Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

ОТ ЧЕГО ОТКАЗАЛСЯ ЕСЕНИН-15

ОТ ЧЕГО ОТКАЗАЛСЯ ЕСЕНИН-15

ОТ ЧЕГО ОТКАЗАЛСЯ ЕСЕНИН

 

Литературный анализ

 

*        *        *

 

Взросление, возмужание поэтического таланта неизбежно приводит не только к ясной, доступной простоте повествования, но и к настойчивому стремлению как можно более полно раскрыть тему, причём и сама тема становится предельно насыщенной и значимой. И, думаю, мы заметно обедним художественное полотно «Руси уходящей», если не выявим ещё одной категории граждан, выведенной в поэме; категории, которая восприняла советскую власть восторженно и благодарно.

 

«Я слушаю.  Я в памяти смотрю, О чём крестьянская судачит оголь. «С Советской властью жить нам по нутрю... Теперь бы ситцу...  Да гвоздей немного...» Это, как сказано, сельская оголь. Жить кое-как можно, вот и ладно, и спасибочки. Это мещане не мещане, живые не живые и мёртвые не мёртвые. Скорее по-библейски — теплохладные, которые без Бога в душе и голове, без крепких народных традиций, без прошлого и без будущего, зато с настоящим, пусть никаким.

 

Как мало надо этим брадачам,

Чья жизнь в сплошном

Картофеле и хлебе.

Чего же я ругаюсь по ночам

На неудачный, горький жребий?

 

Действительно, чего же? Брадачи своей жизнью довольны. Но ведь когда люди всем довольны и ничего им больше не надо, то можно ли назвать их людьми? Можно ли поэта назвать поэтом, если он всем доволен? Если недостатки жизни его не беспокоят? Если бездуховность и его собственная и окружающих — всё равно что звук пустой? Если современные бабушки и дедушки не принимают в домах своих странников и не читают внукам и внучкам Библию? Если по заросшим крапивой полям калики перехожие не поют слёзно «Лазаря»?

 

И так тоскливо стало на душе Сергея, лучшего поэта современности, что, бросив всё, едет он на родину заветную, в милое своё Константиново, переправляется на лодке через Оку и, дыша полной грудью, идёт по знакомым с детства просторам, которые открываются с крутого обрыва, знакомого до травинки и выемки. Мне довелось там быть. И дали эти тоже сердце порадовали.

 

*        *        *

 

Я иду долиной. На затылке кепи,

В лайковой перчатке смуглая рука.

Далеко сияют розовые степи,

Широко синеет тихая река.

 

Я — беспечный парень. Ничего не надо.

Только б слушать песни — сердцем подпевать,

Только бы струилась лёгкая прохлада,

Только б не сгибалась молодая стать.

 

Выйду за дорогу, выйду под откосы, —

Сколько там нарядных мужиков и баб!

Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.

«Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?

 

На земле милее. Полно плавать в небо.

Как ты любишь долы, так бы труд любил.

Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?

Размахнись косою, покажи свой пыл».

 

Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка —

Но косой выводят строчки хоть куда.

Под весенним солнцем, под весенней тучкой

Их читают люди всякие года.

 

К чёрту я снимаю свой костюм английский.

Что же, дайте косу, я вам покажу —

Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?

 

Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.

Хорошо косою в утренний туман

Выводить по долам травяные строчки,

Чтобы их читали лошадь и баран.

 

В этих строчках — песня, в этих строчках — слово.

Потому и рад я в думах ни о ком,

Что читать их может каждая корова,

Отдавая плату тёплым молоком.

 

18 июля 1925 года

 

Хорошо, славно, замечательно, что село не стало сплошь комсомольским, что вот, рядом, на покосе, и мужики, и бабы прежние, деревенские, и почти явственно увиделось, что под пропахшей жарким потом одеждой по-прежнему на них серебряные и медные крестики. И хорошо, славно, замечательно отозвалась на это душа… Отозвалась радостно и щемяще, как много лет назад…

 

(Продолжение следует)

 

Нравится
11:35
45
© Ефремов Борис Алексеевич
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение