Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Брежневская трилогия ("Малая земля", "Возрождение", "Целина") - совершенно достойное литературное произведение!

Брежневская трилогия ("Малая земля", "Возрождение", "Целина") - совершенно достойное литературное произведение!

Литературно-просветительский журнал «Клаузура», рубрика «мнение», 04 декабря 2018 год. Алексей Курганов-Сергей Коновалов, «Брежневская трилогия ( «Малая земля», «Возрождение», «Целина») – совершенно достойное литературное произведение! (разговор прозаика с культурологом)». Ссылка - https://klauzura.ru/2018/12/brezhnevskaya-trilogiya-malaya-zemlya-vozrozhdenie-tselina-sovershenno-dostojnoe-literaturnoe-proizvedenie-razgovor-s-kulturologom/

 

Алексей Курганов, прозаик, г. Коломна (Московская  область)

 

Брежневская трилогия («Малая земля», «Возрождение» «Целина») - совершенно достойное литературное произведение! (разговор с культурологом)

 

Нынешний год – юбилейный для события, которое сегодня вряд ли помнят даже те, кто называет себя литераторами: ровно сорок лет назад, во втором номере «Нового мира» за 1978 год была опубликована первая часть трилогии воспоминаний Леонида Ильича Брежнева  - «Малая Земля» в пятом – «Возрождение», а одиннадцатом – «Целина».

 

- Сергей Владимирович а вы читали эту трилогию? - спрашиваю моего давнего знакомого и соавтора книг, культуролога С.В. Коновалова.

- Конечно. Когда она появилась, я был старшеклассником, и все три книги были включены в школьную программу.

- И какое они произвели на вас впечатление?

- Тогда, естественно, негативное.

- Почему «естественно»?

- А потому, что Брежнев к тому времени стал уже совершенно комической, если не  смехотворной фигурой. Все прекрасно понимали, что САМ он ничего не мог написать.

- Позже её не перечитывали?

-- Перечитал! Лет десять назад! И мнение своё в корне изменил! Не шедевр, конечно, но вполне читаемые книжки! Самая, намой взгляд, выделяющаяся из этой троицы – «Малая Земля». Брежнев в них прописан не этаким былинным богатырём, а совершенно нормальным человеком, воином, мужчиной, наконец. И в описании тогдашних боёв под Новороссийском и в самом городе  я не увидел никакой утрированности, а  уж тем паче - слащавости и приукрашенности. Отличный литературный, даже скорее -  литературно-журналистский язык. Ведь писала-то книгу бригада из то ли семи, то ил восьми человек - журналистов из «Известий», «Правды» и АПН. Странно, но ни одного тассовца! Вспомнил: в начале 2000-х годов появилась версия о том, что за Л. И. Брежнева трилогию создали «литературные негры» . Согласно этой версии, «Возрождение» написал известный очеркист Анатолий Аграновский, «Малую землю» — публицист газеты «Известия» Аркадий Сахнин, а «Целину» —«правдинец» Александр Мурзин.

- Вас это не смущает?

- Что?

- Литературные «негры».

- А почему меня ЭТО должно смущать? Такое в литературном процессе практиковалось и практикуется сплошь и рядом. Они же не докторскую диссертацию «лепили» «дорогому Леониду Ильичу»! Тем более смешно говорить о «неграх» в наше время, когда всякая мало-мальски заметная, извините за невольную грубость, но совершенно неграмотная шавка покупает себе кандидатскую или докторскую и не считает это за постыдство! И кстати, ещё о литературном языке брежневской трилогии. Он БЕЗУПРЕЧЕН! Вот что значит профессионалы! Они бы никогда не написали, скажем, «сЕмбиоз» или «киднеПинг»!

- А это-то при чём?

- При том самом. Недавно совершенно случайно прочитал рассказ одного современного подмосковного «известного» писателя». Боже мой! Это даже неграмотностью назвать нельзя! А он, между прочим, как сказано в аннотации, член Союза писателей, редактор литературного издания!

- Фамилию не назовёте? И название журнала?

- А зачем? Пусть живёт. Пусть «ваяет». «Инженер человеческих душ» с большой жирной двойкой по грамматике.

- Меняем эту щекотливую тему. Ещё один камень в «огород» советского агитпропа: совокупный тираж трилогии превысил в те времена 11 миллионов экземпляров. Даже по советским временам цифра не просто большая – ГИГАНТСКАЯ!

- Я не вижу в этом никакой трагедии для нашей тогдашней литературы, и уж тем более - для полиграфической промышленности. Разве мало дерьма тогда выпускалось? Разве мало дерьма выпускается сейчас? И ещё неизвестно, когда литературного дерьма было больше (или есть).

- Вопрос, может быть, наивный, но всё же: брежневская трилогия для сегодняшнего и следующих поколений безвозвратно, что говорится, похерена?

- Почему? Я верю, что когда-нибудь мы всё-таки узнаем ПРАВДУ, в том числе и о Великой Отечественной (или, по крайней мере, появится возможность ей узнать). Вот тогда-то именно МЕМУАРНАЯ литература, ЛИЧНЫЕ воспоминания фронтовиков ( в том числе, конечно, и Леонида Ильича) будут востребованы, как самый ценный  и правдивый источник для получения и узнавания этой самой, извините за тавтологию, ПРАВДЫ.

Нравится
10:35
34
© Алексей Курганов
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
12:56
Брежнев имел право «писать» о своих фронтовых буднях, если бы негры не привирали. До властвования Брежнева никто не знал о Малой земле, где, как писалось в книге, решалась судьба страны. Более того, довелось беседовать с фронтовиками, которые непосредственно были участниками тех событий. Все они заявили, что не знали и не видели Брежнева на фронте. Причём один из них был офицером в штабе полка, так что сомнений море.
НЕ могу вам возразить ни по одному пункту, в частности, о его РЕАЛЬНОМ участии в высадке новороссийского десанта. Тогда много врали — сейчас врут не меньше. Но это и понятно: Истории, как науки, у нас как не было, так и НЕТ. Вместо неё — пропаганда.
12:57
Да-а, помнится, в 9-м классе писали сочинение по книге «нашего дорогого Леонида Ильича» «Целина». Тоже тогда слышала разговоры, что сия трилогия была написана не им, но от его имени.
Насчет грамотности: прежде чем кидать камушек в чей-то огород, проверьте, чист ли свой. ))
намой взгляд
— раздельно.
И в описании… и в самом городе...
— перед вторым союзом и требуется зпт.
из то лисеми, то ил восьми человек
— то ли из… (в обоих случаях). ))
тассовца
— ТАССовца (использование аббревиатуры).
И напоследок. Если ваше интервью печаталось в неком литературно(!)-просветительском журнале в таком именно виде, без редакции нелитературных слов (шавка, дерьмо), то грош цена сему изданию. Банальная бульварная пресса.
А ведь с «намоем» по делу укусили! Не собираюсь оправдываться, что в МОЁМ тексте предлог с местоимением был написан РАЗДЕЛЬНО. Если в опубликованном тексте напечатано именно ТАК (слитно в одно слово) — значит, моя вина.
ПО второму и третьему замечаниям (насчёт запятой и частицы «из») опять согласен.
А вот насчёт ВАШЕГО написания сообщения ТАСС 9С заглавными буквами) не согласен. «Тассовка» — профессиональный журналистский термин. Смотрите словари.
И четвёртое, И не просто не согласен, а КАТЕГОРИЧЕСКИ не согласен в с вашим мнением по поводу использования слов «шавка» и «Дерьмо», поскольку это даже не вульгаризмы. Они (кстати как и слова «жопа», «сиськи») имеют полное право БЫТЬ как в литературных, так и журналистских текстах.
И насчёт банальной и бульварной прессы. А где она у нас сегоднгя не банальная и не бульварная?

В заключение. Спасибо за столь убедительный! разбор полётов". Критику, как и всякий автор, НЕ ЛЮБЛЮ, но УМНУЮ критику (например такую, которую вы здесь продемонстрировали) всегда уважал и уважаю. Успехов.
18:51
не согласен в с вашим мнением по поводу использования слов «шавка» и «Дерьмо»
— использование данных слов в художественно-публицистической литературе оправдано применительно их прямому значению: шавка — мелкая собачонка, дерьмо — биоотходы. Использование слов в переносном значении, особенно применительно к человеку, уже является нелитературным сленгом (просторечием), несущее негативную, презрительную оценку. Использование этих слов в авторской речи в художественной, публицистической литературе характеризует автора, как человека с невысокой речевой культурой. Использование подобных разговорных слов в художественной литературе оправдано только в речи художественных персонажей для их характеристики.
«Тассовка» — профессиональный журналистский термин.
— возможно, не проверяла. Сильно спорить не стану.
И насчёт банальной и бульварной прессы. А где она у нас сегоднгя не банальная и не бульварная?
— никак не представляю себе журнал-«толстушку» «Звезда», журнал «Родина» бульварной и банальной. Есть, есть в море желтой прессы очень даже приличные СМИ.
Спасибо за столь убедительный! разбор полётов". Критику, как и всякий автор, НЕ ЛЮБЛЮ, но УМНУЮ критику (например такую, которую вы здесь продемонстрировали) всегда уважал и уважаю.
— и на том спасибо.

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение