Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Homo ludens: сиюминутное

Homo ludens: сиюминутное

Смотрю временами отдельные фрагмены происходящего в России чемпионата мира по футболу, а особенно, - на лица игроков и болельщиков проигравших команд с глубоким со-переживанием тому, что для большинства из них эта игра - давно уже не игра, и даже не стиль жизни, но - сама жизнь. И как им дальше быть? Вот и...

Конечно, человек - Homo ludens (Йохан Хёйзинга), т.е. существо играющее, выдумывающее свои правила, создающие параллельную действительность, которая иногда, правда, самим человеком начинает переживаться более реальной, чем объективный мир (это и называется симулякром), превращая человека в существо заигрывающееся и заигравшееся. Последнее, например, проявляется в том, что внутри игры человек создает дополнительные игровые моменты, как дополнительную имитацию, дабы направить всю игру по своему сценарию (форма манипуляции другими игроками и зрителями, в которой зрители - тоже игроки, но со своей ролью).

Так, в футболе, как я увидела, это - специальное создание моментов для получения права на штрафные удары, симуляция боли при падении, затягивание игры в ожидании финального свистка и т.п.; в политике - это имитация борьбы (предвыборная компания многих кандидатов президенты из раз в раз проходит по такому сценарию) или даже целого события (недавний случай с Аркадием Бабченко), результат которой заранее известен.

Игра, по сути, она ведь - как бы понарошку, но - личная заинтересованность и вовлечённость способны переводить её в этот самый симулякр, в котором игра уже не воспринимается способом раскрытия индивидуальности, или способом созерцания мира и переживания через неё ладности/цельности мира (в со-сотрадании ли, в со-радовании), но - сам человек чувствует себя функцией, производной этой игры, вне которой его как бы и нет. Тем более если в этой игре предполагается борьба, каков весь спорт. И вот здесь качество симулякровости игры (насколько смысловые стены символического толсты и не поворотливы или тонки, эластичны или даже призрачны) зависит от соотношения элементов борьбы и игры.

Если игра производит осознанную имитацию какой-либо активности в отношении противника, то она - инструмент борьбы (экономической ли, политической ли, психлогической ли...) за власть, ибо происходит навязывание себя хотя бы в такой наигранной форме... Если же игра есть форма участия реальных сил (игроков, судей и зрителей), борющихся за выигрыш в ней, то игра - реальна, тогда как борьба здесь - выражение воли-к-любви в отношении себя и других в игре, переводящей борьбу в искусство, и являющей моменты высокого мастерства, а не ремесленничества. С другой стороны, именно второй вариант игры чреват возможностью заигрывания, когда жизнь вне игры перестает существовать, а воля-к-любви оборачивается все той же волей-к-власти.

Лакмусовой бумажкой качества игры становится ситуация проигрыша, её восприятие. Если проигрыш глубоко не затрагивает кого-либо, это - показатель того, что игра для него - не самоценна: она - лишь путь к получению эмоций (а их можно черпать и из другого источника) или зарабатыванию денег. Но если проигрыш затрагивает все существо, тогда здесь становтится важным, правильно ли он был пережит.

Правильно пережить проигрыш - это ощутить всей своей кожей обрушение личной игровой реальности, выпадение из неё в иное, но так же реально существующее. Или, если обрушения не произошло, но важно в этом переживании проигрыша хотя бы услышать треск игровых стен, увидеть на них трещины, из которых сквозит пусть, может, и пугающей, но - свежестью этого самого иного. Данная свежесть спасает от состояния безысходности, разочарованности, ибо она не столько длит или разоблачает надежды, сколько даёт силы на жизнь как внутри игры, так и вне, не ничтожа последнюю, а наполняя её полем личных смыслов и мощью духа...

Нравится
07:49
© Наталия Хафизова
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Замечательно, Наталия. Вот только написать это надо было не в блоге «Литературного салона», а на стадионах, где проходят игры чемпионата. А пользователей «Салона» лечить надо от другого.

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение