Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Любовь Князя Игоря и Княгини Ольги

Любовь Игоря и Ольги подарила Киевской Руси сыновей, кои прославили и приумножили земли Киева и его окрестностей простиравшихся далеко на Юг, Север, Восток и Запад...

Вот что пишет о сыне Игоря и Ольги 

Перевезенцев Сергей Вячеславович

Редактор раздела "История" Доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России, автор многих книг по истории России, истории отечественной и зарубежной философии, историософии.":

"Святослав Игоревич  (ум. 972) - сын князя Игоря Старого и княгини Ольги, русский полководец, великий князь киевский с 964 г. Первый раз имя Святослава упоминается в летописи под 945 г. Еще ребенком он принял участие в своем первом сражении. Было это в тот раз, когда княгиня Ольга вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа, князя Игоря. Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав. И когда сошлись оба войска – киевское и древлянское, то Святослав бросил копье в сторону древлян. Святослав был совсем маленьким, поэтому копье улетело недалеко - пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Таков был древний обычай русов – только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь..."

"Княгиня Ольга: тайны фигуры

Ли мы знаем о знаменитой обладательницу Руси? - https://day.kyiv.ua/uk/article/istoriya-i-ya/knyagynya-olga-tayemnyci-postati

Оксана Слипушко

"До княгини Ольги Русью правили князья Олег и Игорь. В истории русской государственности эти князья были военными тактиками. Свое назначение как обладателей Руси они видели в многочисленных завоеваниях и расширении границ государства. Ольга была совсем другой. Княгиня стала первой правительницей Руси, которая владела колоссальным стратегическим мышлением. Она планировала свои действия четко и взвешенно. Ее можно назвать первым государственным стратегом Киеворусского государства.

Одни легендарные повествования выводят родословную Ольги со Пскова Новгорода, другие - из Болгарии. Есть приказ, свидетельствующие, что она была дочерью или внучкой Гостомысла - новгородца, который призвал род Рюрика на Русь и стал его первым советником. Возможно, это версия более позднего происхождения, цель которой - вывести родословную Ольги со Пскова Новгорода. Это вполне оправдано, так утверждает две веские идеи. Во-первых, то, что Ольга имела вполне законные права на киевский стол и была его стоит. Во-вторых, русскую государственность творили не самые варяги, а в тесном военно-политическом союзе и династических связях с местными народами. Кроме того, легенды подчеркивают, что характер Ольги были присущи «мудрость и смисленисть» полян, но она не отличалась полянской «тихостию и кротостью».

Существует интересная народная легенда о первой встрече Ольги и ее будущего мужа - князя Игоря. В отношении к своей жены Ольги Игорь предстает как истинный рыцарь. Их первая романтическая встреча овеяна легендами. Летопись ничего не говорит об этом. А вот памятники позднего времени, в частности «Житие Ольги» по списку XVII века., Российская «Степенная книга» XVI в., А особенно широко Дмитрий Ростовский в своих «Четьях-Минеях» (киевский том 1705) рассказывают нам такую ​​историю их знакомства. Они встретились во время охоты Игоря на куницу. 

-Картинки по запросу князь игорь - картины фотографии

/Фтото из Интернета: Князь Игорь и Ольга.../

Ольга с первой встречи пленила Игоря не только красотой, но и умом. Стремление молодого князя взять девушку в лесу силой, она сказала свои знаменитые слова: «Меньше взяв, больше потеряешь!» Она пренебрегла силу, так уважала ум, поэтому посоветовала Игорю руководствоваться не страстью, а разумом. Князь Игорь, влюбленный в силу и военное дело, в охоту и брань, склонился перед умом Ольги. Другие легенды отстаивают мнение о том, что Ольга пришла в Киев не с севера Руси, а с Юга. «Повесть временных лет» под 903 г.. Говорит, что Игорю «привели жену с Плескове по имени Ольга». Здесь же летописец подчеркивает, что она была «мудрая зело», то есть очень умная. Этот факт надо датировать временем, не ранее XII в., Ибо в Начальной изводе летописи его нет.

Интересно, что короткий местный Владимирский летопись XV в. подает сведения о том, что «Олег напал Игорю женщину в Болгаре, княжну именем Ольгу, и она была мудрая весьма». Как видим, мудрость Ольги отмечалась очень часто. Летопись 1696 с Погодинский собрание пишет: «По сему (после похода Олега на Царьград. - А.С.) женился князь Игорь Рюрикович в плеск, пойнявшы для себя княжну Ольгу, дочь Тмутаракань, князя полоцкого». Тогда можно допускать, что плеск - это не Псков, а город, расположенный недалеко от Тмутаракани. Так правомерно рассуждения ученых о том, что Ольга была Тмутараканский княжной и происходила из рода черных, то есть азово-причерноморских болгар. Также есть отдельный предание о том, что Ольга была болгарской княжной с Плескове (болгарский город Плиска). Ни одна из названных легенд не дает однозначного ответа на то, из какого рода происходила Ольга. Одни выводят ее родословную со Пскова Новгорода, другие - из Болгарии. А происхождение Ольги напрямую связано с его правом на управление Киевским государством. Очень вероятна версия о болгарском - королевский или княжеское происхождение - Ольги, потому что ее незаурядный ум мог быть не только врожденным, но и результатом элитного образования и аристократического воспитания. В ее жилах, очевидно, пульсировала царская кровь.

Пусть и не получила она достойной власти у себя на Родине, но нашла ее в другом государстве - России, которая стала для нее второй Родиной. Кроме того, брак русского князя с болгарской княжной был бы успешным тактическим шагом. Это не только придало бы чести русскому правителю - он оперся бы на королевскую власть. Тогда князь Олег привез в Киев с христианской Болгарии княжну Ольгу (или Елену - это ее христианское имя), чтобы выдать замуж за Игоря. Было это примерно в первые годы Х в. (Летопись называет дату 903 г.). Олени тогда могло быть лет 15-17 - обычный возраст для замужества. Примерно такого же возраста был и Игорь. А может, даже и немного моложе. Игорь стал великим киевским князем после смерти Олега в 912-913 гг. (Как пишет «Повесть временных лет»). 942 г. (т. В достаточно пожилом возрасте) у них родился сын Святослав. Эти даты вызывают определенные размышления ... Слишком уж они неправдоподобны, если учитывать возраст Игоря и Ольги и на время появления их первенца. М. Грушевский в своей «Истории Украины-Руси» предполагает, что Игорь мог стать великим киевским князем значительно позже, а между Олегом и Игорем, возможно, правил еще какой-то князь, имя которого история не сохранила. Возможно, это был временный регент Игоря, которого назначил Олег. А, возможно, это был период самостоятельного правления Ольги. Ответить однозначно трудно, если не невозможно. Соответственно и умереть Игорь мог не 945., А позже (М. Грушевский предлагает дату 947-948 гг.). В любом случае, в 948-953 гг. Игоря в живых уже не было, потому Константин Порфирородный в своем трактате «Об управлении государством» пишет об этих временах как об эпохе Ольги и Святослава, жены и сына Игоря. Возможно, в тот период - сразу после смерти Олега и до женитьбы с Игорем - правила Ольга. Именно она, а не Игорь, в народном творчестве предстает как достойная наследница власти Олега. Затем Ольга стала законной женой Игоря и поделилась с ним властью. Она вышла за него, потому что этого требовали законы. После смерти Игоря она снова заняла великий киевский стол. Такой порядок вещей объясняет позднюю дату рождения Святослава. Потому Ольга и Игорь женились не 903 г.., А позже - примерно в конце 30-х годов VIII в.

В княжение Игоря на большом киевском столе Ольга остается на вторых ролях, но все же непосредственно влияет на поступки мужа. М. Грушевский в своей «Истории Украины-Руси» писал: «Олег и Ольга это легендарная пара мудрых и хитрых князей, которые умели постоять за себя» (Т. И. - М., 1994. - С. 447). Сходство их имен - Олег и Ольга - способствовала тому, что в народной памяти они выступают как создатели единой государственной традиции. Не исключено, что такой звуковой совпадение в именах не является случайным. Если прийти к мнению о том, что Олег привез Ольгу из Болгарии, то приехала она на Русь христианкой под именем Елена, а тут Олег мог дать ей новое имя - Ольга, подчеркнув этим преемственность княжеской традиции, а главное - сочетание ее с королевской кровью. Приход Ольги к власти - это важная характеристика как государственного деятеля. Летопись пишет, что после смерти Игоря его сын Святослав был малолетним (Игорь погиб 945., А Святослав родился 943 г.). По датировке «Повести временных лет», Ольга родила Святослава через сорок лет после бракосочетания с Игорем, что выглядит довольно сомнительным, потому что тогда ей было бы за 50. Кроме того, летопись свидетельствует, что 970 г.. Святослав посадил трех своих сыновей на княжеские столы. Вывод, который следует из этого - Святослав родился значительно раньше, чем 943 р. Или же он родился примерно в это время, если предполагать, что Ольга вышла замуж за Игоря позже, после смерти Олега, а не в 903 г..

-Картинки по запросу князь игорь - картины фотографии

/Фото из Инета: Княгиня Ольга встречает тело Князя Игоря.../

После смерти Игоря на плечи княгини Ольги лег тяжелый груз - подавить бунты и выступления племенных княжеств против Киева. Убийство Игоря знаменовало то, что начала падать старая имперская система, в основе которой лежали договоры Киева с племенами. Чтобы сохранить целостность государства, у Ольги не было другого выхода, как начать сложный процесс ликвидации племенной автономии. Она знала, что это предполагает столкновение с племенными князьями, но решилась на это. Собственно от этого начинается процесс территориального определения Киевской Руси, то есть впервые в двух традиционных векторов политики (внешняя и внутренняя) добавляется еще один - геополитический. Свое правление на большом киевском столе княгиня Ольга начала с мести древлянам за смерть своего мужа Игоря. В основе летописного сказания «Повести временных лет» лежит легенда с глубоким символическим подтекстом. Здесь описывается, как древляне не раз посылали к Ольге послов - лучших представителей своей земли - с предложением стать женой древлянского князя Мала. Она трижды уничтожает послов от древлянского князя Мала - закапывает в землю, сжигает в бане, приказывает своей жене порубить после совместного пиршества. Последняя, ​​третья, месть осуществляется фактически на могиле Игоря и является своеобразной тризной по нему. Такая тройная месть княгини есть, собственно, отраженным в символическом свете ритуалом языческого погребения. Затем Ольга возвращается в Киев, собирает воинов и отправляется обратно в древлян. Четвертая месть - поход Ольги в Древлянскую землю, когда она, продержав Искоростень в осаде целое лето, взяла город хитростью, попросив дань от каждого двора по три голубя и по три воробья. Птиц отпустили обратно с привязанным к ногам горящим тряпьем. И был тогда в Искоростене большой пожар, и «не было двора, где бы не горело». Это событие датируется 946 г...

-

Княгиня Ольга придавала большое значение международной политике, утверждению Руси в мировом контексте тогдашних государств. Рожденная в древнем болгарском роде королевского происхождения, она знала, что дипломатические отношения Руси с другими сильными государствами мира делают самую Русь сильной и влиятельной на мировой арене. Здесь прежде всего следует сказать о визите Ольги в Константинополь, подробно описанный в «Повести временных лет». Все же его историческая достоверность не является абсолютной. Первое, что вызывает дискуссии, - это дата визита. «Повесть» пишет, что Ольга отправилась в Царьград в сентябре 954 - августе 955 гг. Сейчас исследователи склоняются к дате 946 г.., Что следует из произведения Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». А, возможно, княгиня была в столице Византии дважды. По крайней мере, тот визит был. Княгиня Ольга отправилась в Царьград с огромным посольством (более 100 человек), в состав которого входили послы, купцы, приближенные к ней женщины-боярыни, переводчики, рабыни. Она ехала в Византию как правительница большой и сильной страны, с гордо поднятой головой ...

Интересно, что к Ольге отнеслись как к личности, высшей по рангу послов, поэтому ее уволили от поклонов и челобиття императору, хотя она и представляла варварскую государство, то есть ту, где христианская религия не была государственной. Можно предположить, что причиной такого отношения к Ольге могло быть и ее болгарское королевское происхождение и христианская вера, которую она ревностно исповедовала.

-Картинки по запросу князь игорь - картины фотографии

/Фото из Википедии: восстание древлян/

Первое, что сделала Ольга, - объединила и централизовала власть в Киевской Руси. Она доказала, что киевский князь является главным. Только благодаря этому Русь укрепилась как государство. Все внутренние дела Ольга решала в пределах своего государства. Она практически ни разу не воспользовалась услугами иностранных войск и политиков для решения внутренних конфликтов и противостояний. Княгиня Ольга пошла на непопулярный шаг среди большинства народа Руси, ревностно пропагандируя преимущества христианской религии. Сделала это, понимая, что Киевская Русь, стремясь быть цивилизованным государством, должна стать на путь христианский, чтобы избавиться позорного ярлыка «варварская» Русь, которым часто награждали ее европейские государства. Она стала на путь, по которому пойдет ее внук Владимир. Летописи свидетельствуют, что духовником княгини был Григорий, с именем которого одна из гипотез связывает возникновение летописания на Руси. Ольга - символ государства Киевская Русь. От княгини Ольги пошел славный род русских князей, тех, кого мы можем называть предшественниками и учителями современных политических лидеров."

Оксана СЛИПУШКО, доктор филологических наук, профессор КНУ имени Тараса Шевченко.

Из СМИ - " ... Святослав с 10-тысячным войском разгромил 30-тысячное войско болгар и захватил город Малую Преславу. Этот город Святослав назвал Переяславцем и объявил столицей своей державы. В Киев он возвращаться не хотел. Болгарский царь Петр вступил в тайный союз с Никифором Фокой. Тот, в свою очередь, подкупил печенежских вождей, согласившихся в отсутствие великого князя напасть на Киев. Но приход небольшой рати воеводы Претича, принятую печенегами за передовой отряд Святослава, вынудил их снять осаду и отойти от Киева.Святославу пришлось вернуться с частью дружины в Киев. Он разгромил печенежское войско и отогнал в степь. После этого он объявил матери: "Не любо сидеть мне в Киеве. Хочу жить в Переяславце на Дунае. Там средина земли моей. Туда стекается все доброе: от греков - золото, ткани, вина, овощи разные; от чехов и венгров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед."

Через три дня княгиня Ольга умерла. Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: Ярополка посадил княжить в Киеве, Олега послал в Древлянскую землю, а Владимира - в Новгород. Сам же поспешил в свои владения на Дунае. Здесь он разгромил войско царя Бориса, пленил его и овладел всей страной от Дуная и до Балканских гор. Весной 970 года Святослав перешел через Балканы, штурмом взял Филипполь (Пловдив) и дошел до Аркадиополя. Дружинам его оставалось всего лишь четыре дня пути по равнине до Царьграда. Здесь и произошла битва с византийцами. Святослав победил, но потерял многих воинов и не пошел дальше, а, взяв с греков «дары многие», вернулся назад в Переяславец. В 971 году война продолжилась. В этот раз византийцы хорошо подготовились. На Болгарию со всех сторон двинулись заново подготовленные византийские армии, многократно превосходя числом стоящие там Святославовы дружины. С тяжелыми боями, отбиваясь от наседающего врага, отходили русские к Дунаю. Там, в городе Доростоле, последней русской крепости в Болгарии, отрезанное от родной земли, войско Святослава оказалось в осаде. Более двух месяцев византийцы осаждали Доростол. Наконец, 22 июля 971 года русские начали свой последний бой. Собрав перед сражением воинов, Святослав произнес свои знаменитые слова: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми. Ибо мертвые срама не знают, а если побежим — покроемся позором. Так не побежим, но станем крепко, а я пойду впереди вас. Если моя голова ляжет, то сами решите, как вам быть». И ответили ему воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».Бой был очень упорным, и многие русские воины погибли. Князь Святослав вынужден был отступить обратно в Доростол. И решил русский князь заключить мир с византийцами, поэтому советовался с дружиной: «Если не заключим мир и узнают, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами воюют, и кто нам тогда поможет? Заключим же мир, ведь они уже обязались платить нам дань – этого с нас и хватит. Если же перестанут платить нам дань, то снова, собрав множество воинов, пойдем из Руси на Царьград». И воины согласились, что князь их говорит правильно. - https://www.portal-slovo.ru/history/35601.php "

газета:

№52-53, (2019)

Ольга или Елена.., странно звучат эти исторические вольности прадавних веков.., не из-за них ли междуусобицы были есть и будут, об этом судить читателю.

"

"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ"... которой нет.? и не было.?

 

“Радзивиловская летопись, один из важнейших памятников летописания домонгольской эпохи. Радзивиловская летопись – древнейшая, дошедшая до нас летопись, – текст ее завершается первыми годами XIII века”, – так пишут о ней историки. И очень странным является тот факт, что до 1989 года Радзивиловская летопись не имела полноценного научного издания.

 

Вот ее история. Князь ВКЛ Радзивил передал ее в 1671 году в библиотеку Кенигсберга – видимо, потому, что она содержала упоминания о донемецкой русской истории Пруссии и ее столицы города Крулевец (у немцев Кенигсберг).

 

В 1711 году царь Петр проездом побывал в королевской библиотеке Кенигсберга и повелел изготовить копию с летописи для своей личной библиотеки. Копия была прислана Петру в 1711 году. Затем, в 1758 году, во время Семилетней войны с Пруссией (1756-1763 годы) Кенигсберг оказался в руках россиян, и летопись попала в Россию, в библиотеку Академии Наук, где и хранится в настоящее время.(?!) После поступления подлинника в 1761 году в Библиотеку АН рукописью стал заниматься вызванный из Германии специально для этого профессор истории Шлецер. Он подготовил ее издание, которое и вышло в его немецком переводе и с его разъяснениями в Геттингене в 1802-1809 годах. Якобы готовилось и русское издание летописи, но с ним почему-то все не получалось. Оно осталось неоконченным и погибло во время московского пожара 1812 года." - https://ss69100.livejournal.com/2216459.html

Нравится
09:30
105
© Виктор Харламов
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
"… Одни легендарные повествования выводят родословную Ольги со Пскова Новгорода, другие — из Болгарии. Есть приказ, свидетельствующие, что она была дочерью или внучкой Гостомысла — новгородца, который призвал род Рюрика на Русь и стал его первым советником. Возможно, это версия более позднего происхождения, цель которой — вывести родословную Ольги со Пскова Новгорода. Это вполне оправдано, так утверждает две веские идеи. Во-первых, то, что Ольга имела вполне законные права на киевский стол и была его стоит. Во-вторых, русскую государственность творили не самые варяги, а в тесном военно-политическом союзе и династических связях с местными народами. Кроме того, легенды подчеркивают, что характер Ольги были присущи «мудрость и смисленисть» полян, но она не отличалась полянской «тихостию и кротостью»."
"… Летописец основывал свой рассказ на этом материале и перерабатывал его в соответствии со своими представлениями о том, как следует писать историографическое или биографическое сочинение. Академик Е. Е. Голубинский заявлял, что некоторые события, описанные в ПВЛ, являются следствием «честолюбия и тщеславия наших предков». По словам И. Н. Данилевского, сложно оценивать достоверность повести, руководствуясь современной моралью: летописец был монахом и глубоко верующим христианином, и поэтому ПВЛ скорее стоит воспринимать как одно из произведений апокалиптической литературы, которое писалось как книга, которая должна будет фигурировать на Страшном суде. По словам И. Н. Данилевского, при описании исторических событий летописца гораздо больше интересовал вопрос «что бы это значило?», чем донесение до читателей того, как это было на самом деле[82]. Как следствие, значительная часть текста ПВЛ является прямым заимствованием из более ранних текстов (византийских, библейских и тому подобных). Кроме того, главные действующие лица из ПВЛ зачастую отождествляются с библейскими персонажами, в результате чего им приписываются те или иные качества или действия. Украинский историк А. П. Толочко в целом охарактеризовал ПВЛ следующим образом: «Это выдающееся литературное произведение, но совершенно недостоверная история. Никаких причин продолжать основывать на нём наши знания о прошлом не существует.».
Чудесная невеста, Ольга, далась Игорю, как и положено, не сразу. Не случайно князь сначала принял Ольгу за удалого, сильного мужчину, в чем, вероятно, проявился еще один былинный сюжет — о поединке с суженой. (На Чего только не соврутлетописи: "… на Псковщине рассказывали предание об Ольге, как о «сильной богатырке», переносившей с места на место огромные камни.) В конечном итоге Игорю не удается самому добыть Ольгу. Согласно летописям, ему ее приводит Олег, который, в данном случае, выполняет роль «волшебного помощника» героя. Однако женитьба на «коварной невесте-губительнице», «богатырке» Ольге не может принести Игорю счастья. Встреча Игоря и Ольги происходит на переправе, а переправа в фольклоре часто является символом смерти. Девушка перевозит Игоря на другой берег, что делает его гибель неотвратимой, а Ольга оказывается причастной к смерти князя." — кто же на Руси, из мужчин., на мужике женится.?
А это на голову не налазит: "… В связи с версией о причастности Ольги к гибели Игоря, особый интерес вызывают предания, собранные еще в 1890-х годах историком и фольклористом Н. И. Коробкой в Овручском уезде, где в древности жили древляне. Эти предания (особенно богато ими местечко Искоростень) повествуют об убийстве княгиней Ольгой своего мужа князя Игоря. В одном из них говорится о том, что Игорь купался в реке, а Ольга шла мимо с войском. Вид голого Игоря ей так не понравился, что она велела убить купальщика. Князь пытался бежать, но люди Ольги настигли его и убили. На месте его могилы Ольга велела насыпать огромный курган, так как, согласно легенде, Игорь был ее мужем. По другой легенде, Ольга убивает Игоря, не узнав его в чужой одежде. В северной части уезда Н. И. Коробка записал предание, повествующее о споре Игоря и Ольги, в ходе которого жена убила мужа. Другое предание рассказывает о семилетней осаде Ольгой Игоря в городе (причем Н. И. Коробка записал неподалеку от села, где услышал это предание, другое, сходное, которое называло этот город Искоростенем). После семи лет борьбы в осажденном городе Игорь решил вырваться из осады по подземному ходу, однако Ольга догадалась об этом и, когда Игорь вышел из подкопа его убили." ???!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение