Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

102.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 16. ТЕКСТ 1-3.

102.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 16. ТЕКСТ 1-3.
 
 

Глава 16. Божественные и демонические натуры

 

 

ТЕКСТЫ 1 - 3

 

 

шри-бхагаван увача

абхайам саттва-самшуддхир

джнана-йога-вйавастхитих

данам дамаш ча йаджнаш ча

свадхйайас тапа арджавам

ахимса сатйам акродхас

тйагах шантир апаишунам

дайа бхутешв алолуптвам

мардавам хрир ачапалам

теджах кшама дхритих шаучам

адрохо нати-манита

бхаванти сампадам даивим

абхиджатасйа бхарата

 

шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; абхайам - бесстрашие; саттва-самшуддхих - очищение своего бытия; джнана - в знании; йога - связи; вйавастхитих - нахождение; данам - благотворительность; дамах - владение умом; ча - и; йаджнах - жертвоприношение; ча - и; свадхйайах - изучение ведических писаний; тапах - аскетизм; арджавам - простота; ахимса - неприменение насилия; сатйам - правдивость; акродхах -  свобода от гнева; тйагах - отречение от мира; шантих - спокойствие; апаишунам - нежелание искать недостатки; дайа - милосердие; бхутешу - во всех живых существах; алолуптвам - свобода от жадности; мардавам - мягкость; хрих - скромность; ачапалам - решимость; теджах - энергичность; кшама - способность прощать; дхритих - стойкость; шаучам - чистота; адрохах - беззлобность; на - не; ати-манита - ожидание почестей; бхаванти - являются; сампадам - качества; даивим - божественной природы; абхиджатасйа - рожденного; бхарата - о сын Бхараты.

 

Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей, наделенных божественной природой.

 

 

БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «1-3.Шри-Бхагаван Сказал: Бесстрашие, очищение своего существования, занятие гйана-йогой, благотворительность, контроль ума, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, неприменение насилия, правдивость, свобода от гнева, отреченность, спокойствие, нежелание искать недостатки у других, милосердие, свобода от жадности по отношению ко всем живым существам, мягкость, скромность, решимость, энергичность, всепрощение, твердый ум, чистота, независтливость и  неожидание почестей – качества тех, кто имеет Божественную природу, о, Бхарата.».

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: В начале пятнадцатой главы Господь рассказал Aрджуне о баньяновом дереве материального мира. Воздушные корни этого дерева символизируют деятельность живых существ, благочестивую и греховную.

 

 

 

БОГ: Что касается дерева баньян, о котором идет речь в начале пятнадцатой главы касательно корней этого дерева, то вот этот стих: «2.Вверх и вниз простираются его ветви, развитые гуннами материальной природы, прутья – объекты чувств, также корни, простертые вниз, привязывают к кармической деятельности в человеческом обществе».  Дерево баньян имеет по своей структуре множество корней, как под землей, которые непосредственно питают дерево и удерживают его, так и  имеет корни воздушные, развивающиеся на ветвях, также разрастающиеся во все стороны и придающие дереву разные формы и, укореняясь вновь, создают целые рощи одного дерева, или обвивают соседние деревья и растения, создавая непроходимую чащу. Из всех корней Бог в данном стихе  выделяет только те, которые идут вниз, укрепляя дерево и питая его, и именно эти корни из многочисленных сравнивает с корнями  условного древа материального существования.  Такими корнями для человеческого общества, хранящими человечество, дающего ему силу, способствующими развитию материального существования является кармическая деятельность, т.е. сам труд и до некоторого периода привязанность к плодам своего труда, что обуславливает материальную заинтересованность и материальное развитие личности, любых живых существ. Именно кармическая деятельность привязывает к материальному существованию каждого и всего общества в целом; ее называет Всевышний корнями и уподобляет корням баньяна определенного рода. Т.е. речь в стихе идет только о корнях, направленных вниз. Никак Бог не рассматривает и не трактует корни, направленные вверх. Никакие качества материальных людей корни направленные вверх или вниз дерева банйан не символизируют.

 

 

 

 В девятой главе также рассказывалось о девах (полубогах) и асурах (демонах-безбожниках). Согласно Ведам, деятельность в гуне благости помогает человеку обрести освобождение, и такую деятельность называют даиви пракрити, божественной по природе. Те, кто обладает божественной природой, продвигаются по пути, ведущему к освобождению. С другой стороны, люди, действующие под влиянием гун страсти и невежества, лишены возможности освободиться из материального плена. Им придется оставаться в материальном мире, рождаясь здесь снова либо в образе людей, либо в образе животных или еще менее развитых существ.

 

 

 

БОГ: В главе 9 действительно Бог неоднократно Говорит о качествах людей. Вот эти стихи из главы 9: «11. Глупые люди не признают Меня, когда Я принимаю человеческую форму, не зная Моей Высшей Природы, Высшего Управляющего всем материальным проявлением. 12.Обманутые в своих надеждах, введенные в заблуждение кармической деятельностью, обманутые ложным (несовершенным) знанием, неправильно мыслящие (зашедшие разумом в тупик), демонические, а также  атеистические, они находят убежище в иллюзорной природе. 13.Но великие души, о, Партха, находя убежище в Моей Божественной природе, служат Мне, не отклоняясь умом, зная Меня как неисчерпаемый источник творения. 14.Всегда воспевая Меня, непоколебимо устремляясь ко Мне, также с  преданностью выражая Мне почтение, они всегда вовлечены в преданное служение Мне. 22.Те люди,  которые, не отвлекаясь умом, должным образом поклоняются Мне, им, всегда с твердой верой и преданностью вовлеченным в соединение со Мной, защиту при исполнении практики йоги несу Я. 23.Те бхакты, опять же,  которые, наделенные верой, поклоняются другим полубогам, и они также непременно поклоняются  Мне, о, сын Кунти, но это не было известно в древние времена. 32.О, Партха, все те, кто укрывается во Мне, включая тех, кто является источником греха: женщины, торговцы, а также шудры – все они непременно идут к своему высшему назначению. 33.На сколько же в большей степени это относится к благочестивым брахманам, бхактам, а также праведным царям этой временной, полной страданий планеты. Поэтому, приобретая, посвяти себя преданному служению Мне.». Нет здесь речи ни о полубогах, ни о демонах безбожниках. Речь идет о разных ступенях материального и духовного развития людей в материальном мире. Никто из них не является демоном, ибо демонов вообще не существует. Существуют лишь люди, стоящие на низких материальных ступенях своего развития, которые обладают столь невысокими качествами, столь не так удаленными от качеств животного мира, что качества таких людей Бог называет в данной главе, 16, демоническими, т.е. низшими качествами. Но также надо понимать, что эти низшие качества не есть приговор живому существу, ибо Сам Бог работает над каждым скрупулезно и непрерывно через возможности материального мира, вращая людей в колесе сансары и через материальные игры и роли поднимая греховные качества вверх, давая им проявиться, и далее через пути преодолений и страданий эти качества убирает, закрепляя в человеке более правильное мышление и  ориентацию на качества более высокого материального и далее духовного порядка. Все у Бога поднимаются неизменно вверх, и вчерашний грешник уже сегодня становится на более высокие ступени своего материального развития и начинает претендовать на качества высокого праведного уровня, которые и приводят на путь преданного служения и всего, что из этого далее последует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В шестнадцатой главе Господь рассказывает о божественной и демонической природе и качествах тех, кто обладает той или иной природой. Он также расскажет, к каким - хорошим и плохим - последствиям приводит обладание этими качествами.

 

 

БОГ: На самом деле все в Боге, находящееся в Теле Бога, имеет Божественную природу, но подлежащую развитию Самим Богом Кришной. Демонической природы в Боге нет, но есть те качества живых существ низкого порядка, которые такое название могут иметь. Но это только на период проявления этих качеств. Все неизменно развивается, и все  в любом случае Волею Бога и именно по качествам устремляется к Богу Кришне. Никто и никогда качеств Бога Кришны не достигает, но те качества, которые достаточны, чтобы Бог с такими живыми существами через Свое уполномоченное воплощение мог Говорить и чтобы живое существо могло с такими качествами заниматься преданным служением Личности Бога Кришны.

 

 

Особого внимания заслуживает употребленное в данном стихе слово абхиджатасйа, относящееся к тем, кто от рождения наделен трансцендентной, или божественной, природой.

 

БОГ: В данном стихе 1 гл. 16, перечислив качества высокого духовного порядка, Бог заканчивает стих словами: «…бхаванти сампадам даивим абхиджатасйа бхарата», где Бог Кришна Указывает, что перечисленные качества становятся (бхаванти) качествами (сампадам) божественного (дайвим) происхождения (абжиджатасйа),  О, Бхарата. Здесь слово абхиджатасья обознчает не «божественную природу или рождение», а высокое рождение, великое рождение. А на божественность указывает другое слово – дайвим. Но надо понимать, что эти стихи были предназначены людям времен Арджуны. Им еще рано было объяснять, что на самом деле все живые существа, как и мельчайшие, имеют на самом деле божественную природу, ибо все рождены, сотворены из Тела Бога и будут в своем развитии по качествам устремляться к Богу Кришне Волею Бога. Другого пути и направления для живых существ в материально мире не существует. Все сотворены Богом и все направляются к Богу. Это обозначает Божественное происхождение. Но на пути к Богу человек проходит все этапы материального и духовного развития от низших качеств до высоких материального и духовного порядка, и на низких ступенях качества таких живых существ Бог называет демоническими. Ибо, иначе живое существо еще не может себя проявлять. Но ему уже помогает Бог даже в мельчайших или невидимых формах существования. Но это как-то объяснять древним было не просто. Поэтому Бог просто для этого уровня развития людей объясняет качества людей через их рождение демоническое и божественное, не объясняя им, что в колесе сансары всех Бог развивает, и поднимает людей постепенно из демонических качеств в божественное проявление, или развивая качества всех через путь страданий и преодолений именно в материальном мире, что было во все времена. И если человек на сегодняшний день проявляет божественные качества или высоко духовные и развитые материальные качества, то это говорит о том, что эти качества были развиты из  именно демонических, но работой Бога над человеком в колесе сансары. И этот путь подъема неизбежен для всех и каждого.

 

 

 

 

 

 Чтобы зачать ребенка, обладающего божественными качествами, необходимо провести ведический обряд гарбхадхана-самскара. Если родители хотят, чтобы у них родился ребенок, наделенный божественными качествами, они должны проводить десять очистительных обрядов, рекомендованных для людей.

 

 

БОГ: В древние времена люди так и понимали, что ребенок может родиться, или имея божественную или имея демоническую природу, что было как приговор семье и роду. И потому обращались к Высшим Силам через определенные обряды, прося себе ребенка с Божественными качествами, ибо они облегчали жизнь семьи, и прославляли семью, как и  с такими качествами ребенок мог обеспечивать и свое великое будущее и старость родителей. Но эти вопросы непременно решает только Личность Бога, и только Бог может знать, кому и в какой семье родиться благоприятно, и что  можно от родителей передать человеку через это рождение, и какие его качества развить и от каких качеств они, родители, могут избавить своего ребенка своим образом  жизни и материальными возможностями.

 

 

 

 Ранее в «Бхагавад-гите» уже говорилось, что половые отношения с целью зачатия хорошего ребенка - это Сам Кришна. Половые отношения не предосудительны, если их цель - служение Кришне.

 

 

БОГ: Половые отношений Управляются Богом Кришной. Это путь рождения живых существ, есть Воля и План Бога на Свое творение. Но половой акт ни есть Сам Бог Кришна, а работа Божественных энергий, которые неотличны от Личности Бога Кришны.

 

 

 

 Люди, практикующие сознание Кришны, по меньшей мере, не должны зачинать детей, как кошки и собаки. Их долг - сделать все необходимое для того, чтобы, появившись на свет, их ребенок помнил о Кришне. Таким преимуществом должны обладать дети, чьи родители обладают сознанием Кришны.

 

 

 

БОГ: Надо знать, что никто не может знать наперед, кто может родиться у той или иной пары. Также, это относится и к преданным Бога Кришны. Нельзя непременно своего ребенка направлять на путь преданного служения, но просто ребенок должен видеть, как занимаются его родители или другие родственники преданным служением. И далее Бог Сам поведет ребенка, где не исключено, что ребенок преданных может не проявить интерес к преданному служению, будет тяготеть к поеданию мяса и мясных продуктов и будет устремлен более активно к материальному проявлению и материальному образу жизни, проявляя материальные преимущественно качества, интересы, склонности, тяготея и к материальным знаниям и стремясь получить то или иное материальное образование. Ничего здесь для преданного не должно быть вопиющим или крайне нежелательным. Все, что Бог дает в их ребенке, надо принять и пытаться удовлетворять материальные потребности своего ребенка, не беспокоясь о его будущем и не считая, что ребенок сильно будет страдать. Единственно, что могут в таком случае делать родители преданные, – это просить Бога Кришну за ребенка и постоянно при нем благодарить Бога за еду во время совместного принятия пищи. Это ребенок может видеть, как и видеть, как родители поклоняются Богу Кришне. Все другое будет уже исходить от ребенка в свое время, или уже в детстве, или в своем зрелом возрасте, или тогда, когда человек будет уже стар… Но надо понимать, что никогда просто так ребенок не рождается у преданных. Непременно именно своим образом жизни они бросают семена в его понимание о Боге Кришне и преданном служении. Но когда взойдут эти семена – этим вопросом распоряжается Бог Кришна, и никакое насилие со стороны родителей на уровне наставлений и физического давления быть не должно или категорически запрещается. Это преданные-родители должны хорошо знать. Ибо и плодами их любви к друг другу распоряжается только Бог Кришна.

 

 

 

Институт варнашрама-дхармы, делящий всех людей в обществе по роду их занятий и социальному статусу на четыре касты и четыре уклада жизни, предназначен для того, чтобы разделить людей не по происхождению, а в соответствии с их качествами и уровнем образования. Это нужно для того, чтобы обеспечить в обществе мир и процветание. Перечисленные в данном стихе качества названы божественными; человек, обладающий ими, сможет развиваться духовно и в конце концов покинуть материальный мир.

 

 

БОГ:  В современном мире этот институт варнашрама-дхармы отменяется, запрещено Богом никакое подобное разделение людей ни по качествам, ни по их рождению, ни по образованию. В материальном мире все эти разделения достаточно условны, никак не отражают истины, ибо только Бог Кришна Знает, кто и на какой ступени материального и духовного развития стоит. Никакая деятельность, никакое образование, никакое рождение, как и качества человека, не могут быть определяющими в том, на какой ступени своего развития стоит человек, ибо  и необразованный по материальным понятиям человек может быть выше любого образованного, и бедный человек сегодня, завтра может разбогатеть или был таковым в прошлом рождении или будет, никакое социальное положение рабочего или министра не определяет его истинных качеств и достоинств перед Личностью Бога. И вчерашний министр  в новом рождении может взяться Волею Бога за метлу… Нет ничего, что смогло бы как-то упорядочить ступени развития людей из того, что о них известно по их работе, материальному обеспечению, образованию и пр. Все это условные признаки, не истинные, и никак не отражают сути человека, как он есть на самом деле перед Богом Кришной.

 

 

В системе варнашрамы санньяси, то есть человек, отрекшийся от мира, считается головой, или духовным учителем всех остальных каст и укладов.

 

 

БОГ: Отменяется система варнашрамы. Духовный учитель – также перестает быть в обществе авторитетным и абсолютно поддерживаемым Богом Кришной человеком, ибо непременно несовершенен качествами. Не обладает всей полнотой Духовных Совершенных Знаний, не может говорить от Лица Бога Кришны, непременно греховен и непременно может ошибаться и провозглашать свое мнение и домыслы, как совершенные знания, не зная Слово Бога и не следуя ему. Такие люди требуют поклонение себе, как Богу Кришне, принимают эти поклонения, принимают служение себе преданных, много пишут и домысливают относительно Слова Бога и вводят, таким образом, преданных, им полностью доверяющих, в очень серьезное для преданного служения заблуждение. В современном мире человек должен полностью полагаться только на Слово Бога Кришны в непосредственно НОВОМ СВЯТОМ ПИСАНИИ.

 

 

 

Брахманы являются духовными учителями для трех других каст: кшатриев, вайшьев и шудр, однако санньяси, стоящие на самой верхней ступени общественной лестницы, являются духовными учителями даже для брахманов.

 

 

 

БОГ: В современном мире отменяются такие религиозные подразделения людей, как кшатрии, вайшьи, шудры, брахманы. Никто никому не учитель. Всех и каждого ведет только Личность Бога Кришны, Верховная Личность Бога. Путь к Богу лежит только и однозначно через путь преданного служения Богу Кришне в основе которого лежит поклонение Богу Кришне, изучение Новых Святых Писаний, аскетизм и добродетель, а также полное следование Слову Бога в Святом Писании.

 

 

 Главным качеством, которым должен обладать санньяси, является бесстрашие. Поскольку санньяси живет один, без всякой поддержки или ее гарантии, он должен полагаться только на милость Верховной Личности Бога. Если человек думает: «Кто защитит меня после того, как я порву все связи с семьей и обществом?» - ему не следует давать обет отречения. Он должен быть твердо убежден в том, что Кришна, Верховная Личность Бога, в образе Параматмы всегда пребывает в его сердце и что Он все видит и знает все наши намерения. Необходимо твердо верить в то, что Кришна в образе Параматмы позаботится о предавшейся Ему душе. «Я никогда не останусь один, -  должен думать санньяси. - Даже в самых непроходимых джунглях Кришна всегда будет рядом со мной и не оставит меня без защиты и покровительства».

 

 

БОГ: В современном материальном мире отрешенный образ жизни, саннйаса, жизнь в уединенных местах не благословлен Богом Кришной, не является продуктивной духовной практикой, не засчитывается Богом как полноценное и всеобъемлющее преданное служение, не будет поддерживаться Богом ни материально, ни духовно. Никогда этот путь не выведет на духовный план, ибо лишь является подножием преданного служения. Однако, этот путь в материальном мире не запрещен, возможен только в случае, когда человека Сам Бог начинает вести по такому пути, и это человек хорошо видит по своим обстоятельствам, возможностям и желаниям и понимает, что этот путь неотвратим, что он складывается не столько по его воле и что этот путь ему нужен по тем мыслительным направлениям, которые ему дает Личность Бога. Этот путь может развить в человеке те качества, которые в следующем рождении непременно Волею Бога и приведут такого человека на полноценный путь преданного служения Богу Кришне. Что касается вопроса о страхе человека в таком направлении. Если человек пошел по пути отрешенного образа жизни, который в современном мире не рекомендует Бог Кришна, то это означает, что по божественной причине, которую Знает только Личность Бога, этому человеку эта дверь в этой жизни открыта и даны все для этого видимые условия. Непременно Бог такое, как решение человека, будет сопровождать его мыслительным процессом, в котором даст и сомнения, и варианты, и страх, и надежду. Страх ни есть то, что сам себе дает или внушает человек, а есть мера мыслительной предосторожности, без которой Бог не пускает ни в какие действа особого порядка никого. И при этом этот вопрос в человеке будет решать только Личность Бога, давая те или иные аргументы, давая решимость, давая и возможность отступа назад, давая и все обследовать своим умом и определиться в ту или иную сторону. Если у человека есть семья и стоит вопрос о долге перед семьей, то в таком случае также Бог даст ему все продумать, ибо и с семьей бывают разные ситуации и разные возможности и поддержки материального мира. Все Будет продумано, учтено и все будет работать на то, чтобы склонить человека в ту или иную сторону. Также, нельзя полностью в таких вопросах полагаться на Бога. Здесь есть элемент греха. Нельзя искушать Бога, нельзя бездумно идти туда, о чем не имеешь представления и не понимаешь, какой может быть исход. Непременно должно быть не бездумие, а хоть некоторые вещи, которые оправдывают решение человека стать саннйаси в плане поддержания и его тела и членов его семьи. Т.е. бесстрашие не должно быть греховным, человек немного должен надеяться и на себя или на то, что ему уже Бог дал или показал в плане поддержания себя в отрешенном образе жизни. Ибо человек должен уже и понимать, что в современном мире надеяться на подаяния нельзя, как и на свою святость, за которую люди будут, как в древности, кормить просящего. Безусловно, идущий на отрешенный образ жизни человек, делающий это ради своего духовного просветления, непременно должен понимать, что в нем присутствует Бог Кришна. Не некая параматма, а Личность Бога Кришны Своим полным целым, с Которым в процессе медитации он может выходить на связь в себе и также понимать в себе Мнение Бога, что немаловажно в таком отрешенном образе жизни. Также, на помощь Бога Кришны в себе надо надеяться, но и понимать, что этот путь непрост, не выводит на духовный план или некую райскую планету, что этот путь также и непредсказуем, ибо Бог не только помогает живым существам, но и дает путь преодолений и страданий. А это в уединенном образе жизни может выглядеть как и то, чего человек никак не ожидал и к чему не был и готов.

 

 

 

 

 Такую убежденность называют абхайам, бесстрашием, и она должна определять состояние ума человека, отрекшегося от мира.

 

БОГ: Полного бесстрашия никогда не должно быть, и Бог такую энергию не даст. Но упование на Бога Кришну, но надежду на Бога Кришну можно иметь, и это будет нормально. Полное бесстрашие есть предвестник страданий, ибо это показывает на элемент саманадеянности и несмирения перед Богом Кришной. А бояться Бога Кришну надо всегда.

 

 

 

Помимо этого, санньяси должен всегда жить в чистоте. Жизнь людей, отрекшихся от мира, регламентирована множеством правил и предписаний. Самым важным из них является строгий запрет на близкие отношения с женщинами. Санньяси не имеет права даже разговаривать с женщиной наедине. Когда Господь Чайтанья, который был идеальным санньяси, жил в Пури, женщинам из числа преданных не позволялось даже приблизиться к Нему, чтобы выразить почтение.

 

 

БОГ: Да, если Бог дал такой отрешенный образ жизни, то среди прочих требований к такому йогу есть и требование касательно полового воздержания. Но в современном мире этот вопрос все же для такого человека не стоит остро, он может в любое время прервать такой отрешенный образ жизни и вернуться к своей семье или завести семью и заниматься преданным всеобъемным служением в стенах своего дома в окружении членов своей семьи, что даст человеку больше возможности развить те качества высокого материального и духовного порядка, которые и могут вывести человека за пределы материального существования.

 

 

 

 Им приходилось кланяться Ему на расстоянии. С Его стороны это было не проявлением женоненавистничества, но строгим выполнением категорического запрета, не позволяющего санньяси близко общаться с женщинами. Чтобы вести чистый образ жизни, человек должен следовать правилам, регламентирующим жизнь того социального уклада, к которому он относится.

 

 

БОГ: Все это в современном мире уже не должно иметь место, к женщинам никогда ни на какой ступени материального и духовного развития, включая преданное служение, нельзя относится свысока, как к источнику греха. Но с почтением. Интимные отношения с женщиной надо рассматривать как Волю и План Бога на рождение человека, как на наслаждение, как на естественное взаимоотношение полов в материальном мире.

 

 

 

 Санньяси строго запрещено вступать в близкие отношения с женщинами и наслаждаться роскошью и богатством. Идеальным санньяси был Сам Господь Чайтанья, и из Его жизнеописаний мы узнаСм, что Он был всегда предельно строг к Себе в том, что касалось отношений с женщинами. Хотя Его считают самым великодушным воплощением Господа, допускавшим к Себе самых падших, Он тем не менее строго придерживался правил санньясы в отношении общения с женщинами.

 

 

 

БОГ: В современном мире отрешенный образ жизни, саннйаса, не имеет строгих регламентов, но если человек идет по пути полового воздержания и придерживается многих других религиозных запретов или регулирующих принципов, то это рассматривается Богом, как аскетический образ жизни человека, посвященный Богу Кришне, и плодами такого пути будет в свое время распоряжаться Личность Бога. Скорее всего, в следующем рождении Бог даст такому человеку путь полноценного преданного служения Богу Кришне.

 

 

 В ближайшем окружении Господа Чайтаньи был санньяси по имени Чхота Харидас. Он был одним из доверенных лиц Господа и имел возможность непосредственно общаться с Ним. Так уж случилось, что однажды он с вожделением посмотрел на молодую женщину. Этого было достаточно, чтобы неумолимый Господь Чайтанья тотчас исключил его из числа Своих приближенных. «Для санньяси - сказал Господь Чайтанья, - или любого, кто хочет выпутаться из сетей материальной природы, кто стремится достичь духовного мира и вернуться домой, к Богу, смотреть на женщин или какие-то материальные богатства с мыслью о наслаждении - даже не наслаждаться ими, а просто смотреть на них с вожделением - столь тяжкий проступок, что ему лучше покончить жизнь самоубийством, чем допустить в свое сердце эти греховные желания». Такова цена очищения своего существования.

 

 

БОГ: нельзя пытаться очищать свое существование за счет непочтительного отношение к женщине или за счет слабых качеств, которые еще направлены на наслаждения в материальном мире. Хочет человек или нет, но вначале преданного служения, как и в середине, а порою и в конце человек не может не желать себе или своим близким тех или иных материальных благ. Это почти бывает у всех. Но всегда надо понимать, что на то и преданное полноценное старательное и долгое служение, чтобы Бог помог постепенно эти качества преодолевать.  Преданное служение есть тот инструмент Бога, который непременно чистит человека и освобождает его от привязанностей и условностей материального мира. Преданный всегда может почувствовать в себе те или иные желания и может понимать и то, что не в силах ими управлять или их в себе сдерживать или на них не остановить свой мыслительный процесс. Все это дается преданному Богом Кришной. В таких случаях надо обращаться к Богу Кришне в себе и просить Бога помочь преодолеть эти желания. Бог поможет. Так постепенно, шаг за шагом  и только через путь преданного служения Бог будет вести к тому уровню отрешения от материальных благ, который достаточен, чтобы в свое время выйти за пределы материального существования.

 

 

 

 

Следующим качеством является джнана-йога-вйавастхити -  сосредоточенность на познании истины. Санньяси должен посвятить свою жизнь распространению знания среди семейных людей и всех тех, кто забыл, что истинной целью жизни является достижение духовного совершенства.

 

 

БОГ: Если человек ведет отрешенный образ жизни, соблюдает саннйасу, то в современном мире ему не вводится в обязанность ни изучать Святые Писания, ни их распространять. Это как ему даст или не даст Бог Кришна, ибо его путь ни есть преданное служение Богу Кришне. Он, будучи на саннйасу вдохновленным Богом Кришной, может, просто устранившись от условностей материального мира, практиковаться в отрешенности, в медитации на Личность Бога Кришны, в ограничении связи с объектами материального мира, может поклоняться Богу Кришне, пытаться контролировать свой мыслительный процесс, свои желания, свои чувства… Может также практиковать воздержание от той или иной еды, от материального общения, от удобств телу, практиковать молчание, практиковать воздержание от лечения телесных недугов, уповая на Бога… Таким образом, человек развивает смирение, терпение, непривязанность к внешним объектам наслаждения, воздержание от плотских наслаждений, практикует контроль ума, чувств. желаний. начинает в себе хорошо понимать Волю Бога и ей следовать… Все это также может подготавливать человека к полноценному преданному служению Богу Кришне в следующем рождении.

 

 

 

 Санньяси должен стучаться в каждую дверь и просить подаяние, но это вовсе не значит, что он попрошайка. Одно из качеств по-настоящему духовного человека -  это смирение, и только поэтому санньяси стучится в каждую дверь, не столько для того, чтобы попросить милостыню, сколько для того, чтобы встретиться с домохозяевами и пробудить в них сознание Кришны. Таков долг санньяси.

 

 

БОГ: В современном мире не должен тот, кто отрекся от мира, стучать в каждую дверь. Не должен также такой человек кого-либо пробуждать на путь преданного служения или пытаться разъяснять те духовные знания, которыми  в своей мере обладает. Эти времена прошли. Этот путь неавторитетен. Не используется Богом для материального мира. Такого долга у современного саннйаси нет. Преданное служение Бог Кришна дает современному человеку Сам Лично в свое время и своим путем.

 

 

 Тот, кто достиг высокого уровня духовного развития и получил соответствующее указание от своего духовного учителя, должен проповедовать сознание Кришны, опираясь на логику и понимание философии, а если человек не достиг такого уровня духовного развития, ему не следует давать обет отречения от мира.

 

 

БОГ: В современном мире духовный учитель не может давать никакие указания преданным любой ступени преданного служения. Все указания каждый преданный получает строго из Рук Бога Кришны через Новое Святое Писание, как Слово Бога Кришны. Также, в обязанность преданного не входит постоянная проповедническая деятельность, но сугубо свое личное старательное и долгое преданное служение. Каждый преданный должен думать прежде всего о себе и своем пути перед Личностью Бога Кришны. Каждый другой в этом плане ведом Богом Кришной и только Волею и Планом Бога может начать свое преданное служение Богу Кришне.

 

 

 Если же человек, не обладающий достаточным запасом знаний, все-таки дал обет отречения, он должен приложить все усилия к тому, чтобы овладеть знанием, постоянно слушая истинного духовного учителя. Итак, санньяси, человек, отрекшийся от мира, должен обладать бесстрашием, саттва-самшуддхи (чистотой) и заниматься гьяна-йогой (познанием истины)

 

 

БОГ: Нет, в современном материальном мире санйаси, тот, кто принял для себя отрешенный образ жизни, не должен обладать полным бесстрашием. Но быть смиренным перед Богом и бояться Бога. Также, такой человек не обязан, нет такого Указания Бога, непременно обладать всей полнотой совершенных духовных знаний, ибо он не считается преданным Бога Кришны и не обладает еще теми качествами, которые позволили бы эти совершенные духовные знания надлежащим образом усвоить и им следовать.

 

 

.

Следующей в списке стоит благотворительность. Это обязанность семейных людей. Семейные люди должны зарабатывать на жизнь честным трудом и половину своего дохода отдавать на распространение сознания Кришны по всему миру.

 

 

БОГ: Что касается благотворительности, то в современном мире это качество должно быть присуще не только и не столько семейным людям, сколько всем, кто идет к преданному служению или уже занят преданным служением. Также, человек не должен отдавать половину своего заработка на содержание храмов Бога Кришны. Человек может отдавать или восьмую или десятую часть от своего дохода. Оставшиеся средства непременно надо направлять на нужды личного порядка, как и на помощь другим людям или членам своей семьи, родственникам, если в этом есть необходимость.

 

 

 

 Для этого необходимо жертвовать тем организациям, которые занимаются проповеднической деятельностью, а не отдавать деньги случайным людям.

 

 

БОГ: Помощь просящим бедным, нищим, обездоленным людям учитывается и засчитывается Богом Кришной наравне с помощью религиозной организации, проповедующей Бога Кришну.

 

 

 Есть разные виды благотворительности, о которых будет рассказано ниже: благотворительность может относиться к гунам благости, страсти и невежества. Священные писания рекомендуют заниматься благотворительной деятельностью в гуне благости, а благотворительности в гунах страсти и невежества следует избегать, поскольку такая благотворительность - напрасная трата денег. Отдавать деньги и средства необходимо только на проповедь сознания Кришны по всему миру. Это - благотворительность в гуне благости.

 

 

 

БОГ: Благотворительность в современном мире не должна взирать на то, как одет человек на его лицо, на свежесть его одежды, где живет,  в каком месте просит о помощи. Для того, кто занимается благотворительностью, эти вещи не должны иметь значения, и человек не должен задаваться вопросом, под влиянием какой преимущественной гунны природы находится просящий. Также надо понимать, что средствами человека распоряжается Личность Бога Кришны. И Бог Сам Лично Укажет, кому, сколько, когда, в каком месте помочь, включая отдельных людей, организации, религиозные храмы Бога Кришны.

 

 

 

Что касается владения чувствами (дама), то оно необходимо представителям всех укладов общества и в первую очередь семейным людям. Живя с женой, семейный человек тем не менее не должен без необходимости заниматься сексом. Его половая жизнь должна быть ограничена и преследовать только одну цель - зачатие детей. Тот, кому не нужны дети, не должен вступать в половые отношения с женой.

 

 

БОГ: Владеть чувствами, контролировать ум, желания, чувства Личность Бога учит человека только через полноценный путь старательного преданного служения. Что касается семьи, то преданный может заниматься половым актом с женой три раза в неделю. И не обязательно с целью зачатия ребенка. Этим процессом Управляет Личность Бога Кришны, и если надо будет этот процесс ограничить или приостановить, то Бог Кришна Знает, как это сделать безболезненно для обоих сторон.

 

 

 

 В современном обществе люди, чтобы избежать ответственности, связанной с рождением ребенка, используют противозачаточные средства и другие, еще более варварские, способы. Это проявление демонических наклонностей, а никак не духовных.

 

 

БОГ: Планировать рождение детей может как материальный человек, так и преданный Бога Кришны. Бог Кришна позволяет это делать. Сам Бог дал людям противозачаточные средства. В современном мире это возможно, и это ни есть греховная наказуемая деятельность ни для преданного, ни для материального человека.

 

 

 Если человек, даже домохозяин, хочет развиваться духовно, он должен ограничить половую жизнь и зачинать детей только для того, чтобы служить Кришне. Тот, кто способен зачать ребенка, который разовьет в себе сознание Кришны, может иметь сотни детей, но тот, кто не способен на это, не должен заниматься сексом, идя на поводу у собственных чувств.

 

БОГ: обычный домохозяин не обязан развиваться духовно. Только преданный Бога Кришны может через путь преданного служения развивать качества высокого духовного порядка, которые и поднимают преданного вверх по ступеням материального и духовного развития и готовят его к выходу в свое время на духовный план. Что касается материального человека, то его материальное и духовное развитие Бог Кришна обеспечивает материальными средствами материального мира.

 

 

 

Совершать жертвоприношения также обязаны домохозяева, так как обычно это требует больших затрат. Представители других укладов - брахмачари, ванапрастхи и санньяси - живут на подаяние, и у них нет денег. Поэтому совершать различные жертвоприношения - обязанность домохозяев.

 

 

БОГ: В современном мире иное положение дел. В обществе нет такого разделения, как «брахмачари, ванапрастхи и санньяси», нет в обществе тех угодных Богу людей, кто живет чисто на подаяние. Современный мир устроен иначе. Также, нет в современном цивилизованном мире и жертвоприношений. Эти вещи ушли в далекое прошлое безвозвратно или есть достояние отсталых немногочисленных народов или племен. Жертвоприношением Бог Кришна называет добродетель, аскетизм, благотворительность… Все, что направлено на помощь другим людям и что также направлено на развитие духовных качеств человека, что есть ограничения, терпение, смирение…

 

 

 

 Согласно предписаниям Вед, семейные люди должны проводить агни-хотру, но такие жертвоприношения очень дороги, поэтому нынешним домохозяевам они часто не по карману.

 

БОГ: В современном мире любые жертвенные приношения, включая огненные, отменяются Богом Кришной. Веды считаются более неавторитетными писаниями и следовать их указаниям запрещено в современном мире современным преданным.

 

 Самым лучшим жертвоприношением, рекомендованным для нашего века, является санкиртана-ягья. Санкиртана-ягья, то есть совместное пение Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - самое лучшее и самое дешевое жертвоприношение; совершать его может каждый, и каждый получит от этого благо. Таким образом, благотворительность, владение чувствами и совершение жертвоприношений предназначены для семейных людей.

 

БОГ: Для преданных современного мира преданное служение не может иметь каких-либо ограничений. Полноценное преданное служение должно быть и по силам тем преданным обоих полов, которые имеют также семью. Также, мантра харе-кришна в современном мире запрещается Богом Кришной, поскольку занимает много времени, занимает руки, привязывает к числу вибраций, привязывает к четкам, к мешочку, где четки хранятся, смущает умы материальных людей и имеет непонятное или неопределенное значение или смысл для человека. Вместо этой мантры Бог Кришна дает преданным простую молитву на родном языке, которую можно творить в уме, понятную, короткую, не привязанную к числу повторений и к четкам, которую можно повторять в себе в любое время и в любом месте, которая есть и просьба и благодарность, и просьба о прощении, и просьба о помощи, которая освобождает руки для работы или любых дел, которую также могут читать таким же образом и непреданные. Эта молитва не требует обращения к Богу Кришне с конкретной просьбой. Достаточно просто держать просьбу в уме и понимать, что Бог Знает, что человек просит. Молитва: « Прости, дорогой Бог Кришна. Спасибо тебе за Милость Твою, спасибо Тебе за все». Дальше озвучивать на уровне мысли просьбу не надо. Бог все ЗНАЕТ.

 

 

Затем следует свадхйайа, изучение Вед. Веды изучают в период брахмачарьи, ученичества. Брахмачари не должны общаться с женщинами; они должны хранить целомудрие и сосредоточивать ум на изучении Вед, что поможет им обрести духовное знание. Это называется свадхьяей.

 

 

БОГ: В современном мире старые веды отменяются. Речь может идти только о НОВЫХ СВЯТЫХ ПИСАНИЯХ. Нет в современном мире для преданных ученичества. Как только человек приступает к преданному служению Волей Бога Кришны, он становится неотличим от всех остальных преданных перед Лицом Бога Кришны. Только Бог Знает, на какой ступени преданного служения находится человек. Преданные же не могут знать ни о своей ступени материального и духовного развития, ни о ступени других. Также, преданные нормально в материальном мире могут общаться с любым полом, без ограничений, но непременно исходя из норм морали и нравственности материального мира и религиозного этикета.

 

 

Тапас, подвижничество - удел тех, кто отошел от семейной жизни. Человек не должен до конца своих дней жить с семьей, необходимо помнить о том, что существует четыре периода жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса. Завершив период семейной жизни, человек должен удалиться от дел.

 

БОГ: В современном мире преданные могут жить со своей семьей столько, сколько даст Бог Кришна. Период семейной жизни человек не начинает и не завершает. Этот вопрос для каждого решает только Личность Бога Кришны. Преданный должен заниматься преданным служением непрерывно и независимо от того живет он в семье или нет. Все вопросы касающиеся выхода из семьи есть только Воля Бога Кришны и самим человеком не решаются и ничего им самим в этом направлении не может предприниматься ни по какой причине.

 

 

 

 Если продолжительность человеческой жизни составляет сто лет, то первые двадцать пять лет необходимо посвятить изучению Вед, следующие двадцать пять лет провести в семье, затем в течение двадцати пяти лет вести жизнь ванапрастхи, удалившись от дел, после чего принять санньясу (отречься от мира).

 

 

БОГ: Нет. В полноценном преданном служении все должно иметь место одновременно: и изучение Святого Писания, и поклонение Богу Кришне, и карма-йога, как посвящение Богу Кришне любых плодов своей работы, и контроль ума, желаний и чувств, и отказ от внешних наслаждающих объектов, и благотворительность, и добродетель, и аскетизм, и вхождение в Бога Кришну в себе, и видение везде Бога Кришны и видение всего в Боге Кришне, и не осуждение, и развитие материальных и духовных качеств, и не многословие, и терпение, и смирение перед Богом Кришной, и вручение себя Богу Кришне в своей мере, и отрешенность от материального мира в своей мере… Такое старательное и продолжительное преданное служение и сможет Волею Бога Кришны развить в преданном те качества, которые в свое время и выведут за пределы материального существования на духовный план.

 

 

 

 Таковы правила, регламентирующие духовную жизнь человека в ведическом обществе. Человек, отошедший от семейной жизни, должен совершать аскезу, чтобы обуздать тело, ум и язык.

 

 

БОГ: В современном материальном мире не существует более ведического общества. Есть религиозное Направление: ОСОЗНАНИЕ БОГА КРИШНЫ. Человеку в современном мире нет необходимости, будучи преданным Бога Кришны, оставлять семью, чтобы обуздать тело, ум и язык. Всем этим процессом Управляет Бог Кришна. От человека же требуется заниматься старательным и полным преданным служением и никак самолично не оставлять семью. Этот вопрос для преданного решает только Бог, как и вопрос ограничений в половом отношении. Преданный просто знает, что ему разрешен половой акт три раза в неделю, и это никак не влияет на его духовное и материальное развитие. А что надо будет ограничить, то это сделает Бог Сам Лично и в свое время.

 

 

 В этом суть тапасьи. Вся система варнашрама-дхармы предназначена для тапасьи. Без нее никто не способен получить освобождение. Теория, утверждающая, что человеку не нужно ни в чем себя ограничивать, что можно продолжать делать все, что угодно, и все будет в порядке, не находит поддержки ни в Ведах, ни в «Бхагавад-гите». Подобные теории придумывают корыстолюбивые проповедники, желающие умножить число своих последователей.

 

 

БОГ: В современном мире преданные Бога Кришны в любом случае идут по пути ограничений и претерпеваний. Каждым Управляет Личность Бога Кришны, и каждому Бог даст тот мыслительный процесс, то направление ограничений, которые будут соответствовать именно этому преданному и именно на его ступени материального и духовного развития. Также, преданный всегда должен исходить из направляющего Слова Бога в Святом Писании. А здесь присутствует достаточно ориентиров и требований ограничительного или аскетического порядка. Этот путь никто не сможет избежать, ибо всякий, кто находится в преданном служении, кто начал этот путь, непременно Управляется Богом так, что его проявления в преданном служении и старательны и автоматические. Так что ничего не упустит и все сделает строго так, как ему и намечено Богом Кришной.

 

 

 

 Ограничения и правила отпугивают людей. Поэтому те, кто хочет вести за собой людей, на словах прикрываясь религией, не требуют от своих учеников соблюдения каких-либо правил и не следуют им сами. Однако Веды не одобряют этого.

 

БОГ: для выполнения религиозных ограничений и правил необходимы качества. Эти качества развивает в человеке Бог Кришна через круговорот сансары именно через материальное существования, его разные формы. Бог добивается от человека тех качеств, когда он легко может принять ограничения или отказаться от тех или иных наслаждений материального мира, ибо  в нем такие качества уже присутствуют, и он не может уже в большой степени дорожить этими наслаждениями материального мира, и его более уже привлекает духовное развитие и религиозный полноценный путь.  Но те, кого ограничения отпугивают, эти люди еще не готовы начать полноценное преданное служение и пока могут лишь частично пытаться выполнять некоторые пункты преданного служения, находясь диль на подступах к полноценноему преданному служению, что в свое время обеспечит и таким людям Личность Бога Кришны.

 

 

 

 

Что касается такого качества брахманов, как простота, то им должны обладать не только представители какого-то одного уклада, но каждый человек, будь он брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси. Человек должен быть простым и прямолинейным.

 

 

БОГ: надо знать, что простоту дает человеку Личность Бога именно через путь преданного служения Богу Кришне, постоянно убирая те качества, которые мешают духовному развитию преданного и не соответствуют стандарту запросов к качествам преданного, занятого преданным служением. Бог упрощает речь, делает ее немногословной, убирает всякое желание особо одеваться, и человек начинает тяготеть к одной вещи, которую может носить постоянно, как бы ни был полон вещами его гардероб, делает человека с материальными людьми не любопытствующим, не находящим темы для материальных разговоров, делает человека неприхотливым к еде, не реагирующим на чужой гнев, не вовлекающимся ни в какие игры и роли, не интересующимся никакими посулами материального мира, не интересующимся никакими материальными событиями, материальными открытиями, материальным искусством и любым творчеством, ничем не восхищающимся, но во всем уже не видящим людей, но только присутствие и работу Бога Кришны. Что касается прямолинейности, то это качество материальное. Он не собирается никому ничего прямолинейно говорить, ни за, ни против, ибо понимает все, что происходит в материально мире, как работу Бога и никому ни на что не открывает глаза, никого не пытается прямолинейно наставлять или учить, не входит в диспуты, где люди говорят друг другу, что думают, не защищает ни правых, ни виновных… прямолинейность никак не может быть качеством преданного, как и излишняя правдивость. Он понимает, что каждый у Бога имеет право на свою жизнь, свое мнение, свое решение, и это не выставляет на общее обсуждение и обзор.

 

 

Следовать принципу ахимсы - значит не мешать ни одному живому существу в его развитии. Никто не должен думать, что, поскольку духовную искру нельзя убить, даже если убить тело, то это дает нам право убивать животных и наслаждаться их плотью.

 

БОГ: ахимса – не причинение насилия. Это качество достаточно распространенное в материальном мире. Через него люди часто решают свои материальные проблемы, насилуя или подчиняя волю других и физически непосредственно воздействуя на человека, и через угрозы, и через свою власть или положение как на работе, так и в семье, также пытаются управлять другими через подкуп суда, правоохранительные органы, через денежные вознаграждения, через шантаж, через лжесвидетельство и прочие изысканные методы в материальном существовании. Преданный Бога Кришны, живя в материальном мире, также может быть искушен Богом, также Бог может давать ему тот мыслительный процесс, который подсказывает ему, каким образом можно подчинить себе волю другого человека, заставить его проявить себя так, как угодно преданному, как повлиять через посулы материального мира или личное вознаграждение… Но преданный, будучи слугой Бога Кришны, понимающий, что за всем стоит Личность Бога, что Бог Кришна все Знает и может наказать, непременно должен всегда такие ситуации пытаться в себе и контролировать и также просить в них помощи Бога, если сам немощен и не может решить тот или иной вопрос своего материального существования. Также, преданный всегда должен устремляться к отрешенности от материальных благ и на основании этих качеств не вовлекаться в подобные игры и роли, которые тем или иным образом могут насиловать волю другого человека с целью обладания материальными благами лично или с целью помочь своим близким родственникам.

 

 

 Сейчас люди пристрастились есть мясо животных, несмотря на то что у них вполне достаточно зерна, фруктов и молока. У людей нет никакой необходимости убивать животных. Это касается каждого. Если нет другого выхода, то человеку дозволяется убить животное, но совершив обряд жертвоприношения. В любом случае, когда пищи вдоволь, люди, желающие достичь духовного совершенства, ни в коем случае не должны совершать насилие над животными.

 

 

БОГ: Поедание мяса животных в материальном мире есть грех, который сопутствует всегда материальное существование. Материальный человек стоит на той ступени своего материального и духовного развития, где запретить человеку питаться мясом не возможно, ибо это считается естественным продуктом питаний людей, которые еще не привлечены к преданному служению, а только идут Волею Бога по пути развития материальных и духовных качеств средствами материального мира через путь сансары, через путь страданий и преодолений. Но чтобы человек выдержал те страдания, потрясения, потери, чтобы был заинтересован в своем труде, в общении с другими, чтобы мог решать вопросы своего материального существования, его необходимо поддерживать и в некотором роде наслаждать именно пищей, деликатесами,  мясом, что воодушевляет человека, делает его достаточно активным, более сосредоточенным и более легко входящим в материальные развивающие игры и роли. Поэтому Бог дает на невысоких ступенях материального развития людям есть мясо, и этот путь наслаждений защищает. Но поедание плоти живых существ непременно сопряжено с их убийством или насилием. Поэтому материальный мир, который удовлетворяет чувства за счет жизни других живых существ, греховен, как те, кто убивает живые существа, так и те, кто своим поеданием их плоти, этот процесс убийства поддерживает и оплачивает. Ступень преданного служения есть тот уровень развития человека, когда такого рода насилие и такого рода наслаждение чувств преданному запрещено, и в этом уже отпадает всякая необходимость, ибо преданный уже менее вовлекается в материальные игры и роли, не привлекается посулами материального мира, не стремится привязываться к источнику наслаждения чувств, как и постепенно Волею Бога теряет всякий интерес к пище животного происхождения и легко удовлетворяет чувства пищей растительной. Убийство животный преданными Бога Кришны с целью провести обряд жертвоприношения Богу Кришне есть запрещенный акт, никак не оправдывающий ни убийство животного, ни поедание его плоти, есть то, что в современном мире категорически непозволительно делать преданным Бога Кришны.

 

 

 

 Истинная ахимса обязывает человека не препятствовать эволюции других живых существ. Животные также поднимаются по эволюционной лестнице, переходя из одной формы животной жизни в другую, и, убивая животное, мы мешаем его развитию. Если животное находилось в своем теле какое-то количество дней или лет, но затем было убито, ему придется снова получить то же самое тело, чтобы закончить положенный срок пребывания в нем и лишь затем перейти в другую форму жизни. Поэтому мы не должны мешать развитию животных только ради удовлетворения прихотей собственного языка. Это называется ахимсой.

 

 

 

БОГ: На самом деле никто не может препятствовать развитию живых существ и их подъему по лестнице своего материального развития. Как бы человек себя не проявлял по отношению к другим живым существам, он действует всегда в рамках своей ступени материального и духовного развития, в рамках своих качеств, в рамках своей кармы и непременно в рамках кармы того живого существо, на которое и направлены деяния человека. Всеми процессами в материальном мире Управляет Личность Бога; и если живое существо убито, то такова его личная карма, и это живое существо непременно скоро получит новое рождение в этом же виде или в другом и таким образом не будет нарушено его развитие. Но  тот человек, который убивает это живое существо и действует в пределах своих низких качеств и в себе проявляет полное согласие на убийство живого существа с той или иной целью, этот человек непременно совершает греховное деяние и будет соответственно наказан, и в этом не должно быть сомнений.

 

 

 Сатйам. Это слово значит, что истину нельзя искажать ради достижения корыстных целей. В ведических писаниях иногда встречаются трудные для понимания места. В этом случае их смысл должен разъяснить опытный духовный учитель. Таков путь постижения Вед. Слово шрути значит «слушать сведущих людей». Мы не должны интерпретировать писания так, как это выгодно нам.

 

 

БОГ: Правдивость преданного не имеет особого отношения к искажению смысла Святого Писания. Эти искажения не преднамеренные, но происходят вследствие недобросовестного изучения их и восприятия духовными наставниками. Преданные достаточно доверчивы к таким духовным учителям, и многие их трактовки святых текстов, считают последней истиной, и слово в слово эти пояснения и распространяют между собой, им следуя, их считая абсолютными знаниями, через них преломляя свой мыслительный процесс, начиная на этих неистинных знаниях строить и свои спекуляции, в итоге отходя от Слова Бога Кришны, противореча Ему и на самом деле запутываясь в совершенных знаниях в такой степени, что не могут соединить здесь концы с концами, и, где не соединяется, там домысливают. Это все ошибочные человеческие процессы. Ни есть намеренный процесс введения  других в заблуждение. Но если говорить о правдивости, то это, скорее всего, житейская правдивость, где человек  не очень хорошо понимает, что ему можно другим о себе и своей семье или ситуации говорить, а что лучше сокрыть. Правдивость преданного должна быть в том, чтобы не оголять себя, как есть, перед другими, ибо личная жизнь каждого человека не должна быть излишне обозрима. Но говорить правду надо там и в том, где  будет причинен вред молчанием или ложью другому человеку, где не будут ущемлены интересы других людей, также нельзя выдавать тайну другого человека, не откровенничать о том, что касается других людей и есть дело их личной совести, нельзя предавать и здесь правду иногда надо сокрыть, предоставив вопрос Богу, нельзя правдой человека и бить, нельзя человека упрекать правдой, нельзя правдой защищать грех другого человека, нельзя правдой спекулировать… Преданный должен быть очень разумен в правде, должен буквально чувствовать в себе, что можно сказать, а что Бог запрещает. Также преданные высокой ступени могут замечать, что во время разговора с другим человеком, когда он, преданный, хочет что-то сообщить этому человеку, то в момент, как только преданный уже пытается сказать или вдохнул воздух чтобы открыть рот, то в этот момент его собеседник как бы его опережает и говорит о своем и говорит так, что буквально и местечка не остается преданному чтобы вставить хоть слово… это увидев, преданный тотчас должен понимать, что то, что он готовился сообщить, это говорить нельзя или не время, не будет полезно или не будет услышано… Т.е. преданный находится на такой связи с Богом Кришной, что хорошо понимает в себе Волю Бога и в разговоре, также и в делах, где Бог как замедляет события или вклинивает в них другие обстоятельства, отводящие на время то, что решил предпринять преданный…  Будучи внимательным в себе, преданный может увидеть такое Управление Бога в себе постоянно и понять, что все происходит в нем под Управлением, автоматически и невозможно противостоять, невозможно ни то сделать или ни то сказать. И все эти пожелания качеств также выполняться в преданном начинают автоматически…  Видя это постоянно, преданный должен Бога Кришну благодарить, ибо это и есть защита, ибо это и наслаждает, ибо  это, Управление Бога, не противоречит качествам преданного и потому исполняется легко и воодушевляет на преданное служение.

 

 

 

 Существует множество комментариев к «Бхагавад-гите», искажающих оригинальный ТЕКСТ. Мы должны объяснять людям истинный смысл писания, и сделать это можно, только слушая истинного духовного учителя.

 

 

 

БОГ: Все эти ИСКАЖАЮЩИЕ ТЕКСТ комментарии Бхагавад-Гиты были даны людям по Воле Бога, но с учетом их ступени материального и духовного развития и никак не считаются авторитетными писаниями, но тем, что все же помогло комментаторам заострить внимание на некоторых вопросах Бхагавад-гиты и дать этим вопросам более строгую оценку или более приемлемое направление мыслительного процесса через обсуждение и критические замечания. Но истинные комментарии к Бхагавад-Гите приведены в Новом Святом Писании.

 

 

 

Aкродхой называют умение подавлять гнев. Даже если что-то раздражает нас, мы должны сдерживать себя, ибо, когда человек гневается, все его тело оскверняется. Гнев и вожделение являются порождением гуны страсти, поэтому тот, кто идет по духовному пути, должен уметь подавлять в себе гнев.

 

 

БОГ: На самом деле преданный должен понимать, что подавление гнева есть работа иллюзорных энергий Бога, которые создают у человека состояние борьбы и преодоления гнева. На самом деле этот вопрос в человеке решает только Личность Бога Кришны и только через путь длительного и старательного преданного полноценного служения. Именно в этом процессе человек начнет видеть, что гнев перестанет его посещать, вообще отступится, и в любой даже самой напряженной ситуации в человеке будет присутствовать штиль или полная невозмутимость. Также и бесстрашие в любой ситуации, даже самой непредвиденной и неординарной. Человек будет в себе во всех вопросах как полагаться на Бога автоматически, вверяя себя Богу Кришне, если ничем и никак не сможет повлиять на ситуацию, на другого человека, на то событие, которое не ожидал… Точно также человек вообще забудет, что есть такое вожделение и как можно вожделеть по вещам материального порядка. Но если возникают все же те вещи, где есть желание, чтобы все получилось, связанные с бытом человека и решением вопросов именно этого направления, то такой преданный, имея в себе все тот же штиль, просто уповает на Бога Кришну и другие чувства его не посещают.

 

 

 Слово апаишунам значит, что человек не должен искать недостатки в других или без нужды делать людям замечания. Разумеется, назвать вора вором -  не значит искать у него недостатки, но, назвав вором честного человека, мы нанесем ему тяжелое оскорбление, которое станет помехой для нашего духовного развития.

 

 

БОГ: апайшунам – отказ от поиска недостатков в других людях. Надо понимать, что все люди стоят, каждый, на своей ступени материального и духовного развития и, Управляемые Богом Кришной, могут проявлять и отрабатывать качества только своей ступени, как и извлекать из этой ступени только то, что соответствует этой их ступени: опыт, практики, качества более высокого порядка. И пока душа полностью все не извлечет, все уроки не пройдет, и все, что запланировал на нее Бог Кришна, не осилит, она на более высокую ступень материального и духовного развития подняться не сможет. Каждый на свой путь и свои качества на своей ступени как запрограммирован. Это есть непременно путь развития. И на каждой ступени каждый проявляет те качества, до которых дорос, которые принял, которые для человека естественны и которые пока поддерживаются Богом до того времени, когда надо будет вовлекать в новые игры и роли и таким образом поднимать на более высокую ступень материального и духовного развития данное живое существо, где оно вновь Волею Бога будет все извлекать, как свой опыт, и качества, и убеждения и понимания, и т.д.. Поэтому каждый человек предстает пред преданным в момент своей ступени, проявления своих качеств, от которых человек отказаться сам не может. Но над ним работает Личность Бога, и в свое время будет далее поднимать и вновь и вновь. Осуждать человека, во всяком случае преданному, который знает, что идет над другим работа Бога Кришны, и все, что он видит, есть еще полуфабрикат, нельзя. Ибо Бог работает абсолютно, Бог работает над каждым и труд Бога не обсуждается.

 

 

 

 Хри значит, что человек должен быть очень скромным и не делать ничего предосудительного.

 

 

БОГ: Скромность преданного тоже не есть заслуга самого преданного. Как бы он ни старался, но это качество дает ему только Личность Бога и только в пути долгого, старательного преданного служения. Скромность Бог развивает и на подступах преданного служения через условия материального мира, давая человеку те условия жизни и то окружение, где человек будет приучаться не претендовать на власть, славу, богатства, где будет еще в материальном существовании осознавать, что все преходяще, временно, ничто не сохраняется и ничто по сути люди не восхваляют, ибо знают всему цену. В преданном служении скромность материальная именно через изучение Слова Бога, будет переходить в понимание, что человек сам по себе ни причина своих успехов, ибо все, что достигает человек, есть, прежде всего, работа Бога над ним, постоянная помощь Бога и постоянное Управление Бога Своим творением. Так что приписывать себе те или иные заслуги человек, преданный, уже автоматически не может, не может и радоваться никаким своим успехам даже в преданном служении, на все смотря равно, не возвышая ни себя ни других мыслью, во всем в себе благодаря Бога Кришну, и во всем ища прибежища только у Того, Кто Знает, Кто Управляет, Кто Милостив, Кто всегда помогает. Так видящий и мыслящий преданный  и будет естественным образом и скромен, ибо его скромность есть знание Кто за всем стоит и ничего себе не припишет.

 

 

 

 Aчапалам, решимость, проявляется в способности человека не огорчаться и не отчаиваться, когда его постигает неудача. Какие-то наши попытки могут закончиться поражением, но это еще не повод для того, чтобы расстраиваться. Невзирая на неудачи, нужно терпеливо и настойчиво двигаться по избранному пути.

 

БОГ: ачапалам – решимость, устойчивость, непоколебимость – эти качества могут быть у преданного в самом начале преданного служения, как настрой преданного на преданное служение. Далее преданный вовлекается в этот процесс служения Богу Кришне автоматически необратимо. И такое качество уже становится не его усилием или усердием, а его сутью, его частью тела, его основным мыслительным процессом и образом жизни. Ибо это качество в нем осуществляет уже Личность Бога Кришны и направлено это качество может быть только на преданное служение Богу Кришне.

 

 

 

Употребленное здесь слово теджас относится к кшатриям, которые должны быть физически сильными для того, чтобы уметь защищать слабых. Они не должны полностью отказываться от насилия. Там, где насилие уместно, к нему следует прибегать. Однако человек, способный обуздать своего врага, при определенных обстоятельствах может прощать людям незначительные провинности.

 

 

БОГ: теджас – сила, энергичность. Это качество не может быть необходимым преданному в преданном служении. Ибо и силу и энергичность преданному в преданном служении дает только Личность Бога Кришны согласно Воле и Плану Бога на человека. В материальном мире это качество не очень чистое, дает человеку иллюзорное понимание о себе и своих возможностях. Но на некоторых ступенях развития такое качество давать человеку допустимо, и это тоже может способствовать его материальному и духовному развитию. Но также это то качество, которое часто мотивирует на высокомерие, на насилие, на гордыню, на избранность, на высокое о себе мнение и поругание других. Т.е. это те качества в материальном мире, через которые многие грешат и таким образом достигают последствия греховной деятельности в виде слабости, вялости, зависимости, ущербности тела  и пр. Для преданного эти качества не столь важны и их особо в себе развивать не следует. Ибо все, что необходимо преданному в преданном служении и чтобы его осуществлять безгрешно или без большого греха, дает преданному Личность Бога Кришны. Каждый преданный должен знать в преданном служении и слабость тела, и отсутствие особо энтузиазма, и преодоление лености, и чувство зависимость от материального мира и других людей. Все вместе должно быть естественно, достаточно преодолимо, в свою меру и с положительными результатами преданного служения в итоге.

 

 

Шаучам - это чистота. Чистыми должны быть не только наши ум и тело, но и поступки. Это требование прежде всего относится к людям, занимающимся коммерцией, которые не должны участвовать в махинациях на черном рынке.

 

 

БОГ: Шаучам – это чистота, или, лучше сказать, очищение своего существования, ибо полной чистоты преданный Бога Кришны никогда не достигает ввиду несовершенства качеств. Чистый только Личность Бога Кришны. Но чистота  также не может быть как-то развита в себе преданным. Это только и единственно путь преданного служения Богу Кришне, который автоматически начинает очищать преданного через все его проявления в материальном мире и преданном служении. Бог очищает через длительное и старательное преданное служение мыслительный процесс, делая его очень ограниченным и направленным только на Бога Кришну и не рассуждающим особо много ни на темы материального мира ни о Боге Кришне, но в пределах Святого Писания. Также, человек очищается своей речью, становится немногословен и в речи уже не допускаются длительные обсуждения тех или иных материальных вопросов, как и не обсуждаются и не осуждаются другие люди и их поступки; также человек очищается через карма-йогу, полностью посвящая процесс труда и плоды труда Личности Бога Кришне, также человек очищается через изучение Святого Писания и следование в нем Слову Бога Кришны. Также человек очищается через ограничения и отказ от внешних материальных наслаждающих объектов, через постоянное поклонение Всевышнему, через добродетель, через контроль желаний и чувств. Все это происходит постоянно, автоматически, под Управлением Бога Кришны.

 

 

 Нати-манита, отсутствие стремления к почестям, - качество, которым должны обладать шудры, рабочие (представители низшего сословия в ведической социальной системе). Они не должны стремиться занять более высокое положение и добиваться почета. Им следует довольствоваться своим местом в обществе. Долг шудр - почитать представителей высших сословий, поддерживая таким образом в обществе порядок.

 

 

 

БОГ: В современном мире Бог запрещает разделение людей по  виду их деятельности, по рождению, по образованию, ибо только Бог Знает истинную ступень материального и духовного развития каждого. Вращаясь в круговороте сансары, Волею Бога все проходят самый разный опыт материального существования и каждый имеет опыт самых разных направлений материальной деятельности.  Что касается почестей, то это есть условность материального мира, мотивирующая материальных людей на ту или иную деятельность, что способствует развитию человека и также помогает человеку подниматься на более высокую ступень своего материального и духовного развития. В материальном мире Бог это устремление к почестям дает и поддерживает, как условность материального мира. Но касательно преданных… Это качество недопустимо ни для какой ступени развития преданного служения. Поэтому Бог запрещает сравнивать преданных между собой в плане их духовного развития, запрещает отличать между собой  ни преданного, который десятки лет занимается преданным служением, ни того, кто пришел в преданное служение только сегодня. Ибо только Бог Знает, кто и на какой ступени материального и духовного развития стоит.

 

 

Все эти двадцать шесть качеств являются трансцендентными. Их следует развивать в себе в зависимости от того, какое место мы занимаем в обществе и каким делом занимаемся. Если все люди будут сознательно развивать в себе эти качества, то, несмотря на неизбежные материальные страдания, со временем они смогут подняться на высшую ступень духовного самопознания.

 

 

БОГ: Все перечисленные качества следует рассматривать только касательно преданных. Только о преданных в этом плане может идти речь. В современном материальном мире относительно материального человека другие работают законы и другие причины, которые эти качества поддерживают и проявляют. Что касается преданных, то те качества, которые им необходимо развить, никак не могут быть развитыми усилиями самих преданных, ибо они и не знают, как их в себе развивать. Это работа только Личности Бога Кришны над каждым и только вследствие долгого и старательного преданного служения. А в материальном мире Бог эти качества дает применительно к материальному миру и в нем использованию. Причем эти качества человек может в материальном мире использовать и в греховных своих устремлениях, поднимая  через одни качества  качества более низкого порядка, которые потом человек и отрабатывает  последствиями греховной деятельности.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Нравится
17:05
82
© Наталия Маркова
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение