Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

"Ненавижу...всё человеческое мясо - мещанство".

"Ненавижу...всё человеческое мясо - мещанство".

Исполнилось 125 лет Марине Цветаевой. Она прожила свой век согласно сочинённому для себя девизу: "Mieux vaut etre qu avoir" - "Лучше быть, чем иметь". "Иметь" для неё - это быт, "Быть" - это бытие, как заметил её мудрый друг Сергей Волконский (внук Марии Волконской!). Быт она не любила и презирала, не имела ни дома, ни вещей, ни денег. Она говорила, что её единственная собственность - дети и тетради. Даже своего рабочего стола не было. Дети ушли, остались только тетради. С октября 1917 (25 лет!) "Марина больше никогда не оглядывалась на моду: дорого, неразумно... и всегда выходит из моды!" (Ариадна Эфрон, дочь).Вся её короткая напряжённая жизнь была бытием - существованием в духовном мире. Тем самым, которым невозможно наказать, подкупить, обездолить... Бытие Цветаевой обернулось звонким бессмертием. Нам,имеющим, оно не суждено.

Пока огнями смеётся бал, 
Душа не уснёт в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
Поёт огнями манящий зал, 
Поёт и зовёт, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!

В ноябре 1917 Марина Цветаева по пути в Москву записывает в вагоне разговоры солдат. Увидев, как Марина закурила, один из них тотчас выразил неприятие: "Барышня, а курит! Оно, конечно, все люди равны, только всё же барышне курить не годится. И голос от того табаку грубеет, и запах изо рта мужской. Барышне конфетки надо сосать, духами прыскаться, чтоб дух нежный шёл. А то кавалер с любезностями - прыг, а вы на него тем мужским духом - пых! Мужской пол мужского духа теперь не выносит. Как вы полагаете, а, барышня"? Марина согласилась: "Конечно, вы правы: привычка дурная!" Интересно, что сквозь осуждение солдат не скрывает уважения к попутчице из "благородных", обращается на "вы", интересуется её мнением. А ведь это конец 1917-го, время большевиков и разнузданной солдатни, как уверяют многие современники и историки. Значит, картина была разнообразная, пёстрая, а солдаты не потеряли человеческого облика.

Показательна и другая деталь: солдат революционной эпохи знает о равноправии и поддерживает, но понимает разницу между равноправием социальным и неравенством полов, заложенным в природе. Женщине курить не годится, иначе она делается похожей на мужчину, теряет своеобразие. Более того, солдат определяет характерный признак женщины - нежность, дух нежный. Какой-то интеллигентный, тонкий, вдумчивый солдат встретился Цветаевой. Она и сама это поняла, записав его высказывания.
Другой попутчик, тоже из солдат, повёл свою линию, более современную. "А я, то есть, товарищи, полагаю: женский пол тут ни при чём. Ведь в глотку тянешь, - а глотка у всех одинакая. Что табак, что хлеб. А кавалеры любить не будут, оно, может и лучше, мало ли нашего брата зря хвостячит. Любовь! Кобеля, а не любовь! А полюбит кто - за душу, со всяким духом примет, даже сам курить будет. Правильно говорю, а, барышня?"
Для этого солдата вопрос о курении второстепенный, и он переводит его в другую плоскость - взаимоотношения мужчин и женщин. Как не удивиться, что в нескольких словах сказано самое существенное, схвачена вся суть вечной темы. Точно такие же рассуждения слышатся отовсюду и сейчас, спустя 100 лет. Народ хорошо понимал, что есть любовь настоящая, а есть - постельная, как у "кобелей": овладел и бросил. А настоящая, сильная и искренняя, требует самоотречения ради любимого: "даже сам курить будет".
Вот они какие, солдаты из 1917-го. Те самые, что делали самую великую революцию в истории! И выражались сочным метким языком, так захватившим поэтессу. Она сама воспроизводит его с блеском в своих народных поэмах. А училась вот в таких дорожных разговорах, жадно прислушиваясь к каждому слову. Они оба были правы, эти незаурядные солдаты. Потому что размышляли и говорили о вещах таких же неизбывных и постоянных, как жизнь и смерть.

  • А Марина? Она не боялась народа, смело шла в народную гущу, училась у простых людей - это присуще только высококультурным личностям. Но всю жизнь она презирала ЧЕРНЬ - сытых, самодовольных, ограниченных обывателей. Вот её поразительное признание.
  • "Кого я ненавижу (и вижу), когда говорю: чернь. Солдат? - Нет, сижу и пью с ними чай часами из боязни, что обидятся, если уйду. Рабочих? - Нет, от "позвольте прикурить" на улице, даже от чистосердечного: "товарищ" - чуть ли не слёзы на глазах. Крестьян? - Готова с каждой бабой уйти в её деревню - жить: с ней, с её ребятишками, с её коровами (лучше без мужа, мужиков боюсь!) - а главное: слушать, слушать, слушать! Кухарок и горничных? - Но они, даже ненавидя, так хорошо рассказывают о домах, где жили: как барин газету читал: "Русское слово", как барыня чёрное платье себе сшила, как барышня замуж не знала за кого идти: один дохтур был, другой военный... 
  • Ненавижу - поняла - вот кого: толстую руку с обручальным кольцом и (в мирное время) кошёлку в ней, шёлковую ("клёш") юбку на жирном животе, манеру что-то высасывать в зубах, шпильки, презрение к моим серебряным кольцам (золотых-то, видно, нет!) - уничтожение всей меня - всё человеческое мясо - мещанство!"
  •  
  • Марина! Как славно, что ты не дожила до "новой" России. Ты задохнулась бы в толще "человеческого мяса" в обличье вылупившихся банкиров, олигархов, министров и столоначальников, бизнесменов, офисных мышей, эстрадной попсы и прочей денежной черни с их "тачками", особняками и евродизайном. Потому что от них ты не не услышала бы ни одного тёплого осмысленного слова.
Нравится
08:15
210
© НЕЗЛОБИН
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение