Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

От чего отказался Есенин-152

От чего отказался Есенин-152

ОТ ЧЕГО ОТКАЗАЛСЯ ЕСЕНИН
Литературный анализ
(Продолжение)

*        *        *

Но пойдём по логической цепочке дальше. Привыкший изучать самого себя обязательно станет исследователем окружающего мира. У Есенина такая потребность появилась с юношеских лет. Героями его произведений становятся странники, крестьяне — старые и молодые, исторические личности и даже Христос и Богородица. С годами исследования расширялись и углублялись. Поэт проанализировал дела Руси советской и вынес приговор: республика наша — блеф.

Скажем больше. У пушкинского ученика и интерес к истории был пушкинский. За шестнадцать творческих лет жизнь России он отразил настолько полно, что никакого важного события не осталось за пределами его удивительно цепкого внимания — от утверждения христианства в стране (поэма «Микола») до его распада в первые годы революции («Анна Снегина»). Борьба Новгорода с Московией? — «Марфа Посадница». Татаро-монгольское нашествие? — «Песнь о Евпатии Коловрате». Пётр Первый? — «Песнь о великом походе».  Пугачёвская смута? — «Пугачёв». Первая мировая война? — «Русь», «Молитва матери». Революция? — («Певущий зов» и другие поэмы 1917-1920 годов). Начало краха советской власти? — «Страна негодяев»… Недаром Сергей Александрович назвал себя поэтом с большой эпическою темой. Мы бы уточнили: с эпической темой широчайшей.

Это ли не дорого истинным любителям высокой поэзии? Это ли не представит повышенного интереса для России сегодяшней, начавшей выходить на почти  забытый путь наших предков? Это ли не станет жемчужиной для нашей страны и для окружающего её мира в недолгую, но ярчайшую эпоху возрождения православия, которая будет по откровениям Христовым? («Апокалипсис» Иоанна Богослова).

Безусловно, отмеченные нами есенинские заслуги, — высшие достижения русской и мировой поэзии. Но время подтвердило и ещё одно свойство, которое дарит Всевышний только избранным, только лучшим из лучших. В произведениях Есенина рассыпаны перлы пророчеств. Среди множества их не сбылись только те, где говорилось об осуществлении утопий социализма. Всё остальное вошло в копилку великих предсказаний. И о трагической гибели поэта, и о губительной роли денег в земной жизни, и о жестоком уничтожении русского крестьянства, и о неизбежном очищении есенинского имени от кощунственной клеветы, и о том, что стихи его прозвенят бронзой, и о том, что советский блеф бесславно развалится. 

И ещё одно пророчество. О нём мы вкратце упоминали, но не грех повториться ещё раз. В стихотворении «Ты ведь видишь, что небо серое…» поэт перед самым уходом из жизни с трогательным откровением признаётся, что он после тринадцатиленего искушения модным атеизмом возвращается к православию. Ещё не вернулся в полной мере, ещё не уверовал, как истинный христианин, но уже с болью осознал, что без Бога жизни нет, и он молится Господу, исповедуя и смертные, и несмертные грехи, ничуть не собираясь в края отдалённые.

Некоторые читателей пытались убедить меня в несерьёзности этого шага: дескать, можно было и молиться по ночам, но накатила дикая тоска, завладел душой Чёрный человек, и поэт распрощался с жизнью молодецкой. Но я обращал их внимание на последние строчки восьмистишия. Поэту нужно молиться: «Чтоб душа, как бескрылая птица, От земли улететь не могла». Неправославные толковать это могут, как захотят. У православных комментарий только один, выверенный по Истине. Бескрылая человеческая душа — душа греховная, нераскаявшаяся. После смерти человека она покидает землю, чтобы после Окончательного Суда попасть в ад, в огненную геенну. Иного пути у неё нет. А душу крылатую, раскаявшуюся, прощённую Господом, —  ждёт жизнь бесконечная, в блаженной Вечности, то есть в Боге, в Его энергиях. Стало быть, автор, молясь, думает только о жизни, а не том, чтобы попасть в смерть вечную, в вечные мучения. 

Подкрепляя сказанное, добавлю не менее убедительные доказательства. В своём последнем стихотворении «До свиданья, друг мой, до свиданья…» у поэта и намёка нет о самоубийстве; речь там о готовящемся убийстве. Прочитайте —внимательнее.

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

В двух строчках «Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди» — громадный объём информации. Предназначенное расставанье — расставание, предусмотренное промыслом Божиим. Почему такое жестокое расставание должно произойти? По одной причине — из-за юношеского кощунства Есенина, которое, как мы говорили, является смертным грехом и Троицей не прощается. (Правда, просматривается здесь и другая причина промысла Божьего. О ней пророчески говорил Клюев. Поэту предстояло испытать судьбу закланного агнца, стать жертвой за Россию, которая изменила Христу, но которой предстоит очиститься от смертного греха кровью многих сыновей и дочерей своих. И вот вам ещё один любопытный факт. Константиновский юродивый предсказывал матери Есенина о том, что сын её помечен Богом и его ждёт счастливая и в то же время трагическая судьба).
 
Но вернёмся к двум пророческим стихам. Если бы Сергей имел в виду расставание с другом, решив покончить с собой, то, твёрдо знающий Закон Божий, он не мог бы сказать, что расставание-самоубийство обещает им в будущем встречу. Самоубийцы Всевышним не прощаются, и души их попадают только в ад, где грешные обитатели лишены общения друг с другом. Значит, никакой загробной встречи быть не могло. И Есенин, понятно, имел в виду готовящееся убийство. Потому-то он и стихи написал своей кровью, подсказывая, что его должны убить с часа на час, с минуты на минуту.

Стало быть, два последних стихотворения не имеют ни малейшего намёка на самовольный уход из земной жизни; в них говорится о возвращении к отеческой вере, о начавшимся новом битии поэта, к которому творцы социализма подпустить его не захотели. О, как, должно быть, радовались вершители тогдашних судеб победе над опасным, непокорным поэтом, не предполагая, что победа их пиррова и что в шестнадцати строчках таится ещё более опасное  пророчество и для тогдашних, и для сегодняшних граждан России — спасение от революционно-атеистических несчастий в незамедлительном возвращении к тысячелетним традициям!

В этих гениальных сточках легко просматривается и затаённая надежда на то, что мученическая жертвенная смерть поэта Христом и что будет он прощён за грехи молодости. И уже сейчас мы знаем — многое сбылось. О Божьем прощении говорят церковное признание Есенина гениальным православным поэтом, всенародная любовь к нему и предельно вызревшее требование раскрыть тайну убийства — опубликовать секретные документы КГБ о кощунстве властных душегубцев над светлым российским гением.

*        *        *

Предполагаю, кого-нибудь из читателей насторожит словосочетание — светлый российский гений. Это Есенин-то светлый? С его хулиганскими стихами, с трагическими нотами в них, с его сумбурной жизнью, пронизанной пьянками, скандалами, бестолковой лёгкой любовью? Увы, увы! — во многом грешен наш поэт. Но давайте припомним случай с Христом, когда к нему на суд привели блудницу, а он сказал иудеям: «Пусть кинет в неё первым камень, кто сам безгрешен». Никто не кинул. А вот некоторые из нас, дальних наследников Христа, хотим бросить увесистую камнюгу в гения русской нации, забывая, что мы в тысячу раз грешнее его и что гений, хоть человек и грешный, но за свои душевные ошибки раскаивался он так, как вряд ли и во сне могло нам присниться. 

Забываем, забываем, дорогие мои читатели. Непростительно забываем, что сам-то поэт проявлял милость ко всем грешникам, слабовольным и жестоковыйным, даже к непримиримым врагам своим. Всем прощал всё — в надежде, что они придут к Богу. Хоть на последней минуте, но придут. И уже за эти возможные спасительные минуты должны мы проявлять к ним милость.

Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей, —
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей. 

Удивительно сходятся эти строчки со словами Христа, что вплоть до самой смерти надо бороться с дьяволом и злом, но прощать тех, кто по слабости своей поддался уловкам врага нашего вечного.

*        *        *

ПЕСНЯ 

Есть одна хорошая песня у соловушки —
Песня панихидная по моей головушке.

Цвела — забубённая, росла — ножевая,
А теперь вдруг свесилась, словно неживая.

Думы мои, думы! Боль в висках и темени.
Промотал я молодость без поры, без времени.

Как случилось-сталось, сам не понимаю.
Ночью жёсткую подушку к сердцу прижимаю.

Лейся, песня звонкая, вылей трель унылую.
В темноте мне кажется — обнимаю милую.

За окном гармоника и сиянье месяца.
Только знаю — милая никогда не встретится.

Эх, любовь-калинушка, кровь — заря вишнёвая,
Как гитара, старая и, как песня, новая.

С теми же улыбками, радостью и муками,
Что певалось дедами, то поётся внуками.

Пейте, пойте в юности, бейте в жизнь без промаха —
Всё равно любимая отцветёт черёмухой.

Я отцвёл, не знаю где. В пьянстве, что ли? В славе ли?
В молодости нравился, а теперь оставили.

Потому хорошая песня у соловушки,
Песня панихидная по моей головушке.

Цвела — забубённая, была — ножевая,
А теперь вдруг свесилась, словно неживая.

23.08.20 г.,
Блаженного Лаврентия Калужского;

26.08.20 г.,
Отдание праздника Преображения Господня

Конец, и Господу слава

Нравится
11:50
31
© Ефремов Борис Алексеевич
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение