Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

ОТ ЧЕГО ОТКАЗАЛСЯ ЕСЕНИН-34

ОТ ЧЕГО ОТКАЗАЛСЯ ЕСЕНИН

 

Литературный анализ

 

(Продолжение)

 

13.

 

*        *        *

 

Но пойдём по логической цепочке дальше. Привыкший изучать самого себя обязательно станет исследователем окружающего мира. У Есенина такая потребность появилась с юношеских лет. Героями его произведений становятся странники, крестьяне — старые и молодые, исторические личности и даже Христос и Богородица. С годами исследования расширялись и углублялись. Поэт проанализировал дела Руси советской и вынес приговор: республика наша — блеф.

 

Скажем больше. У пушкинского ученика и интерес к истории был пушкинский. За шестнадцать творческих лет жизнь России он отразил настолько полно, что никакого важного события не осталось за пределами его удивительно цепкого внимания — от утверждения христианства в стране (поэма «Микола») до его распада в первые годы революции («Анна Снегина»). Борьба Новгорода с Московией — «Марфа Посадница». Татаро-монгольское нашествие — «Песнь о Евпатии Коловрате». Пётр Первый — «Песнь о великом походе».  Пугачёвская смута — «Пугачёв». Первая мировая война — «Русь», «Молитва матери». Революция — («Певущий зов» и другие поэмы 1917-1920 годов). Начало краха советской власти — «Страна негодяев»… Недаром Сергей Александрович назвал себя поэтом с большой эпическою темой. Мы бы уточнили: с эпической темой широчайшей.

 

Это ли не дорого истинным любителям высокой поэзии? Это ли не представит повышенного интереса для России сегодяшней, начавшей выходить на почти  забытый путь наших предков? Это ли не станет жемчужиной для нашей страны и для окружающего её мира в недолгую, но ярчайшую эпоху возрождения православия, которая будет по откровениям Христовым? («Апокалипсис» Иоанна Богослова).

 

Безусловно, отмеченные нами есенинские заслуги, — высшие достижения русской и мировой поэзии. Но время подтвердило и ещё одно свойство, которое дарит Всевышний только избранным, только лучшим из лучших. В произведениях Есенина рассыпаны перлы пророчеств. Среди множества их не сбылись только те, где говорилось об осуществлении утопий социализма, о якобы нечеловеческой человечности вождя октябрьского переворота. Всё остальное вошло в копилку великих предсказаний. И о трагической гибели поэта, и о губительной роли денег в земной жизни, и о жестоком уничтожении русского крестьянства, и о неизбежном очищении есенинского имени от кощунственной клеветы, и о том, что стихи его прозвенят бронзой, и о том, что советский блеф бесславно развалится.

 

Но перед тем, как провести краткий анализ есенинского пророческого таланта, мы должны чётко представить, что такое этот уникальный дар Небесный. Кто захочет познакомиться с православной теорией самого таинственного явления на земле более подробно, может прочитать слово святителя Василия Великого «Дар пророчества» в его книге «Алфавит духовный» (Москва, 2006 г.) Постараюсь строго придерживаться текста. Здесь домыслы и предположения неуместны.

 

Пророчество — самый высший дар Божий — даётся душам чистым, освобождённым от грехов, способным вместить тайны мироздания и донести их людям. Причём, ясновидцы во все времена были во всех житейских сферах, в том числе и в поэзии. Раньше мне казалось, что предвидением владели только особо избранные личности, о которых свидетельствуют Ветхий и Новый Заветы, ну и Христос, конечно, главный пророк. Однако стал замечать бесспорные предсказания у философов, прозаиков, великих стихотворцев. У Пушкина в «Пророке», у Лермонтова в «Предсказании», у Фета в экспромте «Умом Россию не понять…» Хотя долго считал, что у литераторов это только гениальные предчувствия, особые, необходимые подсказки сверху. Но спасибо святителю Василию — надоумил, вывел из заблуждения.

 

Вообще-то, делить предсказания на важные и менее важные бессмысленно. Все они одного свойства — выявляют в событиях и людских судьбах Божественные тайны, то есть то, что составляет определённые грани неохватной Истины, обычному взгляду недоступные и непонятные. Но и при таком их качестве они всё-таки делятся на множество классов и подгрупп. Василий Великий называет три больших категории — пророчества о важнейших исторических событиях в будущем, прошлом и настоящем (о смене эпох, переломных моментах в истории человечества, судьбе народов и тому подобном); предсказания, объясняющие менее важные проявления жизни во все времена, но при этом не менее для нас загадочные; и предсказания, раскрывающие истинный смысл происходящих на наших глазах событиях. Учёные-атеисты объясняют подобные прозрения силой могучего ума человеческого, однако такие объяснения ничем не подтверждаются и остаются, повторимся, бредовыми фарятьевскими фантазиями. Без помощи Бога, как во всей нашей жизни, здесь не обойтись. За каждым пророчеством — энергетика благодати Святого Духа, всезнающая мощь нашего Творца.

 

Когда я познакомился с этими богословскими заметками Василия Великого, пролился свет на поэзию, на её уникальнейшие свойства не только отражать жизнь, но и объяснять скрытые в ней проявления Истины. То, что я считал поэтическим наитием, оправдавшейся догадкой, оказалось не чем-нибудь, а пророчеством, и само постижение Божественных тайн литератором — этим же даром. Более того, многие житейские закономерности, которые отразили в стихах большие поэты, не потерявшие связь с Богом. Потерявшие — наделали немало ошибок, и мы это видели на примере Маяковского. И даже нашего поэта, когда он впал в искушение и болезненно выходил из него. Хотя с Есениным случай особый. Как мы отмечали, у него настолько большой был заряд веры с детства и юности, что даже в самые богохульные годы (1917-1920) он продолжал использовать в стихах православные имена, образы и понятия, а значит — думать о вере, переживать свой отход от традиций русского села, что-то коренным образом менять в мировоззрении. А как происходило это,  посмотрим с позиции отражения в творчестве Истины, то есть уже с точки зрения пророческого дара.

 

Задачу свою мы облегчили тем, что в предыдущих главах немало пророческих стихов, не называя их таковыми, разобрали, когда вели разговор об основной тематике произведений, об увеличении показа в них замеченных граней Истины, о переходе его к пушкинской традиции и духовному возвращению к вере. Если мы и вернёмся к самым главным направлениям, то только к тем стихам и поэмам, в которых пророческий талант нашего поэта раскрылся новыми гранями и в которых показал он глубинные слои Истины.

 

В шестнадцать-семнадцать лет, в самом начале пути, Сергей написал вот это стихотворение. О своей жертвенной, предназначенной свыше судьбе он сочинит немало сильных, звонких, проникновенных строк, но уже здесь заложено главное.

 

И надо мной звезда горит,

Но тускло светится в тумане,

И мне широкий путь лежит,

Но он заросший весь в бурьяне.

 

И мне весь свет улыбки шлёт,

Но только полные презренья,

И мне судьба привет несёт,

Но слёзы вместо утешенья. (1911—1912)

 

И над ним, Сергеем Есениным, зажжена звезда большого поэтического таланта, да только затмевается она тяжкими испытаниями, напряжённейшей борьбой с земным злом, со своими страстями, которым суждено перерастать в грехи, подчас смертные; замутняется лучезарная звезда неравными, обостряющимися стычками с советскими властями, всё больше теряющими человеческий облик; туманится напряжённым обличением всей тогдашней российской политики, направленной против народа, против всякого протестного, праведного слова.

 

Сквозь строчки этого юношеского восьмистишия поэту видится широкий путь, весь заросший бурьяном, наполненный презрительными улыбками, трагедиями, щедро политый слезами и народными, и своими. Житейские удачи на таком пути сметаются трагическими неудачами, самой трагичной из которых будет кощунственное убийство, которое Кремль через своих палачей выставит как пьяное самоубийство поэта.

(Продолжение следует)

Нравится
11:50
33
© Ефремов Борис Алексеевич
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение