"Литературный салон" использует файлы cookies, а также собирает данные об IP-адресе, чтобы облегчить Вам пользование нашим порталом.
Продолжая использовать данный ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Правила сайта.
Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

НИ ДНЯ БЕЗ ПЛОХОЙ СТРОЧКИ

 

 

 

Когда на мою электронную почту пришло объявление о Международном творческом конкурсе «Ни дня без строчки», я сразу решил участвовать. Поскольку требовалось стихотворение о писательской судьбе, отправил по адресу «Черную реку» – о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Победителей ожидали денежные призы – от 1000 до 3000 рублей. Весьма впечатляла и такая строка: «Победители творческого конкурса «Ни дня без строчки» определяются решением авторитетного жюри, которое возглавляет член Союза писателей России, член Союза кинематографистов России, заслуженный работник культуры России В.А.Добрусин». 

 

Итоги конкурса подвели 27 июля. Первое место присудили стихотворению Алексея Мальцева «Последняя строка» (http://samsud.ru/archive-konkurs/tvorchesky-konkurs-ni-dnya-bez-strochki/poslednjaja-stroka.html). Естественно, я его прочел. Первым чувством, которое испытал, было удивление. Недостатков в «Последней строке» оказалось столько, что даже школьный учитель бросил бы ее в мусорную корзину. Привожу ниже свои замечания.

 

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

«Наивные думают люди, нам рифмы — как воздух, точь-в-точь….». Мысли так не оформляют (Наивные думают люди: «Нам рифмы — как воздух, точь-в-точь»). Есть другой вариант, но придется вставить слово: «Наивные думают люди, ЧТО рифмы — как воздух, точь-в-точь».

 

«нитромак». Это лекарство больше известно как нитроглицерин. Автор не объяснил значение слова (это делается после текста).

 

 

ОТСУТСТВИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЗНАНИЙ

 

«уголек сигареты». Уголек – в печи или в костре, а у сигареты – только огонек, пепел.

 

«А сердце шалит понемногу, срываясь с хорея на ямб». Ямб и хорей – это стихотворные размеры. А здесь речь идет о ритме.

 

«взлохмаченных строчек». Строки бывают короткими, длинными, понятными, непонятными и т.д., но только не взлохмаченными. Если автор имел в виду зачеркивания, исправления, то надо было в двух словах рассказать об этом в тексте.

 

«И россыпь взлохмаченных строчек соринками на листе – последнее, что ты запомнишь, когда, обгоняя восход, знакомая «скорая помощь» под окнами тормознет». Последнее, что запоминают в такой ситуации, – это боль, из-за которой вызывают «скорую».

 

«И все, что щемило годами, и прочь уносило покой, проступит на кардиограмме последней строкой». На кардиограмме всего лишь проступает сердечный ритм. А «все, что щемило годами», остается в памяти, в душе.

 

 

ОШИБКИ В РИТМЕ И РАЗМЕРЕ

 

Так сердце заноет под вечер, -/- - /- -/-

что мысли и строчки — вразброд. -/- -/- -/

Вранье, что поэзия лечит, -/- -/- -/-

скорее — наоборот. -/- -/-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог).

 

Наивные думают люди, -/- -/- -/-

нам рифмы, – как воздух, точь-в-точь… -/- -/- -/

Метафоры нет и не будет, -/- -/- -/-

с другим она в эту ночь! -/-//-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 4 и 7 слоги).

 

Дрожит уголек сигареты, -/- -/- -/-

строфа не сомкнется никак. -/- -/- -/

Дожить бы еще до рассвета, -/- -/- -/-

ведь кончился нитромак! -/- - /-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог).

 

А сердце шалит понемногу, -/- -/- -/-

срываясь с хорея на ямб —  -/- -/- -/

как будто трясется в дороге, -/- -/- -/-

где множество ям. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7).

 

Оно по-другому не хочет, -/- -/- -/-

забылось в своей маете… -/- -/- -/

И россыпь взлохмаченных строчек -/- -/- -/-

соринками на листе —  -/- -/-/ Сбой ритма.

 

последнее, что ты запомнишь, -/- -/- -/-

когда, обгоняя восход, -/- -/- -/

знакомая «скорая помощь» -/- -/- -/-

под окнами тормознет. -/- -/-/ Сбой ритма

 

И все, что щемило годами, -/- -/- -/-

и прочь уносило покой, -/- -/- -/

проступит на кардиограмме -/- -/- -/-

последней строкой. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7).

 

 

Произвести окончательный подсчет нетрудно.

 

 

Стилистические ошибки – 2.

 

Отсутствие жизненных знаний – 5.

 

Ошибки в ритме и размере – 6.

 

 

В моем произведении «Черная река» ошибок куда меньше, но его не наградили даже дипломом. Я предложил председателю жюри объяснить, почему «Черная река» хуже, но В.А.Добрусин промолчал. Что это? Нежелание показать свою безграмотность? А может, за этим скрывается намеренная подтасовка результатов? На мой взгляд, возможно как первое, так и второе. Одно я знаю точно: поощрять тремя тысячами рублей слабое произведение – это недостойно «авторитетного жюри, которое возглавляет член Союза писателей России, член Союза кинематографистов России, заслуженный работник культуры России».

 

Александр Рубис,

член Российского союза писателей,

секретарь Брянского РО РСП.

Нравится
00:38
© Рубис Александр Валентинович
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Комментарий удален
Спасибо! Далеко не все конкурсы с призами не достойны внимания. Я трижды стал лауреатом, и ни с кем ругаться не пришлось. А в конкурсах со вступительными взносами я не участвую — это действительно лохотрон.
Комментарий удален
Ну что ж, может, это и везение, но мои литературные награды заслуженные. А хамство расцветает на некоторых конкурсах, потому что никто не отстаивает свои права. Если мы не будем протестовать, то с нормальной литературой в соцсетях будет покончено. Предприимчивые подонки, что сидят в жюри, даже бумажные сборники выпускают: дескать, читайте, ребята, всякое дерьмо.

Стишок в тему — это можно сказать только с натяжкой. В длинном тексте всего один раз упомянуто сочинительство, да и то какое-то религиозное. Ну, мучается человек по причине физического недуга, и что? О Пушкине я не случайно написал: у него тоже не все гладко получалось, а проблемы, которые его окружали, тоже давили на его творческую сущность. Так что никакого преимущества у «Последней строки» нет. Кстати, соответствие теме — это всего один критерий отбора. В одиночестве он бессилен.
Комментарий удален
Ради одной похвалы весь сыр-бор? Маловероятно. Одно понятно: если жюри конкурса нечистое на руку, то версии можно рассматривать многие.

Лично меня официальная правда о Пушкине устраивает. Ведь если ставить под сомнение пушкиноведов, то неизвестно, куда можно зайти.

«Не умеете — не надо размахивать членством, лауреатством и прочими достоинствами». Если я неумелый, то вряд ли меня объявили бы лауреатом, да еще несколько раз. И членство мне дали не только за способность писать комментарии. Что касается остального, что вы рассказали про любовь, то давайте лучше прекратим разговор, иначе быстро скатимся до пошлостей и оскорблений.
19:26
Обычный «междусобойчик». Чему здесь удивляться? Добрусин, из Самары который? Есть у нас такой. Хитрый, ушлый…
Спасибо! Прошло то время, когда я удивлялся. Теперь я выражаю возмущение, и не только на «Самарских судьбах» и на этом сайте. Добрусин делает вид, что не замечает меня, но такая позиция ни к чему хорошему не приведет. Если тебя бомбят, а тебе нечем ответить, то война, рано или поздно, будет проиграна. Но мне одному драться трудновато. Буду рад, если вы станете моим союзником. Может, и Vik Starr подключится, и еще, еще кто-нибудь. Чем больше людей я привлеку, тем лучше.
Комментарий удален
А я, значит, по-вашему, обожаю набрасываться на мельницы? Зачем тогда вы писали про дележку денег и вообще про все, что происходит в застойных конкурсах? Чтобы меня проинформировать? Мне об этом рассказывать не надо, потому что для меня это не новость. А если вы не хотите поддержать таких, как я, так и скажите. У каждого свой путь. Слесарю — слесарево, кесарю — кесарево. Однако если все будут смотреть, как топят хорошие произведения и ничего не делать, то однажды наблюдатели сами окажутся на дне.
Комментарий удален
Необязательно. На поверхности может быть лодка, с которой протянут руку помощи. А утопленникам, которые на дне, уже все равно, какая компания по соседству.

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение