Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Буду ли я читаем? Я думаю - вечно. 1

Буду ли я читаем? Я думаю - вечно. 1

Приглашаю вместе прочитать одну удивительную русскую книгу. 100 лет назад её запечатал и отложил до лучших времён Василий Розанов, великий русский писатель, философ, журналист.Ею он завершил творческий путь , если не считать коротких выпусков "Апокалипсиса нашего времени" в 1918. Лучшие времена наступили лишь в  1994 году, когда книга "МИМОЛЁТНОЕ" была опубликована в составе собрания сочинений, поэтому серьёзным и любознательным читателям практически неизвестна. Сам Розанов отказался от публикации своего последнего крупного сочинения, придав книге статус завещания. По-видимому, он счёл обстановку крайне неблагоприятной для своего детища: в разгар мировой войны вряд ли книга была замечена и достойно оценена, поднятые в ней вопросы были далеки от злободневности и текущего состояния страны.

Была и другая, более важная причина, отсрочки издания. "Мимолётное" - книга итогов, она подводит черту под мировоззрением Розанова, всем его думам, размышлениям и взглядам, которые переполняли писателя в течение полувека. Здесь дан полный простор его любимым темам: пол, брак и семья, массовая психология, иудаизм и еврейство, революция и демократия, православная церковь, руская литература, личное творчество. Розанов вообще привык высказываться без оглядки, предельно искренно и открыто, А в последней книге он окончательно отрывается от литературных условностей и даёт свободный выход эмоциям и интеллекту - ведь книга писалась исключительно для себя, в стол, и должна была увидеть свет после кончины автора. Розанова переполняло сознание собственной исключительности, неповторимости своего места в современной литературе, он ясно представлял своё будущее и не ошибся:
"Буду ли я читаем? Я думаю - вечно. Какая причина забыть? Никакой. "Добрый малый, который с нами беседует обо всём". И я и мамочка - мы будем вечны". Напечатай Розанов книгу при жизни, его бы не поняли, и новый всплеск травли был бы обеспечен. Либералы, леворадикальные группы, умеренные круги видели в Розанове своего врага - поразительно умного, острого и сильного. В условиях войны произошла поляризация общественных настроений, и книга Розанова неизбежно оказалась бы под ожесточённым перекрёстным огнём идейных противников. Да и просто здравомыслящие читатели вряд ли одобрили крайние выпады философа и журналиста: они шокируют неподготовленного человека.

"Мимолётное" - манифест консерватизма, приверженцем которого Розанов был изначально. Причём консерватизма воинствующего, наступательного, отсюда и непримиримость большинства оценок и выводов. Розанов воюет с материализмом, демократией, интеллигенцией, а также с легкомысленным, развлекательным искусством своего времени. Он нападает и издевается, рассуждает и объясняет, сравнивает, уходит в историю и обсуждает текущие события, и всё с одной целью: провести консервативную идеологию, нанести удар по врагам России, как он их видел. Консерватизм Розанова традиционен, его основы - сословная монархия, православие, шовинизм и естественное развитие общества в силу заложенных в нём возможностей и традиций. Никаких конституций, либеральных прав и свобод, революций, ничего насильственного и чужого. Как в любой идеологии, в консерватизме есть зёрна и плевелы, рациональное и иррациональное. Он необходим в силу преемственности любого движения и имеет право на существование, если не переходит в экстремизм и огульное отрицание новаторства. В этом случае консерватизм смыкается с любой агрессивной и человеконенавистнической идеологией вроде национал-социализма или вахаббизма. Посмотрим, что у Розанова.

Вся книга пропитана юдофобией. Розанов - ярый антисемит и изобретательно, всестронне обосновывает свою позицию. Его обвинения евреям традиционны и избиты: "...распяв Христа, хотите распять и христианство...; нам нужно именно проклясть евреев и отогнать их, как уже Христос изгнал торгующих из храма: ибо тогда только, освободившись предварительно от евреев, мы можем зажить по-христиански". И далее: "Религиозная война, религиозная борьба. Или Христос, или Иуда. Нет выбора, и нет сожительства", и т.д., в том же духе. "Давите , давите нас, евреи. Ничего. "Стерпится - слюбится". Вы и со Христом справились. Чего же вам стоит справиться с русским народом. О проклятие... Понимаете ли вы теперь, что каждый честный и любящий Родину русский неодолимо и истинно чувствует в евреях проклятие России (все революционеры суть евреи; русские даже не учавствуют)". "...сладенький жидок. Жидки вообще сладенькие Они вас облизывают. Вы нежитесь, И не замечаете, что поедание вас уже началось. Так съели они Египет и Рим. Справиться же с вислоухой и легкомысленной Европой и Россией им уже ничего не стоит".
Каждому непредубеждённому и трезвому читателю очевидны несправедливость и злонамеренность подобных суждений. Антисемитизм - это затмение Розанова, его падение как мыслителя и человека. Но ведь он не оригинален и по-своему высказывал лишь массовые предрассудки и заблуждения своего народа. Причём предрассудки вековые, сложившиеся в определённых исторических условиях и характерные для многих народов Европы. А сила подсознания и массового гипноза таковы, что захватывают даже крупных мыслителей, если они дают волю чувствам и отказываются от анализа. В этом отношении у Розанова были предшественники и имеются последователи.

Нравится
11:35
91
© НЕЗЛОБИН
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение