Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

От чего отказался Есенин-24

От чего отказался Есенин-24

ОТ ЧЕГО ОТКАЗАЛСЯ ЕСЕНИН

Литературный анализ

(Продолжение)

*        *        *

Летом 1924 года, когда поэт после долгой разлуки побывал на родине, с колокольни константиновской церкви большевики уже сняли серебряный крест, и сердце отозвалось болью — сколько раз звонил он мальчишкой в здешний колокол под тихое ясное сияние старинного креста, сколько раз смотрел в небо над ним, сколько раз вглядывался в заокские дали, открывавшиеся за скатом церковной горы.

Дед сказал ему при встрече (понятно, прозаически, стихов сроду не сочинял): «Ты не коммунист?.. А сёстры стали комсомолки. Такая гадость! Просто удавись! Вчера иконы выбросили с полки. На церкви комиссар снял крест. Теперь и Богу негде помолиться. Уж я хожу украдкой нынче в лес, Молюсь осинам… Может, пригодится…»

Сердце отозвалось болью — и уже боль эта давала знать о себе до тех пор, когда прохрипел двенадцатый час поэта, и всё это время взор и сознание его изо дня в день обжигались о кипящую лаву ненависти, с которой Русь советская, разгромив врагов внешних, принялась громить Русь уходящую, и с особой яростью — по стойжайшему требованию тайного ленинского письма — священнослужителей и верующих, кто становился на защиту церквей.

В ход пошли разграбления и разрушения домов Божиих, аресты и высылки священников и прихожан, расстрелы и тюрьмы, нещадные погромы веры на собраниях и в печати, которые кишели клеветой, жестокостью и невежеством. Но и в этой адовой работе (спасибо Маяковскому за точнейшее определение!) встречались шедевры, достойные ордена сатаны.

В апреле-мае 1925 года в десяти номерах (!) большевистской «Правды» была напечатана поэма Демьяна Бедного под заголовком «Новый завет без изъяна Евангелиста Демьяна». Заглавие памфлета было кощунственным, и содержание богохульным не в меньшей степени. Как достаточно взрослые Вольтер и Гейне, уже в возрасте Маяковский и совсем молодой Пушкин — Бедный Демьян задался целью высмеять святыню православия — Евангелие. 

Но если Господь не позволил совершить кощунство в полную силу таланта гениям, то посредственному пииту, отдавшему душу сатане и революции, сделать это было совершенно невозможно. Ему и другие советские стихи славы не принесли. Недаром Есенин дал ему убийственную оценку в знаменитых «Стансах»:

Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета каким-то там Демьянам.
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих
Прозрений дивный свет.

Прозрений дивный свет — это и есть свет Истины, вошедший в жизнь поэта и придавший ей особый смысл. И уже в апреле-мае, когда потоком ринулся на русский люд словесный блуд Демьяна, в душе Есенина вскипел праведный гнев на злую клевету, а когда завет без изъяна вышел ещё и в крестьянской газете «Беднота» — поэт взял перо и на одном дыхании написал «Послание “евангелисту” Демьяну», достойную отповедь бессовестному словоблуду. Отповедь — острая, едкая сатирическая поэма. Её можно найти по заголовку в Интернете. И поэтому я ограничусь перепечаткой только самых ярких четверостиший.

Я часто размышлял, за что Его казнили,
За что Он жертвовал своею головой?
За то ль, что, враг суббот,
Он против всякой гнили
Отважно поднял голос свой?
За то ли, что в стране проконсула Пилата,
Где культом Кесаря полны и свет, и тень,
Он с кучкой рыбаков из местных деревень
За Кесарем признал лишь силу злата?..

… Демьян, в «Евангелье» твоём
 Я не нашёл ответа.
 В нём много бойких слов,
 Ох, как их много в нём,
 Но слова нет, достойного поэта.
 Я не из тех, кто признаёт попов,
 Кто безотчётно верит в Бога,
 Кто лоб свой расшибить готов,
 Молясь у каждого церковного порога.
 Я не люблю религию раба,
 Покорного от века и до века,
 И вера у меня в чудесное слаба —
 Я верю в знание и силу человека…

Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
 Ты не задел его своим пером нимало.
 Разбойник был, Иуда был.
 Тебя лишь только не хватало.
 Ты сгустки крови у креста
 Копнул ноздрёй, как толстый боров.
 Ты только хрюкнул на Христа,
 Ефим Лакеевич Придворов.

 Но ты свершил двойной и тяжкий грех
 Своим дешёвым балаганным вздором:
 Ты оскорбил поэтов вольный цех
 И скудный свой талант покрыл позором.
 Ведь там, за рубежом, прочтя твои «стихи»,
 Небось злорадствуют российские кликуши:
 «Ещё тарелочку Демьяновой ухи,
 Соседушка, мой свет, пожалуйста, откушай!»
 А русский мужичок, читая «Бедноту»,
 Где образцовый блуд печатался дуплетом,
 Ещё отчаянней потянется к Христу,
 Тебе же мат пошлёт при этом.

Не одно российское издание тех лет не осмелилось напечатать есениский ответ любимцу Кремля, но в считанные дни памфлет стал известен всей стране. Поэму читали и переписывали. Прочитали (и не по разу) вершители народных судеб. Друзья-гэпэушники донесли Сергею, что он занесён в чёрный список. Вычёркивают из него только тех, кто уже вычеркнут из земной жизни.

(Продолжение следует)
 

Нравится
15:00
60
© Ефремов Борис Алексеевич
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение