Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Логическая цепочка

                                     

На уроке логики учитель даёт задание ученикам.
-Ребята, попробуйте доказать, например, такое утверждение: "Чем больше страна, тем она сильнее."
-Зачем это доказывать? Это и так ясно,-сказал один из учеников крепкого телосложения.
-Чему тут удивляться. Сила часто бывает следствием величины...Похоже на правду,-добавил один из умников.
-Похоже, но не очевидно. С чего вы взяли, что из первого следует второе. Тут прямой логики нет. Вы должны составить логическую цепочку, в которой каждое следующее звено вытекает из предыдущего. Нужно найти недостающие звенья. Для того чтобы высказанное мной утверждение стало верным, его нужно доказать.
-Докажем...Без проблем...Нет ничего проще...- послышались голоса.
-Начнём?- спросил преподаватель.
-Начнём.
-Имеем: чем больше страна тем...Что может логически следовать из сказанного? Найдите продолжение.
Ученики задумались. У многих в голову лезло что-то о величии. Некоторые путали силу с величием, а величие с величиной. Но преподаватель легко отметал попытки этих учеников научить этой путанице других и превратить эту путаницу в логическую цепочку.
-Ребята, учитесь логически мыслить. Что присуще большой стране? Что в ней есть такого, что логически следует из её величины? Должно же быть что-то характерное для большой страны. Думайте.
-Для большой страны характерны большие расстояния,-сказал умник.
-Отлично! И что дальше?
-Ну и... значит дороги нужны длинные, чтобы преодолевать эти расстояния,-продолжил рассуждения умник.
-Великолепно! Формулируйте цепочку.
-Чем больше страна, тем длиннее в ней дороги.
-Итак, первое звено есть. От большой страны мы сумели перейти к длинным дорогам. Что характерно для дорог и в особенности для длинных дорог?
-Асфальт.
-Правильно, но не то. Асфальт больше характерен для коротких дорог.
-Машины.
-Не то. Машины есть везде.
-Ямы и колдобины!
Преподаватель на секунду задумался, после чего произнёс:
-Это лучше...теплее. Дальше.
-Ремонт!
-Точно! Ремонт! Ремонт характерен для любых дорог. А какой ремонт характерен для длинных дорог?
-Для длинных дорог характерен длинный ремонт,-догадался кто-то из троечников.
-Разумно, но есть более точное слово.
Ученики втянулись и лихорадочно соображали, пытаясь подобрать похожее по смыслу слово.
-Материалов много нужно!
-Так. Ещё чего много нужно?
-Деньги нужны.
-Вот это пожалуй самое главное. Без этого никакой дороги не будет. Деньги нужны...но какие деньги?
-Большие деньги!- уточнил кто-то с задней парты.
-Великолепно! Формулируем звено.
На задней парте молчали. Кто-то из умников сидевших на первых партах сформулировал:
-Чем длиннее дороги, тем больше нужно денег на их строительство и ремонт.
-Итак, чем длиннее дороги, тем больше денег нужно на их содержание. А чем больше нужно денег, тем что...?- вопрошал преподаватель подавляя учеников своей уверенностью.
Наступила тишина. На задних партах о чём-то шушукались и посмеивались. Выдержав паузу, преподаватель продолжил:
-Сделаю пояснение. Представьте себе, что несколько бизнесменов претендуют на право построить дорогу. Дорога длинная...Денег надо много, очень много. Деньги выделены из госбюджета и остаётся выяснить кому из бизнесменов эти деньги достанутся. Бизнесменов несколько, а чиновник один. Он должен выбрать кому эти деньги отдать.
-Родственнику или дружку отдаст.
-Возможно, но представим что среди бизнесменов нет ни родственников, ни друзей чиновника.
-Этого не может быть. Странный чиновник. Предлагает взять деньги, а родственников и друзей у него нет. С трудом верится.
Подумав, преподаватель ответил:
-Почему не может быть. Может быть и такое. Поверьте мне. Каких только чудес не бывает на свете.
-Я думаю, что чиновник устроит конкурс среди бизнесменов,- сказал умник.
-Правильно. Конечно конкурс. Так всегда делается. Победитель конкурса получит деньги на строительство дороги.
-Получить-то он получит...- хихикнул кто-то.
-А конкурс в чём заключается?- спросил один из учеников.
Почти весь класс засмеялся.
-Конкурс заключается в том, что деньги получит тот бизнесмен, который предложит лучшие условия,- сказал преподаватель.
-И что же это за условие?
-Это условие более экономного расходования средств на строительство дороги чем у других. Без потери качества, разумеется.
Тут уже смеялся весь класс. От смеха гудели стены и перегородки. Это гудение передавалось на всю школу. Когда все стихли, один из умников сказал:
-Конкурс заключается в том, что чиновник отдаст деньги тому бизнесмену, который больше других заплатит чиновнику за эти деньги. Это как на аукционе. Кто больше заплатит, тот и получит товар.
-Какой ещё товар?- переспросил преподаватель.
-Бюджетные деньги на строительство дороги-это товар, а чиновник-владелец этого товара. Товар достанется тому, кто больше заплатит этому чиновнику за него. Бизнесмен покупает у него эти деньги. Не хочешь покупать-иди учителем работать. По-мойму всё просто. Вы плохо понимаете, что такое рыночная экономика.
-У меня тут другое написано,- сказал учитель, листая свои записи.
-По-другому быть не может,- сказал умник.
-Обычное дело...Говорим одно, а делаем другое. Пора бы привыкнуть,- добавил особо умный вундеркинд, молчавший до сих пор.
Поняв, что с конкурсом вышла промашка, учитель прикусил язык.
-Взрослые придумывают какие-то названия, не имеющие никакого отношения к реальности и веками свято верят в свои выдумки. Научитесь сначала называть вещи своими именами, а потом учите других, - произнёс самый ворчливый ученик.
-Я не думал, что тут ошибка в рассуждениях,-оправдывался преподаватель, уткнувшись в свои записи.- Хорошо, пойдём по вашей логике. Итак, чем больше денег выделено на строительство дороги, тем что...?
-Тем больше денег не пойдёт на строительство этой дороги,- продолжил логическую цепочку один из умников.
-Сделайте пожалуйста пояснения. Нужно чтобы все поняли вашу мысль,- попросил преподаватель.
-Это не сложно. Можно применить метод математической индукции. С рубля сколько можно отстегнуть на взятку? Копеек двадцать, или тридцать, или что-то около того. Правильно?
-Правильно,-согласился преподаватель.
-Нет, не правильно...Тридцать копеек с рубля-это многовато,-возразил один из учеников.
-Я не знаю почём сейчас торгуют бюджетными деньгами.
-Это неважно. Продолжайте,-сказал преподаватель.
-С миллиона рублей взятку в несколько копеек никто не возьмёт. Если сохранять ту же пропорцию, то придётся порядка двухсот тысяч отвалить чиновнику. Может даже больше.Ну и так далее. С миллиарда- сотни миллионов пролетят мимо строительства дороги в карман чиновника, а с квадриллиона...Кстати, мы ещё бизнесмена не рассмотрели. У него тоже карманы большие. Или вы думаете, что бизнесмен купил у чиновника деньги на строительство для того, чтобы все их вбухать в строительство? Зачем их тогда покупать...Кстати, квадриллион-это сколько?
 Преподаватель стушевался. О квадриллионе рублей он слышал впервые.
-Не уходите в сторону от наших рассуждений. Давайте вернёмся к нашим баранам. Квадриллион нам не нужен. Итак, какой вывод следует из ваших рассуждений. Сформулируйте ответ.
-Чем больше денег выделено на строительство дороги, тем больше денег не дойдёт до этой дороги,- сказал умник.
-Получается, что чем больше страна, тем больше в ней воруют,- обобщил всё вышесказанное вундеркинд, соединив тем самым все звенья в одну цепочку.
  Преподаватель задумался. Логическая цепочка, которую с его помощью строили ученики уходила в сторону какой-то неправильной реальности. Он понимал, что вернуть эту цепочку в русло классических экономических теорий невозможно. Ученики не дадут.
-Грамотными все стали. И чего я тут делаю,-пробормотал себе под нос учитель.
-Что-то не то у нас получается, ребята,-сказал учитель обращаясь к классу.
-Всё то. Так оно и есть на самом деле,-хихикали с заднего ряда.
-Учись студент...-не унимались на задней парте.
-Стоп, стоп,-воскликнул преподаватель, пытаясь остановить разбушевавшееся логическое мышление учеников.-Хватит логики...На сегодня логики достаточно.
-Почему достаточно? С этого места, как раз самое интересное начинается.
-Это выходит за рамки нашего урока,-ответил преподаватель, в ожидании звонка с надеждой прислушиваясь к звукам за дверью.
"Этих голыми руками не возьмёшь. Не то, что нас когда-то. Эти самостоятельнее.  Большинство из них лишены чувства опасности в своих рассуждениях. Они добрались до воровства, а от него очень легко перейти к общественному устройству государства,"-думал преподаватель, всматриваясь в лица учеников.
 Ему стало жарко от таких перспектив. Расстёгивая воротник на рубахе, преподаватель смотрел в свои путаные записи и пытался понять почему вместо логической цепочки: "Чем больше страна, тем она сильнее", получилась другая цепочка: "Чем больше страна, тем больше в ней воруют".
"Неправильно. Где-то тут ошибка. Это неверный ответ...Неужели первое утверждение недоказуемо?"- думал он.-"Что они в сущности знают о жизни? Почти ничего. Их рассуждения можно считать верными чисто теоретически. На практике жизнь вносит значительные изменения в любую логическую цепочку."
-Ребята, мы с вами ещё недостаточно знаем для доказательства. Пройдёт время и вы сможете доказать утверждение о том, что чем больше страна, тем она сильнее.
-И когда же это будет?
-Когда-нибудь это обязательно случится.
Зазвенел звонок. Ученики разошлись. Преподаватель сидел в классе и искал ошибку в рассуждениях учеников.
-Этого не может быть!-восклицал преподаватель.
  Ошибки он не находил, но полученный учениками ответ ему казался неправильным.
  Преподаватель ещё раз открыл учебник логики и заглянул на страницу, где были помещены ответы на логические задачи. Но там всё было по-прежнему.
"Во всём этом есть какая-то тайна, может быть даже военная. Эти мальчишки знают эту тайну, но не говорят никому. А я не знаю, но делаю вид что знаю,"-думал учитель.-"Чёрт бы побрал эту логику. Почему при одинаковых начальных условиях, ответы получаются разные? Может быть в этом учебнике не хватает логики?... Боюсь, ещё пара таких уроков и они научат меня своему параллельному логическому мышлению...Неужели эти детишки лучше меня знают логику большой страны?"

Нравится
20:50
66
© Константин Потэс
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение