Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

От Иова и Фауста до Чичикова

       Сейчас у нас врачи вместо того, чтобы лечить, пишут отчеты, учителя, вместо того, чтобы учить, пишут отчеты, знакомый декан лишь этим и занимается, Цискаридзе вчера признался по телевидению, что замучен бумагомаранием, рапортует без устали по кабриолям и пируэтам. Как поступить по-другому? По-другому денег не выбьешь.

 

       Выделяют гроши, но будь добр писулькой ответь за каждую копейку. Понятно: начальству нужно не дело, в котором оно не разбирается, а отчет о деле, чтобы кипела видимость работы. За кипение видимости начальников очень хорошо вознаграждают.

 

       Наши руководители министерств, департаментов и иных учреждений вышли не из шинели Сталина, а из фрака брусничного цвета с искрой Павла Ивановича Чичикова.

 

       Попытаюсь обосновать подобное почти повсеместное явление, с точки зрения мифологической и мистической. Теологический подход здесь также будет уместен...

 

       В Аравии задолго до христианства жил человек по имени Иов – знатный и богатый от рождения. Процветал он сам и люди его. Прилетает как-то Сатана к Богу и говорит: мол, позволь мне отнять у Иова богатство, и он возненавидит Тебя. Вседержитель позволил. Потерю богатства Иов стерпел, не вознегодовал на Бога, потом стерпел потерю семерых сыновей и здоровья. Уже жена просила его: прокляни своего Бога и умри, но он не сделал этого. Пришли друзья и разговаривали с Иовом о несправедливости земного уклада, а он с ними не соглашался, спорили и Иов в споре победил. Сатана был посрамлен, а Господь вернул праведному Иову утраченное и приумножил.

 

       Долго думал Сатана и осознал, что искушать надо не так и не тех. Вновь затеял он беседу с Богом, теперь по поводу доктора Фауста – ученого алхимика и чернокнижника, то есть по-простому философа. Господь попустил и с Фаустом разобраться. Сначала для изучения обстановки предстал Сатана перед ним в виде черного пуделя, а затем – в обличии «всемогущего» Мефистофеля. Был Фауст дряхл, смерть к нему приближалась стремительно, но не успел он понять, в чем идея земного поприща.

 

        Состоялась сделка. Суть ее была такова: черт поможет доктору с коррекцией, с так называемым «лифтингом», омолодит его, и тот будет наслаждаться жизнью до тех пор, пока не надоест, а как надоест, тогда, милости просим, в преисподнюю. Откорректировали его на кухне ведьм. Наслаждался он сначала застольем, потом любовью, потом путешествиями во времени. Много бед принес доктор Фауст, но идею нашел. Она состоит в неустанном труде и свободном развитии с целью познания. Помните у Гете: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» ...

 

       В обоих вышеописанных случаях Сатана проиграл, потому что дело имел с личностями. С Чичиковым у него получилось, поскольку тот – не личность, а некая субстанция, без всякого образования, без интеллекта, с набором междометий, напоминающих французскую речь, с условным рефлексом жадности, так как папенька поучал «береги и копи копейку». Чичиков надеялся не столько на мертвые души, сколько на мертвую бумагу, которая всё стерпит. Гоголь хотел сделать его настоящим героем во втором томе, ничего не вышло и второй том пошел в печь. Антигерой, наоборот, прочно обосновался в реальности: Чичиков ускорил революцию, породил Шариковых.

 

       Бог попускает черту искушать нас для возрастания в текущей и будущей жизни, для укрепления в добре, ибо заповеди Господни высокоморальны. В случае с Иовом и Фаустом Вседержитель говорит Сатане: «Только душе их не навреди».

 

       Но нынче у некоторых людей душа пребывает в микроскопическом зачаточном состоянии. Там уже навредить почти нечему, всё уже подготовлено к адскому прозябанию. Так пока и живем.

 

22.12.2017  

Нравится
17:50
139
© Кедровский Михаил
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение