"Литературный салон" использует файлы cookies, а также собирает данные об IP-адресе, чтобы облегчить Вам пользование нашим порталом.
Продолжая использовать данный ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Правила сайта.
Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Талант от Бога! Поэзия - от дьявола? - размышления

LK***ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЛЮДЕЙ ВЛЮБЛЁННЫХ В ЖИЗНЬ. ПОЭЗИЯ***LK

Талант от Бога! Поэзия - от дьявола? - размышления
 это  итог  размышлений  авторв много мудрого и интересного  прошу  высказывать  своё  мнение - мысли -чувства!
 
 1. Если хочешь писать красиво, пиши, как царь Соломон, но будь изящней Соломона.
А не можешь, молись...
2. Если хочешь писать мудро, пиши, как царь Экклесиаст, но будь мудрей Экклесиаста.
А не можешь, молись...
3. Если хочешь писать покаянно, пиши, как царь Давид, но будь покаянней Давида.
А не можешь, молись...
4. Если ты не приёмник или приёмник, настроенный на частоту сигналов, которые посылает плоть, не пиши вовсе, а молись...
5. Если не можешь писать так, как перечислено выше, то не пиши, не соблазняй ближнего своего на осуждение или подражание. Помни: «Горе миру от соблазнов; ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мтф. 18:7)

И, может быть, тогда, твой талант, данный Богом, принесёт Ему десять талантов...
 
 
 
 
 
 последняя часть автора Игорь Козлова-
 
 
 
 
 V .         Два пути к Богу

           Прежде чем начать разговор о двух путях человека к Богу, давайте вспомним ещё одну евангельскую притчу о возвращении блудного сына.
« Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. 13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. 20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. 22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. 25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? 27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. 31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Лк. 15:11)

              Путь первый.
    Это путь старшего сына. Недаром, что он и был старшим, то есть более мудрым, чем младший сын. Он от рождения и (теперь мы понимаем), что и до конца дней своих не оставлял отца и верно служил ему. Это путь святых подвижников и праведников. Это путь Сирафима Соровского, Иоанна Кронштадского, Иоанна Крестьянкина, Павла Груздева, Александра Солодовникова... Чтобы перечислить их всех, места не хватит и на пяти листах.
И не случайно, последним в своем перечисленном ряду я назвал Александра Солодовникова, претерпевшего муки ада в 19-ти летнем пребывании в сталинских лагерях, впрочем, как и Иоанн Крестьянкин и Павел Груздев, просто Александр Солодовников известен многим ещё и как православный поэт. А нас с вами именно этот факт в большей степени и интересует.
           Александр Александрович Солодовников родился 1893 году в Москве. В 1914 году после получения повестки в армию он пишет такое стихотворение:

Malbrouk s`en va-t-en querre,
И ветер дует попутный.
Ах, дайте мне только веру,
Что это лишь сон минутный.
Ах, дайте мне только веру,
Что я еще дом узрею,
Malbrouk s`en va-t-en querre,
И парус ползет на рею...
Malbrouk s`en va-t-en querre,
Гремя, упало забрало.
Ах, только б мою галеру
Надежда не покидала.
Ах, только б мою галеру
Лишить щитов и тарана.
Malbrouk s`en va-t-en querre,
И молится у капелана.
Malbrouk s`en va-t-en querre,
И лязгает меч угрюмо,
Ах, уголь, селитру и серу
Стащить бы в море из трюма.
Ах, уголь, селитру и серу
Отдать за рыбачьи сети...
Malbrouk s`en va-t-en querre,
И в гавани плачут дети..."

     Очень талантливо в образной поэтической форме поэт выражает своё отношение к войне.  Далее по жизни Александра Солодовникова преследуют нескончаемые несчастья: смерть близких людей, аресты. Не сломленный этими испытаниями Александр Солодовников живёт и выживает верой в Бога. Надо сказать, что будучи человеком одарённым и талантливым (он пишет стихи, рассказы, музыку, исторические очерки, пьесы, поёт, аккомпанируя себе на фортепиано), Александр Солодовников не относится к поэзии, как к главной своей миссии и задаче. При его жизни были опубликованы только его детские стихи, посвящённые своей дочке Мариночке.  Основное жизненное кредо Александра Солодовникова – нерушимая вера в Бога и соблюдение Господних Заповедей. О своей жизни он лишь изредка выражается  в стихах:

 "Решетка ржавая, спасибо,
Спасибо, старая тюрьма!
Такую волю дать могли бы
Мне только посох да сума.
Мной не владеют больше вещи,
Все затемняя и глуша.
Но солнце, солнце, солнце блещет,
И громко говорит душа.
Запоры крепкие, спасибо!
Спасибо, лезвие штыка!
Такую мудрость дать могли бы
Мне только долгие года.
Не напрягая больше слуха,
Что б уцелеть в тревоге дня,
Я слышу все томленье духа
С Еклезиаста до меня.
Спасибо, свет коптилки слабый,
Спасибо, жесткая постель,
Такую радость дать могла бы
Мне только детства колыбель.
Уж я не бьюсь в сетях словесных,
Ища причин добру и злу,
Но в ожиданье тайн чудесных
Надеюсь, верю и люблю".

       Последние четыре строчки этого стихотворения лучше всего показывают отношение поэта к поэзии: «Уж я не бьюсь в сетях словесных, Ища причин добру и злу, Но в ожиданье тайн чудесных
Надеюсь, верю и люблю», - для поэт вопрос решён и тема закрыта: есть Бог, и есть Его Слово, и есть Его Истина, и всякие прочие поиски – бессмысленны, надо просто Верить и Любить. И любовь Александра Солодовникова не показная, не показушная, а искренняя, любовь, несущая благодарение Творцу за всё, в том числе и те муки, которые поэт несёт во имя во славу Господа.
После отбывания срока изгнания в Магаданской области и возвращения в Москву, Александр Солодовников, уже претерпевший все мытарства и злоключения, дарованные судьбой, пишет:
"Смотреть на мир - как это много!
Какая радость без конца!
Смотреть на мир и видеть Бога,
Непостижимого Отца.
По вере жить - как это много!
Не уклоняясь от креста,
По вере жить и славить Бога,
За нас распятого Христа.
В молитве быть - как это много!
Встречать сердечную весну.
В молитве быть и слышать Бога -
Святого Духа тишину."

    Обратите внимание, что в этих строках уже нет Александра Солодовникова, как личности и поэта, в них есть только радость человека, познавшего Бога, растворившегося в нём и растворившего Его в себе. В 1974 году Александр Солодовников скончался. А его стихи начали публиковать в период перестройки, начиная с 1989 года...
И я приведу одно из них:

ГОСПОДИ, СЛАВА ТЕБЕ!

Дивным узором цветы расцвели,
Господи, слава Тебе!
Благоухает дыханье земли.
Господи, слава Тебе!
Неугасимые зори горят.
Господи, слава Тебе!
Коростели за рекою кричат.
Господи, слава Тебе!
Ясные реки звенят в тишине.
Господи, слава Тебе!
Длинные травы струятся на дне.
Господи, слава Тебе!
Птицы поют в тайниках своих гнезд,
Господи, слава Тебе!
Вечность мерцает в сиянии звезд,
Господи, слава Тебе!
Светлой грядою встают облака.
Господи, слава Тебе!
Чаша небесная дивно легка.
Господи, слава Тебе!
Дети уснули, набегавшись днем.
Господи, слава Тебе!
Ангелы их осенили крылом.
Господи, слава Тебе!
Все успокоено, гаснет окрест.
Господи, слава Тебе!
Но не погаснет над церковью Крест.
Господи, слава Тебе!

    И теперь хочу обратить ваше внимание на другое. Данное стихотворение к разряду поэзии уже никак не относится, если конечно, не заниматься словесной эквилибристикой.
Это стихотворение – крик души верующего человека, живущего Любовью и готового отдать жизнь за Христа. Не покаянное состояние поэта видим мы, а благодарственное, что в стихах встречается значительно реже. Такие стихи мог написать только человек, претерпевший муки и лишения, и  познавший Бога...
Это – путь. От ощущения веры – к вере, когда поэзия ставит свою последнюю точку. Потому что поэзия – не главное, поэзия – это другой путь, более рассчитанный на людей неверующих. Поэзия в  своей собственной значимости способна жить и существовать уже без автора. Но, последнее мною приведённое стихотворение, существовать без автора не может, потому что в контексте этого стихотворения важно знать, кто был автор, какой он прошёл путь и почему он мог заявлять так: «Господи, слава Тебе!» - через каждую строчку.
Здесь Александ Солодовником может быть сравним с ветхозаветным Иовом, праведником и страдальце м за Господа. Данное стихотворение, произнесённое артистом или чтецом с подмостков эстрады, вызовет неприятие и недоверие, потому что апостол говорит: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых, - сила Божия» (Пер..посл. Кор. 1:18).

Путь второй.

Это путь младшего сына, которого знают все, как блудного. Он ушёл от отца в далёкие края, там растратил всё, чем его наделил отец, но потом, одумавшись, вернулся. Это путь большинства поэтов. Цитата из книги М.М. Дунаева «В горниле сомнений»: «Мы должны осознать: в личности и творчестве великого художника обострённо и ярко могут быть выявлены те дурные свойства натуры человека, которые в прикровенном виде существуют и в нас же. Человек чаще узнаёт грех в другом человеке, если имеет такой грех в себе самом. Я могу, в силу собственной слабости или боязни, не догадываться о своей порабощённости этому греху, но как только я узнал его в другом — я познал его и в себе. Когда мы трезво распознаём грех в творчестве и в жизни великого художника не для осуждения его, но для осуждения себя, — тогда мы получаем несомненную духовную пользу от общения с литературой». Наверное, снова было бы правильно начать с Александра Сергеевича Пушкина, как первого и самого яркого представителя поэтического фронта борьбы между светом и тьмою, тем более, что он всем последующим творчеством и самою жизнью доказал, что он вернулся к Отцу Небесному. Но перелестнём историю в «Серебряный век».  И для примера возьмём жизнь великого русского поэта Сергея Есенина. Его жизнь и творчество исследованы досконально, так что ничего нового добавить уже нельзя. Но нам никто не запрещает рассматривать его творчество и жизненный путь, как путь блудного сына.
    Родился Сергей Александрович Есенин в 1895 году и был наречён этим именем в честь Сергия Радонежского. Его дед по отцовской линии был верующим человеком и даже собирался уйти в монастырь, поэтому их семью называли «монахи». Бабушка Сергея Есенина так же была человеком верующим и всегда давала приют странникам и богомольцам, любила петь. Когда мать будущего поэта ушла ль мужа, Сергей Есенин остался жить с её родителями, которые тоже были людьми набожными. Маленький Сергей Есенин очень любил бывать в доме сельского священника Иоанна Смирнова, любил церковные службы, пономарил, помогал отцу Иоанну в алтаре. И сам Сергей Есенин, как и его отец, пел в церковном хоре. Так получалось, что с раннего детства Сергея Есенина окружали сплошь верующие люди, учили и воспитывали по евангельским заповедям. И, казалось бы, путь его был обозначен, - это путь православного подвижника:
                                    Пойду в скуфье смиренным иноком
                                    Иль белобрысым босяком -
                                    Туда, где льется по равнинам
                                    Березовое молоко.

И вот в 1912 году Сергей покинул родной дом и уехал в Москву. Ему 17 лет. Он очень красив и очень талантлив. Копна золотых волос и голубые васильковые глаза. И он очень хотел добиться признания на поэтическом поприще. Вот что тогда писал Сергей Есенин своему другу Грише Панфилову: "...в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу много для меня нового... Христос для меня совершенство. Но я не так верую в Него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято... как в образец в последовании любви к ближнему". И стихи Есенина этого периода чистые, идущие от сердца:
     Вьюга на 26 апреля 1912 года
     Что тебе надобно, вьюга,
     Ты у окна завываешь,
     Сердце больное тревожишь,
     Грусть и печаль вызываешь.

     Прочь уходи поскорее,
     Дай мне забыться немного,
     Или не слышишь - я плачу,
     Каюсь в грехах перед Богом.

     Дай мне с горячей молитвой
     Слиться душою и силой,
     Весь я истратился духом,
     Скоро сокроюсь могилой.

     Пой ты тогда надо мною,
     Только сейчас удалися,
     Или за грешную душу
     Вместе со мной помолися.

К сожалению, после 1917 года, духовное помрачение, охватившее в то время большинство русских людей, коснулось и Сергея Есенина. Революционные события он принял, как путь к духовному обновлению. Сказалось влияние Александра Блока и Александра Белого.
В 1919 году организуeтcя общество имажинистов (от слова «образ», их лозунг: «образ - самоцель»), к которому примкнул Есенин. По существу, он был чужд этой компании, часто его просто использовали как источник заработка на всех (он был очень популярен). Тогда же Есенин приучился много пить, стал сквернословить и хулиганить. Он решил, что в то время отстоять себя наибольший шанс давала работа в группе с наибольшей скандальностью. Потом все это обернется для него очень скверно, а пока для него это была игра: «гусей хочется подразнить». Пьяные кутежи, скандалы, драки – это был их образ жизни.
И похабничал я, и скандалил,
Для того, чтобы ярче гореть.
     А дальше Сергей Есенин окончательно запутывается и вязнет, как в революции, так и в окружающем его мире. Он мучается и страдает, но ничего поделать не может, ибо Есенин всё дальше уходит от Бога:
... я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
                                                             Куда несёт нас рок событий...
      А дальше – больше. Вот как богохульник Мариенгоф вспоминает о богохульстве Есенина: "Чай мы пили из самовара, вскипевшего на Николае-угоднике: не было у нас угля, не было лучины — пришлось нащипать старую икону, что смирнёхонько висела в углу комнаты". - Не нужно тешить себя иллюзиями, будто подобное проходит бесследно и не сказывается в судьбе.
Сам Есенин не без горечи признавался:

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
    Разгул обернулся не только тягой к смерти, но и страшною для поэта неспособностью к любви, к полноте эмоционального мира. В этот период снижается и качество стихов Есенина. Он скатывается до откровенной пошлости, «кабацкой» лирики. И последний всплеск Есенина  «Чёрный человек», звучит, как исповедь на смертном одре, как печальное подведение итога. А "...печаль мирская производит смерть " (2 Кор. 7,10). Итог ясен. Остаётся вопрос: вернулся ли блудный сын к Отцу? Вернулся. Через скорбь и страдания, приняв смерть невинно убиенного... И второй вопрос, который волнует нас: напрасно ли было всё это? Нет, не напрасно. На его примере, на пути его греха мы должны увидеть грехи свои, чтобы избежать повторения. И вовремя задуматься и вовремя остановиться. Но есть ещё один вопрос: кто нам более дорог и близок, как поэт, Есенин или Солодовников? Наверное, каждый скажет, что Есенин. Почему? Потому что он ушёл от Бога в мир поэзии и через свои сомнения и страдания создал для нас целый мир, в котором мы можем увидеть свою душу. Он сделал это ценой жизни, и мы благодарны ему за это. А Солодовникову мы благодарны за то, что он совершил христианский подвиг, минуя поэзию...
  Итак, есть два пути у того, кто получил от Господа талант творить поэзию. Путь первый – пройти греховным путём и сгореть на костре своего греха так, чтобы пламя костра отразилось в зрачках каждого, проникло в душу любого, и чтобы каждый увидел бревно в глазу своего ближнего и ужаснулся, и заглянул к себе внутрь, и обнаружил то же, и раскаялся и пришёл к Богу. И путь второй – пройти путём праведным, посвятить жизнь Богу и в конце жизни воскликнуть: «Господи, слава тебе!». А третьего пути не дано. Тот, кто зависает где-то посередине, должен знать, что всецело служил дьяволу...
VI. Заключение

«Тот, кто сознательно приобрел в себе Бога, дающего людям знание… собрал весь плод пользы от чтения, и более уже  не будет нуждаться  в чтении книг…» — говорил преподобный Симеон.
«Россию погубила русская литература...» - писал Розанов...

VII. Рекомендации для приёмников

А от себя хочу добавить:
1. Если хочешь писать красиво, пиши, как царь Соломон, но будь изящней Соломона.
А не можешь, молись...
2. Если хочешь писать мудро, пиши, как царь Экклесиаст, но будь мудрей Экклесиаста.
А не можешь, молись...
3. Если хочешь писать покаянно, пиши, как царь Давид, но будь покаянней Давида.
А не можешь, молись...
4. Если ты не приёмник или приёмник, настроенный на частоту сигналов, которые посылает плоть, не пиши вовсе, а молись...
5. Если не можешь писать так, как перечислено выше, то не пиши, не соблазняй ближнего своего на осуждение или подражание. Помни: «Горе миру от соблазнов; ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мтф. 18:7)

И, может быть, тогда, твой талант, данный Богом, принесёт Ему десять талантов...
 
Нравится
16:35
© ЛЮДМИЛА КИЧИГИНА
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
4. Если ты не приёмник или приёмник, настроенный на частоту сигналов, которые посылает плоть, не пиши вовсе, а молись..

Интересная статья…
Но выделил я всего одно… Что меня зацепило…
Плоть не может посылать сигналы чтоб писать!..
Потому что Плоть это всего лишь одежда для Души.
Разве может костюм или платье посылать сигналы?
Плоть,-ничто! Душа,-всё!
Плоть временна и тленна, а Душа вечна!
«Нам жизнь навязана; ее водоворот
Ошеломляет нас, но миг один — и вот
Уже пора уйти, не зная цели жизни,
Приход бессмысленный, бессмысленный уход!»
Омар Хайам

Сигналы посылает только Душа! Или кто-то из астрально-ментального мира, который хочет озвучить свою информацию.
И от того, какая Душа у человека(тёмная или светлая) и от того кто из другого мира передаёт сигналы(друг или враг человечества),-зависит какая поэзия получается.
Душа неразрывно связана с Богом. И значит Бог знает, какие стихи человек пишет. И соответственно ставит свою «оценку»!
Спасибо, Людочка, за твою работу!
С теплом, Влад.

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение