё наш (обще слав.) ... "двор", а? Потому что не может быть иначе (независимо от того, что я лично не додумался, до того как этимологи сказали мне это). Ну, "номер" в том, что двор делит пространство на две части, на наше и чужое (потому и огораживается), а то же самое делает и дверь (она не только "вратается" /"воротается", а и делит на две, имеет две стороны).
     Религиозные аспекты должны быть ясные, это бог-двойка, так как он Deos на лат. (респ. dea богиня), и Θεοσ /Theos на ст. гр., а это так, потому что, как говорит наш народ, "кто знает 2, он знает и 200", т.е., раз человек возвысится над единицей, над собою, то он уже охватывает всё! А графический "имидж" двойки, как и даётся в некоторых букварях, лебединая шея! Оно так, но никто не объясняет детям (ни позднее, взрослым) почему это так, почему лебедь должен представлять двойку. Это положительно не потому что он красивая птица, а потому что он ... просто птица! В смысле, что раз лебедь красивый, то и говорим, что это его шея, а и она достаточно характерная чтобы символизировать цифру, но за этой красотой кроется каждая одна птица, а за каждой птицей, за курицей (которая по болг. "кокошка", а так и в чеш. и пол., т.е. говорит ко-ко), к примеру, кроется, хм — что кроется по Вашему? Да, кроются две вещи (которые сводятся к одному), кроется слог "ко", респ. "co" на лат., оттуда и слав. "со" или только "с" в болг., но наряду с этим и ... акт копуляции, очевидно! Ну, хотя бы для меня лично это было совершенно очевидным (после "лебединой шеи"), оно и в звуковом отношении это хорошо подходит к "ко-ко" курицы, так что оставалось лишь объяснить почему древние взяли за такой нарицательный пример курицу, а не поросёнка, скажем, или овечку, телёнка, суку, коли хотите, и прочее?
     Ну, вкратце, потому что они у нас под носом. То есть, курицы бегали в каждом дворе, в то время как коровы были далеко не везде, и они днём пасутся, овцы они весь сезон по лугам на свободе, поросята, верно, стоят в своей конуре, но все эти животные ведь копулируют, куда-куда реже птиц. Так что тысячи слов, даже только в одном языке, пошли с этих зверюшек, как, например: копуляция, корреляция, кооперация, коалиция, колхоз (коли хотите), т.е. коллектив, конгресс, конспирация, констелляция (constellations, и, респ., созвездие), западное constipation (что ... запор, сжимание кишек), и кто знает чего ещё только нет, плюс наши: союз, связывание, склеивание, срабатывание, и так далее. А что касается слов для курицы, и вещей связанных с ней, то это, скажем, рус. "кура", которая идёт в параллели с нем. Hure, что не значит курица а проститутка, потом фр. coquette-кокетка ('кокет', т.е. как курица, ибо "кок"-coq это петух), потом нем. Vogel (птица — потому что несётся как сущая "фога", скажу я Вам, что болг. жаргон для чего-то быстрого и неуловимого), однако vögeln уже значит копулируюсь, "трахаюсь", по рус., и, разумеется, подобает упомянуть ещё хотя бы болг. жаргон "копеле" (что-то вроде рус. #бера, или бл### как обращение, но почти легально), что точно результат копуляции. В наиболее чистом виде, однако, этот корень представлен в исп., где coño ('коньо') точно вагина (и оттуда у этих людей грубое ругательство "el coño le tu madre").

     Тройка

     При тройке идея для картинки (до которой я пришёл сразу, но до сих пор мне не приходилось, чтобы кто-то другой добрался до неё) просто ... женская грудь! Теперь, это не кумулятивное доказательство, потому что только одно и никакое не доказательство, но в таких случаях я вытаскиваю свой самый сильный козырь и говорю: "А что другое может это быть, а?" И действительно, что другое может связывать два полукруга кроме пары крепких и вздутых женских "персиков" (как арабы любили их называть)? А женская грудь, очевидно, говорит уже о ребёнке (потому что мужчины могут и "использовать" их время от времени, но это не их прямое предназначение. Так, и касательно названий этой цифры, то в них всегда имеется некоторое трение, как в треугольнике (который может быть любовным, но может и не быть), где наше "три" /"трое" становится drei у немцев, tria /tre /tres в лат-их языках, τρε в гр., и trdyas в санскрите.
     Здесь куча слов, как: триумф (thriumpus на лат.), трибуна, христианская троица (Trinity), треугольник, тривиальность (trivial, только три вещи, т.е. немного, сначала использовано для обязательных 3 учебных предмета: грамматика, диалектика, и риторика) но и ... дерево или трава (tree по анг., что не совсем как ст. гр. dendro, но дерево, да там должна быть и наша трава — потому что нет другой возможности, правда?), а трава обычно прорастает тремя листочками, т.е. они не растут в противоположных двойках, если обращали на это внимание. Трава вовсе не случайная, потому что здесь и анг. thrive ('тхрайв', потом throve, thriven), что значит расту, просперирую, т.е. что-то подобное триумфирую, и в нем. это становится treiben ('трайбен'), что значит двигаюсь, подталкиваю (откуда специально Treib это инстинкт или влечение, в основном половое, т.е. какая-та движущая сила; это выводится из какого-то тевтонского dreiban как засеиваю, запускаю). Где-то здесь и трение рук, нем. treten как наступаю, их treffen как встречаю, итал. trovare (встречаю — "тропая" себе по "тропосу" или "дромосу", скажу я Вам), ст. гр. τριβω (что тогда читалось как 'трибоо'), что значит стираю или руинирую; можно дабавить и известный фр. travail ('травай', работаю), что очень похоже на travel ('траевъл', путешествую), а наверное и другие.
     Вообще, тройка очень важное число, самое устойчивое тело в плоскости (которая и задаётся тремя точками), и она находит применение в ряде других случаев. Например, я сильно предполагаю (но не могу это доказать), что значение 3-ки причина чтобы были 3 анг. фута в одном ихнем ярде (yard), а не 5 или 10, скажем; кроме того анг. миля почти 5/3 километра (1,609 м.), не смотря но то, что здесь вещи более закрученные, т.е. (я предполагаю) когда человек идёт пешком он проходит за один час обычно 5 км., и если это расстояние должно состоять из каких-то 3-х частей, то они должны быть длиною 5/3 из него.

     Четвёрка

     Графический образ здесь тривиальный, это квадрат, эвентуально с палкой, чтобы его нести поднятым. Фонетически, однако, имеется существенная разница между западным и слав. взглядами по этому вопросу (в звучании), потому что на анг. она four, что нем. vier, и оно вроде не имеет ничего общего не только с нашим "четыре", но и с лат. quattro (в сущности по итал.), что значит квадрат. Только что на ст. евр. цифра была gevura, и означала силу, смелость (крепкость алмаза, который и рисуется как ромб). Но здесь мне приходит на ум болг. и тур. ... "геврек" (gevrek), что значит бублик, круглая булочка в форме тора, т.е. что-то скрученное, согнутое, и рядом с геврек-ом, очевидно, стоит и известное в болг. (а и вообще на юге) "чеверме", çeverme, которое не только что-то, что жарится на огне (на гриле), но и вертится (потому что çevre, 'чевре' по тур. круг — и наверное это говорит и старое болг. слово "чевръст", т.е. человек который бегает быстро всюду, крутится как волчок)! Пока давайте не отвлекаться тем (и почему) квадрат иногда превращается в круг (и наоборот), а продолжим подобно звучащими словами, как: наш (слав.) ... "червяк" или "червь", который не красный ("червен" по болг., и пол. и проч), а просто крутится (ну, сжимается и изгибается, но это что-то схожее для неискушённого человека), потому что по рус. "червяк" это именно червячная передача в механике, где что-то вертится как червяк (так что здесь, действительно, что-то вертится) и поворачивает зубное колесо поперёк "червя").
     Да, но если начнём крутиться, то уже появляются новые слова и идеи, потому что здесь roto (поворачиваюсь, ротирую, чередую, оттуда и ... наша "рота", потому что они ротировались за один день, три раза по восемь часов, и потому их три!), потом нем. werken (что дало и анг. work, работаю, но и нашу ... "отвёртку", и болг жаргон "човъркам", копаюсь, ремонтирую что-то — почти как при "чеверме"), потом (или до этого, не формализуйтесь насчёт времени, я двигаюсь в нём, такой я человек) в ст. гр. 4-ка τεσσερα, а в скр. catvaras, что может привести нас и к "катр", что уже фр. (quatre), а и vier /four уже приближается к ст. евр. gevura-е, в то время как наше слав. "четыре" можно вывести сразу из catvaras (т.е. русские в некоторых случаях получают свои слова напрямик из древних индусов, без надобности ходить к лат-цам). Ну, да от "гевер-" можем добраться до "квер-", и до "сквер", что точно рус. "сквер", который предполагается квадратным (square).
     И здесь приходит момент объяснить Вам почему русские считают числа до 4-ёх за малые (два, три, четыре человека — в ед. числе), в то время как с пяти дальше они становятся сразу большими (пять, шесть, и пр. человек — мн. число). Ну, здесь нужно посмотреть на вещи по математически, как счёт на ... пальцах, разумеется, потому что когда человек считает и загибает пальцы (начиная с мизинца) и когда дойдёт до 4-ёх ему остаётся уже только большой палец и он решает, что этот палец, а и всё больше 4-ёх, будет означать "много"! Такова идея, но русские её Вам не объяснят, потому что они давно забыли эти рудиментарные вещи, которые раньше вдалбливались им в головы с маленьких; но вещи, в самом деле, вдалбливались в их головы, потому что и теперь они говорят "1, 2, 3, 4 года", а потом сразу "5 лет", так что выходит, что годы, хотя они и синонимы, но как бы меньше "лет" (которые, думаю я, а и не только я, просто летят — ну, это может и лишь внушение, и здесь вмешивается и лето, которое со своей стороны вмешивает лат. ... laetus как жирный, упитанный, чистый, и проч., но давайте не отвлекаться теперь этим). Более того, эту связь 5-и, или тем, что после 4-ёх, со "многим" можно обнаружить и в ... нем., где 4 vieR, а много это vieL (что неправильно образовано, потом в сравнительных ступенях следуют mehr и meisten, так что здесь я вряд ли себе внушаю).
     Но продолжим с 4-ой, которая, как заметили, в результате скручивания может иногда стать походить на круг (бублик, который, между впрочем в рус. должен быть чем-то вздутым, как анг. bubble-gum). Так ведь, задача о квадратуре круга утруждала умы людей с самой глубокой древности, но это нельзя сделать, потому что в круге вмешивается одна неизмеримая с числами и их частями единица, число π, которое какой бы палкой не мерит, не может быть замерено и с дробными частями (как бы их не дробили, и до бесконечности — это что-то, что и дети, а и взрослые, знают, но се понимают, не чувствуют). Но скручивание остаётся, и потому здесь, например, следующие слова: тур. и пер. ... "гяур" /"гявур" (gâvur), то бишь безверник, человек отвернувшийся от правой веры, потом болг. ... "гавря се" (издеваюсь, поступаю плохо, так сказать, как гяур), но что и зап., потому что здесь и фр. gouverner (губернатор) и лат. guberno (управляю), респ. гувернантки (которые, как выходит, часто "гаврются" с непослушными детишками, а?). Поскольку всё это выводится из ст. гр. κυβερναω (управляю, т.е. "гувернирую"), то здесь должна быть и ... кибернетика, которая начинается на "си-" (cybernetic), и киборги, да и ... шифры shiffre (на ст. фр.), потому что и они закрученные, правда?
     Вообще, четвёрка может иметь два противоположных аспекта (что один вполне диалектический взгляд), чего-то очень хорошего, квадратного, двойного, алмазного, или иначе чего-то очень плохого, искривлённого, сделанного как квадрат (видите ли, уже оказывается, что круг он очень хороший, а квадрат просто "угловатый"). Могли бы добавить и ещё "4-тичных" слов, как: болг. "габърче" (кнопка для прикрепления бумаги, потому что она вряд ли из дерева габър-граб, которое со своей стороны, наверное, порядочно искривлённое), болг. архаичная "губерка" (большая игла), может быть и ... ангел Гавраил (Gabhriel по лат., который как-то "гаврится", т.е. "гувернирует"), а тогда может быть и слав. ... говор (hovor на чеш., gwar на пол.), потому что речь это команда (как Гавраил, он может быть был довольно словоохотливым "человеком", или бескомпромиссным, кто знает?). Это, конечно, и гортанный звук, но он очень древний, и в скр. gavate означало звучу (где-то вблизи находится и известный guru) и это не исключает существования и какого-то закручивания, поворачивания (т.е. ворочания языка в горле).
     А что вокруг этого размытого корня в мире существует куча слов (со своими идеями), должно быть ясно. К примеру: имеются ст. гр. "тетрархи" (τετραρχοσ), которые были большие владетели (или 1/4-ти некоторых земель, или и 4-ёх направлениях мира, предполагаю я), потом идёт ... тетрадь (τετραδα), потому что она лишь один согнутый в 4 лист бумаги, потом тетраэдр (τετραεδρον на гр. и tetrahedron на лат., т.е. с 4-мя сторонами, "едрами" по гр.), тетрагон или четырёхугольник, ... кафедра /cathedra (наверное), потому что она четырёхугольная и поднятая вверх, болг. "едър" (крупный, что, разумеется, не слав. слово, раз не известно в рус.), как человек с очень (много) "едрами"-странами. Но имеется и ещё что-то, имеются "кайзеры" (Keiser на нем.), или "кесарь" на ст. слав., но это лат. цезарь (Caesar), очевидно, и его может быть нужно считать как раз как лат. эквивалент гр. тетрарха. Далее имеется и лат. "тесселирование", что-то вроде "теслирования" по болг., может быть, где "тесла" тур., ею режутся куски, это тесак по рус. (но пусть не отвлекаемся здесь), т.е. tessellation, что означает покрытие (или разбиение) некоторой поверхности какими-то фигурами, чаще всего квадратами (но можно и 6-угольниками, и другими; для треугольников используется слово триангуляция). Ну, здесь, разумеется, и "квартира", четырёхугольник в котором живём, разные "каре" (которые могут быть и хорошие куски мяса), известный старый анг. титул esquire (эсквайр, который фр., и значит просто человек у которого свой кусок земли, который предполагается квадратным), эскадра или эскадрилья, итал. squadra (которая и эскадра и другие вещи, но и футбольная команда), и другие слова. А чтобы не думали, что я забыл о плохих, скрученных "квадратах", то пусть напомню Вам и ст. слав. "скверна", которая очень похожа на рус. сквера, но это плохое пятно, позор, срам.

     Пятёрка

     Образ 5-ки, положительно, не смогли угадать (Вы может и думаете, что угадали, но положительно не смогли), а он очень простой. Это ... один маятник, pendulum по лат., где pendeo значит качаюсь! Как какая-то комбинация между маятником ("махало" по болг.) и "пендало" в болг. слышали и слово "мандало", но это смешение должно быть с давних пор, потому что это скр. "мандала" (священный круг). Как бы то ни было: почему пятёрка качается? Догадались? Ну, пока вы "усечёте" я приведу несколько других слов, как: анг. depend или "зависит" (и то не от, а на, on по анг., потому что оно повешено на что-то и качается), болг. диалект "пайантов" (нестабильный), болг. "панта" (петля двери, потому что она на ней качается; да коли хотите и само слово "петля", особенно если она висит для того, чтобы в ней просунули шею осуждённого быть повешенным), тур. "пендары", потому что это не просто золотые монеты, а качающиеся такие, нанизанные на верёвке которые "пендуются"(или "пендеются", как Вам нравится) на грудях молодых невест (наряду с тем, на чём они опираются), сама 5-ка на ст. гр. πεντε, оттуда и рус. "пять" (по болг. "пет"), и доберёмся до скр., где она была pañca (читать 'панча'). Ну, уже стало ясно откуда слав. 5-ка, но нем. fünf или анг. five не оттуда, однако на ст. евр. она была tiferet и означала красоту или изобилие, где имеется какое-то "фит- /фет-".
     Хорошо, давайте скажем теперь почему пятёрка качается, потому что имеются и другие идеи и ни к чему запутываться без надобности. Так ведь это идея о кисти человеческой руки, со своими пятью пальцами, которая просто легко качается, да? И потому она совершенная и изобильная (в ст. евр.). Однако здесь получается некоторое смешение 4-ки с 5-кой, может быть как смежные цифры, что довольно старое, потому что на ст. гр., как сказали, 4-ка τεσσερα, что порядочно похоже на ст. евр. tiferet (5-ка), чему может и обязана упомянутая нем. связь vier - viel, а и вообще имена этих двух цифр в ряде зап. языков (например, на нем. vier - fünf, на анг. four - five, на итал. специално 4-тый и 5-тый звучат как quarto и quinto, что вряд ли случайное явление). И пятёрка, раз она красивая и гибкая как наша рука, является и символом силы и защиты, потому что пентаграмм (pentagram), лежит в основе ... Пентагона (Pentagon), разумеется, а и пятиугольной звезды (как бы она и не нравилась теперь большинству людей), потому что все звёзды рисуются обычно с пятью лучами (если не считаем евр. звезду Давида, образованную из двух переплетённых треугольников).
     Так что пятёрка это кисть руки, но и пядь, или ступня ноги, оттуда и все "педики"-детишки (а и те которым нравятся детишки, да не просто так), но курьёзный момент (даже для меня) был в том, что и ... пятка должна быть здесь, которая по болг. "пета" (т.е. связь пет - пета в болг., или пять - пятка в рус., просто не может быть случайной). Ну, пятка наверное просто часть "пяди ноги", она отпечатывается при хождении, но в ней впервые появляется изгиб в картинке пятёрки, потому что кисть руки она просто порванная, как тряпка (что тоже не случайно, потому что на нем. тряпка Lappen, а ступня ноги Fußlappen, где Fuß как раз нога). (Здесь появляется и ... цветной лепесток, лат. petalum, который в ст. гр. πεταλον, но Вам много соберётся, если решим отклоняться теперь и в эту сторону.)
     И ещё одно маленькое добавление: много из цифр рисуются стилизованно столькими чёрточками, сколько и сама цифра; так это со: 1-ей, 4-ой, 5-ой, 6-ой, и 8-ой. А, и потому что много детей часто путают 2-ку и 5-ку как дроби, давайте объясним что это так, потому что 1/2 = 0.5, а 1/5 = 0.2, так что получается как будто 2-ка и 5-ка зеркальные изображения (если положите зеркало ниже 2-ки); это следствие арифметики, но и оно нашло как-то отражение в изображениях этих двух цифр.

     Шестёрка ...

     Здесь, разумеется, место 6-ёрки, но поскольку она очень важная и интересная, то мы её ... обойдём пока. Чтобы дать Вам ещё время подумать. Ну, так и быть, дам Вам одну очень важную подсказку: какова связь между six и ... sex?

     Семёрка и восьмёрка

     Рассматриваем их вместе, потому что нечего особенно сказать о каждой из них, но и потому что в некоторых случаях они связаны. Сначала самое простое, изображение 7-ки, разумеется, ... одно знамя, на длинном шесте, которое покачивается ветром (с "железным" аргументом: "А как же иначе?)! Так, однако, Вы поняли почему это так? Ну, еврейские дела, двумя словами. Бог сотворил было мир за 6 дней и на 7-ом отдыхал, но это 1/4 лунного месяца, так что имеется основание для её использования, а это и простое число (и древние люди обращали на них особое внимание, хотя и теперь может оказаться, что в ник кроются ... тайны мироздания, точнее в распределении больших и огромных простых чисел в сторону бесконечности). Вот, значит, на ст. евр. 7-ка была od, что как раз анг. слово "нечётный" (odd), но мне лично она звучит как ... "Ох (сказал "Господь Бог", наконец закончил — и вытер пот со лба своего)". В то время как 8-ка на том же ст. евр. била yesod, что уже должно быть "ех + од" (yeah + od), но как бы и не разбивали это имя, то 8-ка подчинена 7-ке, формируется с добавлением чего-то к 7-ке.
     Теперь, верно, дело еврейское, но оказывается, что и "вси словене" уже тысячу лет думают так, потому что, правда, и в рус. так, "восемь" = "во(т) + семь", а и в болг. "осем" ("до/у + се(де)м"), что не логично, потому что 8-ка очень хорошее число (скоро увидим), в то время как 7-ка, хотя бы для Запада, одно ... ну, гнилое число! Так ли это? Ну, не только что так, но люди привязывают 7-ку к 6-ке, а не к 8-ке, потому что, например, в нем. имеем sechs - sieben, во фр. six - sept — и это что-то гнилое, потому что оно септическое (septic) —, в гол. zes - zeven, в итал. sei - sette, и так далее (и именно это называется кумулятивным доказательством, между впрочем, со многими примерами). Эта "септика" (приклеивание всех бациллов, кок, и что только можно) при 7-ке существует и в древних языках (без евр.), где в ст. гр. она была επτα (а теперь можно и εφτα), а в скр. была sapta.
     В то время как посмотрите на восьмёрку, очень закрученное дело, скрученный бублик, что так, потому что она первый (а и единственный из цифр, т.е меньше 10) куб (2^3), и её название на Западе просто возглас удивления и восторга! Давайте проверим: на нем. она acht ("ах", а как глагол achten значит "будь осторожен"), на анг. eight ("ей"), на фр. huit ('юи', т.е. "ухаа"), на итал. otto ("как раз что надо", так сказать), на шведском atta, и прочее, и на ст. гр. οκτο ("охо", перешедшее без изменения в лат.), на скр. aštau ('аштау') и на авест. ašta, что прямо таки ... astounding или изумительно (по анг.). Так что, "суду всё ясно".

     Девятка

     Да, только что 9-ка не перевёрнутая 6-ка, как наверное решили, потому что нет никакой логики в этом (с математической точки зрения). Нет, она не это, она скорее одно ... "нет"! Ну, давайте оглянемся сначала на Западе, где имеем: в нем. neun ('нойн'), в анг. nine ('найн'), в швед. nio, в гол. negen, во фр. neuf ('ньоф'), в итал. nove (но 9-тый nono), на исп. nueve — как будто хватит "кумулирования", а? — а в древних языках соответственно εννεα (на ст. гр.), и в скр. и авест. nava. Ежели ещё не усекли почему 9-ка значит "нет", то посмотрите и что в некоторых языках она значит что-то "новое". Помогает ли Вам это? Ну, если Вы из тех, кто смотрит рекламы, то это положительно ничего не будет Вам говорить, но если всё ещё можете думать хоть маленько, то должны теперь, когда закроете свои глаза, и увидеть почему 9-ка символ нового. Так? Потому что с ней цифры кончаются, и нужно начинать опять сначала (в другой десятичной позиции, точно как у счётчиков). И по этой причине графический образ 9-ки состоит из ... двух цифр — первые две, 0 и 1-ца, где 0 сверху, а 1-ца снизу. Это вся философия здесь (т.е., пошли с 1-цы и добрались до 0-я, как 10-ка).
     А как обстоят вещи в слав-их языках тогда? Ну, опять так, потому что, при этом положении (но не и иначе — иначе человек не смог бы догадаться), рус. "девять" (или болг . "девет") значит, что цифры куда-то ... делись (ну их, эти цифры!). То ест ь, на этот раз мы дивимся, как Запад дивился 8-ке, только что мы делаем это с 9-кой, потому что где "девять", там и "дева", "дива" (это скр. Diva или Deva, как дева, красавица, но и как богиня), "дивак" по болг. (или "дикарь" по рус. но здесь корень чуть изменён, который дивное творение — не знаю Вы информированы ли об этом?), "девать" (класть — ну, смысл не удивления, но зато поставления чего-то куда-то, убирания его отсюда), и так далее.

     Десятка

     В принципе 10-ка не цифра, с математической точки зрения, но иногда можем считать её и цифрой (особенно если не начинаем с 0-я). Во всех случаях скажем что-то и о ней. Здесь тоже имеется смешение идей, где она на анг. ten, на нем. zehn, на ст. гр. δεκα (dieci по итал, decem по лат.), причём здесь и деканы (dean на анг., которые для нас "дьяконы") и декады, и ... докторы (doctor или короткое doc хотя бы на анг.), и доценты (docent на лат., ибо doceo значит обучаю). Потом можем добавить разные доктрины (doxy, тезис по рус.), наряду с ... парадоксами (paradox, то что вокруг и вне "доксы"), и ортодоксы (как раз по "доксе"), которые идут со ст. гр. δοξα ('докса', тезис, идея, счёт, имя, репутация, и т.д. — в древ. языках одно слово часто означает совершенно различные вещи, так как люди исходили из скрытых в нём идей, которые могут быть найдены в разных предметах, здесь это сущность вещи), а ещё и нем. decken, что значит покрываю. Видите ли, короче говоря, это идея "капы", т.е. шапки, которая, уже и как гр. буква (καππα, kappa на лат.), ровно 10-тая, и она просто увенчивает вещи. Потому здесь и фр. chapeau ('шапьо'), и анг. cap и cape, да и cup, лат. capito, Капитолий, капитаны, капитализм (т.е. капитал как главная вещь, не человек), и куча других слов. А древнее слово было ст. евр. keter означающее корону или венец, от которого осталась хотя бы первая буква, независимо от того, что она означала 0 (т.е. это какой-то круг, который кладётся на головы некоторых людей, на которых стоит класть разные круги, чтобы отличать их от других, так?).
     Теперь, корни довольно перемешенные, хотя бы "капа-" и "докс-" это совершенно разные вещи (по звучанию), тем более zehn или ten, но зато наше десять это лат. deci-, а "капа" появилась из за её десятого места в очереди букв. Нем. zehn или что-то вытянутое (с ziehen, т.е. поднявшееся наверху, если рассматриваем 10-ку как последнюю цифру), или иначе, что более логично, связано с ихнем счёте, zahlen, до чего доберёмся опять попозже (хотя оно может иметь что-то общее и с их ... Zehe как палец ноги, т.е. что-то гибкое, крепкое), а оттуда и анг. ten. (Я, однако, не исключаю полностью и возможность чтобы старые тевтонцы сделали своё zehn, взяв второй слог лат. deci, просто потому что думали, что "de" это какой-то префикс.)

     Другие особые числа

     Об особом положение 4-ки, эвентуально 5-ки, уже говорили. Потом идёт 12, которое, совершенно очевидно, хорошее число потому что делится на первые четыре числа (2, 3, и 4), и оттуда идут и часы, апостолы, минуты (они делятся ещё и на 5), даже существовали какие-то древние системы счёта при 60-тичной базе. А она и дюжина, или dozen на анг., тоже что-то вроде капы, из корня doc-. В связи с 12 оказываются особыми и 11 и 13, первое потому что до 12, а второе после него. Но здесь имеются и другие моменты, потому что 11 просто красивое число, оно может дать и ... 1001, что тоже выглядит красиво, и кроме того делится — это даже и математики в наше время не знают, потому что не задумывались об этом — на 7, 11, и 13 ! Так что, когда возьмём обе простых числа вокруг 12 (а таких двух соседних простых чисел не так много, они самые близкие из возможных, как 29 и 31, и это по своему интересно) и когда их умножим, и ещё раз умножим их на прежнее число, то получаем 1001, что, убрав у него нули, даёт как раз среднее число, 11. Это часть магии чисел, она в древние времена, а и теперь для некоторых, заполняла головы людей. Кроме того 1001 хорошее число и в наше время для индусов, потому что они не любят продавать (или покупать) что-то для круглых сумм (это, так сказать, "умершие" числа, припомните себе о чётном количестве цветов), а на 1-цу меньше числу просто чего-то не хватает, так поэтому они предпочитают чтобы было 1001, 12001, и другие подобные примеры. И раз 12 такое красивое, то 13 уже может быть и некрасивым, да? И потому русские (а наверное и другие народы) называют его "чёртовой дюжиной".
     Хорошо, а 16, которое для латинцев (хоть бы на фр. и итал. это так) граница до которой говорим сначала вторую цифру, а потом первую, после чего становится наоборот, тоже замечательно, так как оно первая (если не считаем тривиальную 1-цу) четвёртая степень (2-ки). Немцы, однако, не меняют ничего для чисел вплоть до ... 99, и кто не знает об этом мог бы подумать, что это что-то очень перверзное. Ну, оно так, но потому что другие народы не делают так (но анг-не два века тому назад, во время Чарльза Диккенса, делали это, к примеру, говорили, что кто-то в возрасте "6 и 50 лет"), но иначе в этом имеется резон, потому что при складывании чисел легче складывать сначала единицы, и потом десятки; то, что не удобно, что для всех чисел больше 100 это уже не так, но ведь 100 довольно большое число; по этой причине анг-не не говорят, скажем, 1984 год, а "19 сотен и 84 года", а и деньги часто считают этим образом.
     В анг. имеется и одно слово score, что значит буквально чёрточка, но для чисел означает, архаично, 20. Вот это, как думаете, почему так? Ну, это элементарно (как сказал бы Шерлок Холмс), это потому что столько все наши пальцы, включая и те на ногах, так что когда не на чём больше считать пишем чёрточку и начинаем сначала. Этой плохой привычке анг-не положительно научились от французов, которые и по сей день не могут сказать, например, 80, а говорят 4*20, или не говорят 96 (даже не и "6 и 90") а 4*20+6+10, но вот, когда доберутся до 97-и, тогда говорят уже 4*20+10+7. Здесь может вопрос не в особенном положении только 16-и, а и 6-и (до чего мы скоро дойдём), но таково положение. При 70-ти, однако, решают, что 60 очень хорошее число (делится на: 1, 2, 3, 4, и 5) и называют его 60 + 10 (soixante-dixdix). Число 60 сильно притягивающее, и по этой причине и градусов 360, а не 100, что было бы более правильным, но здесь вмешивается и период нашего вращения вокруг Солнца, так что 1 градус это 1 ден, и по 1-ой минуте в день возрастает (или уменьшается) он в обе стороны (т.е. по 2 минуты). Так что такие вот любопытные моменты, которые чистые рудименты.

     Большие числа

     Ну, здесь можем начать со сотни, но сначала в её зап. вариантах. Нем. hundert говорит нам о какой-то ... собаке (Hund), которая может быть раньше означала что-то важное, или большое количество (во всяком случае они, как и русские, имеют поговорку: "Вот где зарыта собака", в смысле чего-то важного, сущности вещей). А тысяча thousand на анг., что из нем. Tausend (очевидно), где налицо какое-то хлопание, треск, — от бросания денег (эвентуально с кошельком) на стол, предполагаю —, при всём том, что этимологи дают какие-то старые тевт. формы как: tusund, dusund, dhüsundi, швед.. tusen, и другие, и объясняют, что это было комбинацией "dhüs + hundi", означающей много сотен, но, как видите, "собаки"-сотни опять здесь. А что касается ударения (dhüs), то это был какой-то и-е. корень означающий вздутие, и там был и их большой палец (Daumen по нем., а оттуда thumb по анг.), только что для меня ударение более убедительно эвентуального вздутия. Как бы то ни было, это стоит близко к рус. 1000-и, "тысяча" (где "дюс-", там и "тыс-"), кроме того корень "дюс-" просто 2-ка, которая ведёт нас и к дюжине (dozen), где можем добавить лат. duodenum, что 12-перстняя кишка, так что "номер" вряд ли во вздутии.
     От сюда добираемся до дюйма, который рус., но значит то же самое, что и анг. inch, а кроме того и то же самое, что нем. "цол" (Zoll), так что пусть разъясним немного вещи. Значит, дюйм, по моему, просто слав. вариант выговора анг. ... thumb-а или палеца, где нужно дать следующее пояснение: это не длина последней фаланги пальца, а палец смотря на него поперёк (который широк нормально около 2.5 см.), потому что так можно класть палец к пальцу и замерять. И когда поставите так 12 "пальцев", то должны получить ровно 1 фут, т.е. ступню, и я лично замерял это и у меня вышло почти столько (11.5 пальцев, т.е. на 12-ом ступня кончалась)! Так что эти связи не совсем случайные, их может немного подгоняли, но они довольно близки к действительности, для одного средне взятого человека (мужчина, потому что у женщин руки более нежные).
     Сам "инч" (для меня очевидно) означает, что это что-то такое, что запихивается in-внутри в данную вещь, которую замеряем. А "цол"- Zoll был с лат. telonium-а (чего ему вообще не видно, но наверное оно так, потому что 't' может стать на 'z' у немцев, я Вам скажу), что было со ст. гр. τελωνια и означало налог или взятие, но это так, потому что здесь налицо идея о каком-то делении (сравните с нем. Teil, 'тайл', как часть). Так, но более важно то, что с "цола" достигаем напрямик до нем. zahlen (считаю), или его вариации zählen (плачу, понимай, считая денег), что было совсем евр., а именно tsoln, значащее считаю. Так что "цол" это некая мерительная палочка, где корень не только лат., а прежде всего евр., и оттуда совершенно спокойно может идти и нем. 10-ка (zehn), и сам счёт. (А, здесь имеется и ещё что-то, при "таузенде", здесь налицо и связь с рус. ... "туманом", и этот корень довольно распространённый, но идея о чём-то расположенном вблизи, густо, потому что древние люди считали, что темнота такая вещь, которая закрывает свет, да только здесь не место распростираться в эту сторону.)
     А миллионы (million) и миллиарды (milliarde), а тем более амер. вариант "биллион" (billion) что-то очень ... — но положительно не догадаетесь, да? Ну, корень мили- это просто что-то очень милое, что связано с ... мёдом, который "мели" на ст. гр., и в араб. имеется что-то похожее, да и в скр., потому что из мёда делалась с глубокой древности медовуха, и специально в анг. mead означает как раз это. Здесь тоже не имею возможности отвлекаться, но могу хотя бы упомянуть, что в этой "куче" и все ... военные, т.е. military, т.е. "милые люди"!
     Однако чуть не упустили болг. 1000-у, которая "хиляда", что ни является чем-то милым, ни вздутым, но что же такое может она быть тогда? Положительно никто не мог бы догадаться, а таких вещей нет и в этимологических словарей, потому что это слово типично болг., т.е. что-то древнее, пришедшее, то ли с перс., по ли с ... монгольского, то ли со санскрита. Но можем легко связать его с одним болг. жаргоном, ... "хиля се" (улыбаюсь, прямо зубоскалю)! Чтобы не думали себе, что я выдумываю что-то из древ. языков, то сравните с лат. hilarious (весёлый), или с нем., скорее тирольским, "ойларипи" (или с heil, да без Гитлера). А идею об "улыбающемся" числе — ну, оно, разумеется, "хилится"-улыбается не само число, а мы, что видим так много денег (потому что люди, обычно, о деньгах думают) — дало мне одно пакистанское слово, Naulakha, означающее 900,000, так что, если начало связано с 9-кой /neun /nine, то тогда "лахене" должно было символизировать 1000-у (а на нем. lachen означает как раз смеюсь, и корень здесь тоже очень древний, потому что ... супруга Вишну была Лакшми, и она была очень весёлой "девкой", и имела множество лиц). Прочее, здесь можно добавить и тур. "лаф" (разговорчики, обычно за столом), что, как правило, смешные истории (или ещё анг. laugh, 'лааф').
     А как насчёт нашей, на этот раз слав., сотни? Теперь смотрите, этимологи выводят "сто" из ст. гр. εκατον (где можем упомянуть и лат. ... гекатомбы, hecatomb, сотни гробов-"томб"), и кладут в эту "кучу" и hundred, а и лат. centum, но это может быть так только потому что должно быть так, ибо означает то же само, однако идеи спрятанные за словами различные. В ekaton-е имеется какой-то "тон", а что говорит грекам "ека-" давайте не гадать здесь; в centum-е имеется ... бренчание, звон, как у центов, как и у "кантаров" (весы), centenarium, по лат., что в гр. было κεντηναριον (откуда можем, действительно, добраться до болг. "кантара"); а в слове "сто", по моему, кроется просто ... возглас "стоп", т.е. хватить столько (сто палок, для примера, а?). Для нас "сто" не мелкое дело, а подобная идея, только что закрученная вокруг 4-ки, имеется у русских, которые называют болг. ... "стоножку" именно "сороконожкой". Если так уж и хотите более древний корень, то возьмите скр. или авест. satam, какое-то пре-слав. "съто", что корень насыщения, сытости.

     Опять шестёрка

     Чтобы додумались какова связь между six-ом и sex-ом, что-то не верится, но сперва давайте убедимся, что это так (путём (ак-)кумулирования вещей с разных языков). Например: в лат. число sexis, а пол (потому что это значит "секс" для Запада) sexus, в нем. число sechs, и читается 'зекс' (что, собственно, чистый секс, потому что они читают каждое первое "s" как 'з'; сам секс там Geschlecht, 'гешлехт', что значит "нехорошее дело", ибо они — ну, были, а насчёт теперь можно спорить — моральные люди), а на ст. гр. число εξι (что, очевидно, звучит совсем секси). Но давайте иметь ясность ещё и о том, что секс идентифицируется с половым органом, и то с мужским (потому что с "бабами" кто считался раньше?), так что выходит, что этот орган должен быть тесно связан с шестёркой. Теперь уже становится яснее, правда? Так как, если человек всмотрится в один такой "секс", особенно если он мужчина и посмотрит на его отражение в речке, то увидит, что он похож на 6-ку, т.е. имеет и палочку и кружочек (ну, два кружочка, но в профиль они выглядят как один). Так что выходит, что с глубокой древности (где-то 3000 лет хорошая догадка) число 6 сравнивалось и считалось похожим на мужской пенис.
     Но, разумеется, это вещи с математической идей в них, потому что число 6 считалось совершенным числом (а что пенис совершенное творение должно быть понятно всем женщинам, а и мужчинам тоже), что значит, что оно равняется, как сумме, так и произведению всех своих простых множителей: 6 = 1*2*3 = 1+2+3. Для простых чисел ясно, что другого такого нет, потому что их сумма всегда на 1-цу больше их произведения (что равняется числу), но и для составных чисел интуитивно ясно, что должно быть так, ибо при 4-ёх сумма 5 а произведение 4, при 6-ти они равные, а дальше их сумма всегда меньше произведения (для 8-и сумма 1+2+2+2 = 7, а число или произведение 8; для 9-и сумма 1+3+3 = 7; для 10-и сумма 1+2+5 = 8, и т.д., где для 100, скажем, сумма 1+2+2+5+5 = 15, и т.д.). ( Ну, это зависит от дефиниции, и я даю Вам самую простую, но в "Началах" Евклида за совершенное или перфектное число принималось такое, для которого сумма всех множителей равна числу — уже не произведению —, и тогда, например и 28 такое число, потому что 1+2+4+7+14 = 28, а имеются и большие такие числа как 496, для которого 1+2+4+8+16+31+62+124+248 = 496 = 16*31, и так далее, они не ограничены, но даже и при этой дефиниции 6 самое маленькое такое, а и одна цифра. )
     Так что эти идеи стояли в головах древних греков и других народов до них, потому что ещё и звезда Давида с 6-ью лучами, и кости для бросания, т.е. куб, имеет 6 сторон (и в Болгарии и сегодня используется 6-ти бальная система для отметок), что опять показывает, что не мужской член похож на 6-ку, а 6-ка так задумана, чтобы символизировала это совершенное (может быть самое совершенное, или хотя бы встречаемое с наибольшими эмоциями) органическое творение. Но они могут быть, в какой-то мере, обнаружены и в слав. языках, так как на рус. 6-ка "шесть" (в пол. szešč, 'шешч', а имелось и какое-то балтийское sheshi), в то время как ... палка или шиш "шест", и: а ну ка теперь скажите, что "шесть" и "шест", и то в одном и том же языке, не связаны! Кроме того сама 6-ка как имя не на много отличается от sex, или возьмите итал. sei, что если читаем его начиная с 'ш', почти как у нас, и это число в скр. било šat ('шат', что практически тот звук, который слышится когда размахиваем какую-то палку) или ещё šaštiš, что просто не может не ... "шаштисать" болгар, потому что это турцизм означающий сильно удивлять, ошарашивать! Добавим ещё и то, что в тур. число 6 согласно словарям alti, что не может не корреспондировать с ихним золотом, altin ('алтън', для них лат. "i" довольно часто читается как болг. 'ъ', потому что у людей нет большого выбора, или так, или через лат. "a"), или более точно золотая монета, но при игре в нарды ("табла" в болг.), я уверен, что 6 & 5 называется 'шеш-беш', где beş действительно означает 5, так что этот корень не является неизвестным и у них. Кроме того не забывайте и то, что все скр. боги, если похожи на людей, имеют 4 руки, т.е. 6 конечностей.
     А касательно палки "шест" на рус., то их этимологи говорят, что имелось какое-то старое "шьстъ", потом белорусское "шост", и упоминают некоторое латвийское shiekshtas как ... ствол дерева без веток. Ну да, оно "это дело" как раз как дерево без веток, правда? Они, разумеется, не объясняют точно это, а скорее гадают, но тогда и я могу продолжить с другими словами, как рус.: "жёсткий", "жестянка", "железо", "жезл", а то и ... "желе", которое жидкое, жидкое, да вдруг возьмёт да затвердеет (ну, не совсем как железо, но почти). То есть железо своего рода желе (пока жидкое), а имелось и какое-то ст. слав. "желы" означающее ... черепаха (потому что с твёрдым панцирем), но само слово для железа в слав. языках корреспондирует хорошо с нем. Stahl ('штаал', сталь) или Stiel ('штиил', столб цветка). (Могли бы подумать, что и ... "жёлтый" цвет где-то здесь вокруг, но это смешение корней, жёлтое оно скорее "голтое", или "голденное", так что пусть не отвлекаемся им.). А, у русских ещё и слово "шестерня", т.е. зубное колесо, что может быть так потому что профиль зубов похож на 6-угольный, но может имеется в виду и палка, на которой ставится это колесо (потому что зубное колесо без оси, на которой должно стоять, невозможно).
     Но хватит уже аккумулирования, всё ясно, шестёрка "великая вещь", также как и мужская "вещь". И давайте на прощанье вернёмся к гр., где их εξι-6 можно записать и только как εξ, что, очевидно, дало лат. префикс "ex-" ("из-" у нас, а в итал. только "s-"), как что-то, что вдруг выскакивает — вот так, нету, нету ничего, да вдруг, смотри, что-то взяло и выскочило, а? Вот это "шаштисвающая"-ошарашивающая шестёрка, с которой, вполне заслуженно, заканчиваем наш опус о числах.

     10.2012
 
Нравится
12:00
21
© Христо Мирский
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение