Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Бессмертная любовь 1

Бессмертная любовь 1

Орфей и Эвридика, Дафнис и Хлоя, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта... К этим легендарным парам по праву примыкают наши Пётр и Феврония Муромские. Приближается их день, 8 июля, праздник всех влюблённых и всех счастливых супругов русской земли. Потому что, в отличие от других влюблённых, наши Пётр и Феврония упрочили свою любовь в браке, пронесли сквозь годы и даже смерть их не разлучила. Поистине, любовь победила смерть и вознеслась над ней неодолимой силой. Возникает естественный вопрос: кто они, эта необычная женщина и этот счастливый мужчина? Существовали ли на самом деле? Что о них известно?

Ничего, ибо фигуры их вполне легендарны и порождены народным воображением. А то, что церковь возвела их в святые ещё в 15 веке, свидетельствует лишь о популярности фигур Петра и Февронии и повсеместной распространённости их истории среди русских людей. Правда, средневековая легенда о любви рассказана так, что в неё легко поверить. Герои её живут и соединяются не в придуманной стране, а во вполне реальном Муромском княжестве и славном городе Муроме (Владимирская земля), который известен каждому из нас как родина легендарного Ильи-богатыря. Однако князь Пётр не значится в роду муромских князей, но зато известно, что князь Давид Юрьевич (+ 1228) постригся перед смертью в монахи под именем Петра и был действительно женат на Февронии, в иночестве Евфросинии. Учёные предполагают, что он-то и был прообразом легендарного князя Петра. Всё остальное, что происходит в повести о Петре и Февронии, - это соединение сказки о мудрой деве и сказания о змее-обольстителе, искусно обработанных и заложенных в новый сюжет о всепобеждающей любви.

История Петра и Февронии, как она изложена в древнерусской повести, уникальна не только для 15 века. Здесь ведущую роль играет женщина: первая признаётся в любви, первая делает предложение суженому, превосходит его характером, умом и проницательностью, подталкивает жениха и мужа к решительным поступкам и оказывает на него сильное влияние в супружестве. Таких женщин русская литература не знала вплоть до Татьяны Лариной, поэтому образ Февронии можно назвать новаторским. Интересно проследить, как зарождается и крепнет у молодой пары любовное чувство, как оно преодолевает силу денег и устоявшихся традиций.

Прежде всего, на пути к счастью влюблённых стоит социальное неравенство: Феврония - крестьянка, Пётр - князь. Подобное сочетание было немыслимо в средние века да и в новое время. Но девушка совершенно свободна от социальных предрассудков, она полна самоуважения и достоинства. А Петру кажется поначалу её предложение диким и дерзким: "как это мне, князю, жениться на дочери бортника (собирателя мёда)?" И лишь безвыходное положение: тяжёлая болезнь - заставляет его пересмотреть свои взгляды и оценить сделанное предложение. Между молодыми людьми происходит удивительный психологический поединок, и женщина побеждает самонадеянного мужчину, завладевает его сердцем. Но не сразу. Ответная любовь пришла через годы сомнений и колебаний.

Девушка сразу называет главное условие исцеления: "если не буду его супругой, не надо мне и лечить его". Понятно, что она предлагает князю свою любовь, ведь любовь творит чудеса. В отличие от князя, Феврония понимает интуитивно то, что много позже объяснил Н. Бердяев: "настоящая любовь возникает, когда встреча не случайна и есть встреча суженого и суженой". Как важно не упустить счастливой предрасположенности и использовать встречу для соединения! Феврония это чувствует, а Пётр далёк от того, чтобы принять предложенный дар и соглашается притворно. Он хочет поставить смелую девушку на место и указать ей на расстояние , разделяющее вельможу и простую крестьянку. Поэтому он и предлагает ей сначала деньги, а следом издевательскую задачу: "пусть из пучка льна сделает мне рубаху, портки (штаны) и полотенце за то время, пока я буду париться в бане". Обыкновенный человек на месте Февронии признал бы своё поражение и отказался от сердечной задумки. Но Феврония - исключительная личность, она наделена многими талантами и среди них - мудрость, проницательность. 

Разгадав коварство князя, она даёт ему равноценный и остроумный ответ: "За то время, пока я пучок льна очешу, пусть князь из этой чурочки сделает мне ткацкий стан и все снаряды, чтоб выткать полотно ему на бельё". Мужчина не понял заложенного в ответе сарказма и смекалки и всего лишь "посмеялся", как ему показалось, над несерьёзным предложением Февронии: "Разве можно из такой чурки в такое малое время столько изделий приготовить?" Вот тут-то и торжествует деревенская мастерица, даёт заносчивому князю первый урок осмотрительности и скромности: "а разве можно из такого пучочка льну взрослому мужчине... выделать и рубашку, и портки, и полотенце?" Князь посрамлён без оскорблений, ему прямо намекнули на его недалёкость. Он пытается загладить вину богатыми дарами, всё ещё не понимая ту, с кем свела судьба. И что здесь особенного? Во все времена все блага, в т.ч. и любовь, привыкли покупать за деньги, и Пётр поступает так, как до него и будут поступать после него. Тем и самобытна повесть, что не просто ставит под сомнение силу денег, она отрицает власть денег среди моральных ценностей, таких, как милость, сострадание, великодушие, любовь. Ими щедро наделена Феврония, их явно недостаёт её избраннику, и он постепенно подпадает под обаяние её незаурядной личности.

Итак, исцеление состоялось, не не полное: на теле Петра остался один струп как напоминание о данном обещании. От струпа пошли другие по всему телу - наказание за обман. И лишь в безвыходном положении князь принимает предложение своей исцелительницы и берёт её в жёны. Начинается супружеская жизнь. 

Нравится
07:45
12
© НЕЗЛОБИН
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение