Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Коллеги по несчастью

 


Коншины- знаменитая купеческая фамилия.Помимо предпринимательской деятельности прославили себя как благотворители.Так, известно их активное участие в проведении «Дней белого цветка» или «Дней белой ромашки» в пользу движения борьбы с туберкулезом в 1909—1912 гг., что позволило собрать около 1 млн руб. и создать по всей территории России 43 амбулатории попечительства Лиги борьбы с туберкулезом и 18 санаторных учреждений на 308 коек3, а также строительство домов призрения для увечных воинов (в годы Первой мировой войны так называемыми «кружечными сборами» в пользу Общества борьбы с детской смертностью, "Белой ромашки и Красного цветка" Купцы Коншины, владельцы хлопчатобумажных фабрик в подмосковном Серпухове, за свою более чем 200-летнюю историю прошли путь от провинциальных торговцев до текстильных магнатов всероссийского масштаба.
В 1882 году за заслуги перед отечественной промышленностью и торговлей Коншины получили высший знак отличия для коммерсантов в Российской империи - потомственное дворянство.

Владельцы компании проявляли немалую заботу о своих мастеровых. При фабриках были "харчевые лавки", корпуса бесплатных жилых казарм, 200 отдельных домиков для семейных рабочих, которым выдавались ссуды на приобретение жилья, больница с тремя врачами, ясли на 25 детей, двухклассное училище на 500 учеников, низшая ремесленная школа на 60 учащихся, чайная "для отвлечения рабочих от трактиров" и многое другое. Все эти заведения содержались за счет фирмы и частных пожертвований членов семьи Коншиных. Коншины, владельцы хлопчатобумажных фабрик в подмосковном Серпухове, за свою более чем 200-летнюю историю прошли путь от провинциальных торговцев до текстильных магнатов всероссийского масштаба.
В 1882 году за заслуги перед отечественной промышленностью и торговлей Коншины получили высший знак отличия для коммерсантов в Российской империи - потомственное дворянство.

Владельцы компании проявляли немалую заботу о своих мастеровых. При фабриках были "харчевые лавки", корпуса бесплатных жилых казарм, 200 отдельных домиков для семейных рабочих, которым выдавались ссуды на приобретение жилья, больница с тремя врачами, ясли на 25 детей, двухклассное училище на 500 учеников, низшая ремесленная школа на 60 учащихся, чайная "для отвлечения рабочих от трактиров" и многое другое. Все эти заведения содержались за счет фирмы и частных пожертвований членов семьи Коншиных.
Купцы Коншины имели особняки как в Москве,так и в Подмосковье.Имели владения и в Калужской губернии.Земли в Калужской губернии Николаю Коншину подарил его отец — миллионер, параходчик, текстильный и сахарный магнат. Но поместьем толком никто не занимался, крестьяне пили, дебоширили, хозяйство было в упадке: несколько неурожайных лет, эпидемия холеры… В конце ХIХ века ахлебининский помещик привез из Италии в свое имение молодую жену-иностранку.
Ирина Коншина (в девичестве Эмма Мэршон) родилась в Америке, а в Италии закончила оперную школу. Эмма была необыкновенно хороша собой, владела несколькими языками и обладала прекрасным голосом — колоратурным меццо-сопрано. Всемирно известные оперные театры наперебой заключали с ней контракты.В Италии Эмма познакомилась с Николаем Коншиным — калужским помещиком и оперным певцом. Николай был солистом Императорского оперного театра в Москве, обладал красивым тенором и покорил Эмму прекрасным исполнением арий. Они поженились во Флоренции и стали вместе выступать.
Но внезапно молодожены бросили все и приехали в Ахлебинино. Поговаривали, что причиной столь скоропалительного отъезда супругов стал грандиозный скандал, разразившийся во время выступления Коншиных в Англии. Якобы английская королева пришла на репетицию, а Николай опоздал на час. Репетиция сорвалась, королева была в гневе. Все контракты с Коншиными расторгли. Супруги вернулись в Россию, устроились в один из столичных театров. Но на первом же выступлении Коншина освистали. Говорят, что к этому приложил руку отец Николая, не одобрявший увлечения сына пением. Коншин-старший хотел, чтобы Николай продолжил семейный бизнес, и пришел в ярость, узнав, что сын решил сделать оперную карьеру. Расстроенный Николай окончательно распрощался со своим увлечением и запретил петь супруге.
В Ахлебинине у Коншиных был кирпичный и конный заводы. Особая гордость семьи — породистые скакуны, которые продавались военному ведомству по цене от 500 до 1 500 рублей. Николай сам лично принимал участие в скачках и выставках по коневодству, каждый раз получая высшие награды и призы.В Ахлебинине супруги начинают строить дом..Но жизнь супругов не складывается. Новый удар — умирает их первенец Нестор. Эмма переживает депрессию, идет в храм, усердно молится, принимает православие и имя Ирина. Через некоторое время у Коншиных рождаются сыновья Николай и Георгий.
Ирина Коншина создала в Ахлебинине общество трезвости и библиотеку. Организовала кустарный промысел народных вышивок и привлекла вышивальщиц (700 женщин из 69 сел). Ирина Яковлевна прекрасно рисовала и сама создавала рисунки для крестьянских вышивок, обучала рисунку и «перспективе». Была построена мастерская, где работали вышивальщицы, а мальчики ткали ковры. Крестьянские работы мгновенно раскупали на выставках и за границей. Это давало доход более 4 000 рублей.Коншина любила детей, частенько угощала крестьянских ребятишек яблоками, пряниками, а зимой даже мороженой клубникой, - из собственного сада и погребов-ледников.



В селе Потросово-Никольском к церкви, где Ирина Яковлевна была прихожанкой, ее стараниями была пристроена трапезная, в Ахлебинино построена часовня и церковно-приходская школа. В специальных мастерских детей учили ремеслу: столярному делу и вышивке. Тем учителям, кто брал на воспитание детей-сирот или детей из бедных семей, давалось жилье. В школе устраивались праздники и концерты: крестьяне распевали арии из опер. За это всем выступающим барыня дарила гостинцы: вышивку, игрушку, кулек конфет и молитвенник. Сама Ирина Яковлевна преподавала церковное пение. А потом Ирина Яковлевна построила здание гимназии (сохранившееся до сих пор).



Во время первой мировой войны она оборудовала при школе помещение для раненых воинов. По воспоминаниям местных жителей, она сама их лечила и выхаживала.Часть соседнего имения Бедлинского она арендовала под детский приют. Для детей приюта было приобретено 13 коров и сепаратор для производства масла, которое реализовывали на рынке. В этом же имении Коншины завели мануфактурную фабрику.
двух своих сыновей, Николая и Георгия, её супруг занялся строительством в Ахлебинине архитектурно-паркового ансамбля. Он увеличил свое имение, скупив ахлебининские земли рахорившегося купца Н.Г.Панова, и приступил к осуществлению своих грандиозных планов. Приобретенный лес Коншин вырубил под корень, а затем засадил все пространство ценными породами, в частности, корабельными мачтовыми соснами. Расширил свои конный завод. В 1910 году плодовый сад Коншиных уже отмечался как «первый по величине во всем уезде». Коншинский плодовый сад был самым большим в уезде (3 000 яблонь) и , как и конезавод, содержался образцово .



Наконец, хозяин приступил к строительству усадьбы и парка. Всеми работами руководил сам, так как прекрасно разбирался в инженерном и строительном деле. Коншин предполагал построить большую усадьбу с верхним парком и системой террас, ведущих к Оке, к нижнему парку. На самом высоком, крутом берегу Оки будет стоять дом в пять этажей с двойной круговой колоннадой для того, чтобы с высоты главного дома и с колоннад была видна не только Калуга, но и можно было бы «обнять все небеса с облаками».По центральной оси дома впереди, как бы подпирая его, стоит оранжерея, а по бокам, как крылья, два высоких флигеля для сыновей…

Очень интересно была устроена набережная: четыре яруса террас, напоминающих итальянские сады эпохи барокко. Удивительны были и подвалы-ледники, подземная дренажная гидросистема с гротиком, пристань, регулярный парк.
Оранжерея – это вообще уникальное сооружение, которому нет аналогов. Эта необычная полуподземная купольная оранжерея с окнами-люкарнами. Света в такой оранжерее будет мало, что вряд ли подходит для растений. Зато вполне вполне духе масонских идей.
Но сбыться мечте было не суждено. В 1915г. Коншина нашли мертвым в своем кабинете, с огнестрельной раной. Самоубийство ли это на самом деле, ин он был убит собственным лакеем (по другой версии), или еще что- это еще одна тайна. Построены у тому моменту были только два флигеля и первый этаж господского дома.
Интересен и такой факт
По церковным праздникам в Ахлебинино стекался народ из окрестных сел. В течение двух дней там проходили «духовные чтения» - священники беседовали с людьми, рассказывая о вере, о вреде пьянства и т.п. беседы сопровождались картинками «Волшебного фонаря» . И.Я. Коншина сумела объединить вокруг себя не только ахлебининцев, но и жителей окрестных деревень, как крестьян, так и дворян, Гагариных, Полторацких, Голицыных, Осоргиных, фон Рене и др. Крестьяне в барыне души не чаяли и «стремились записать ее в крестные». Но муж Николай не одобрял благотворительности своей супруги и денег ей не давал.
"Волшебная флейта"-считается одним из гениальных произведений Моцарта и особо почитается масонами.В подтексте оперы много артефактов масонства-от испытаний огня и воды,земли и воздуха,упоминания фундаментов и стен,несколько прямых использований числа три и многократное использование музыкальных аккордов.Египетский фон особенно многозначителен,если учесть глубокое влияние Древнего Египта на масонство.Впервые "Волшебная флейта" состоялась 30 сентября 1791г в Вене и с тех пор не сходит с афиш музыкальных театров мира.
С семейством Коншиных был связан Николай Александрович Второв. Сергей Николаевич Коншин (1863-1911гг.) - потомственный дворянин, Гласный московского Губернск. Собр., один из директоров товарищества мануфактур Н.Н. Коншина. Женат он был на Анне Александровне Второвой (1873 - 1956 гг.), сестре крупного предпринимателя и финансиста Николая Александровича Второва. Свадьба состоялась в 1900 году. В 1901 году у них родилась дочь Татьяна.Сергей Николаевич был большим любителем лошадей.. В строительство ипподрома он вкладывал свои деньги, наряду с другими. Здесь у него были свои лошади и конюшни. В мае 1911 г. при рождении жеребенка, будущего чемпиона Антония, кобыла ударила С.Н. копытом в голову, от которого он умер. Похоронили его в Серпухове в семейной усыпальнице в Высоцком монастыре.
После смерти С.Н. Анна Александровна с дочерью какое-то время живет в особняке, а затем продает его и переезжает на Б.Никитскую ул., в д.44.
Скончалась Анна Александровна в 1956 г. в Египте, похоронена на кладбище греческого православного монастыря Св. Георгия в Каире.
Про ее дочь Татьяну известно еще меньше, после смерти отца, ее опекуном стал Александр Иванович Коновалов (купец, впоследствии член Временного правительства, был женат на Надежде Александровне Второвой - сестре А.А). Наследница коншинских и второвских миллионов воспитывалась в аристократическом духе. Судя по отчету Александра Ивановича за 1913 г. на содержание 12-ти летней девочки было потрачено 13.9 тыс.руб., что соответствовало годовому заработку 5 - 6 квалифицированных ткачей.
После освобождения из тюрьмы членов Временного правительства Коновалов А.И. эмигрировал в Англию, туда же уехала и А.А. с дочерью Татьяной.
Так,что масонство сыграло немаловажную роль в трагических судьбах семейств Второвых и Коншиных
 

Нравится
18:40
23
© Коляда
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
19:18
Всё более интересно. При Советской власти как-то не принято было говорить о купеческих и знатных сословиях, считалось пережитком царизма. А теперь, спустя почти век, в обществе всё больше проявляется интерес к таким вот людям, которых нельзя однозначно назвать поработителями, эксплуататорами, делали ведь немало и полезного для страны и для общества. Увлечение масонством, как мне видится, — это тоже пережиток царской России, мало верится, что оно приживалось в новом общественном строе. Идеология была не та!
П.С. А кто на фотографии? Ирина Яковлевна?
18:04
+1
Это сестра Второва Анна Александровна по мужу Коншина
20:12
+1
Есть чему поучиться нынешним предпринимателям. Спасибо за интересную статью. cvetvoin

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение