Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Пушкин и Православие

Пушкин и Православие

 

Вершины православной поэзии

Александр Сергеевич Пушкин


Православная поэзия и походит на мирскую, светскую, и коренным образом отличается от неё. Походит тем, что тематика её, по внешним признакам, та же самая — природа, любовь, отношения между людьми, проявления добра и зла, душевные переживания, сочувствие людям, размышления о жизни, исповедальность грехов своих и ошибок. А отличается в главном — все темы освещаются и одухотворяются благодатной энергией Истины Христовой и решаются авторами с позиции единственно возможной правды, неразрывно связанной с заповедями Ветхого и Нового Заветов. 

Открываем (на радио “Воскресение”. — Б.Е.) новую рубрику — «Вершины православной поэзии» — подборкой стихов Александра Сергеевича Пушкина. Постараемся взглянуть на них новым, духовно просветлённым взглядом. Господь да поможет нам в этом.

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

ДРУЗЬЯМ

Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.

Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.

О нет, хоть юность в нём кипит,
Но не жесток в нём дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.

Текла в изгнаньe жизнь моя,
Влачил я с милыми разлуку,
Но он мне царственную руку
Простёр — и с вами снова я.

Во мне почтил он вдохновенье,
Освободил он мысль мою,
И я ль, в сердечном умиленье,
Ему хвалы не воспою?

Я льстец! — Нет, братья, льстец лукав:
Он горе на царя накличет,
Он из его державных прав
Одну лишь милость ограничит.

Он скажет: презирай народ,
Глуши природы голос нежный,
Он скажет: просвещенья плод —
Разврат и некий дух мятежный!

Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.

ПОРА, МОЙ ДРУГ, ПОРА!..

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит 
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрём.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

ПРОРОК

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

НЕ ДОРОГО ЦЕНЮ Я ГРОМКИЕ ПРАВА...

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова.
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
                   Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...

СТРАННИК (Отрывок)

«О горе, горе нам! Вы, дети, ты, жена! —
Сказал я, — ведайте: моя душа полна
Тоской и ужасом, мучительное бремя
Тягчит меня. Идёт! уж близко, близко время:
Наш город пламени и ветрам обречён;
Он в угли и золу вдруг будет обращён,
И мы погибнем все, коль не успеем вскоре
Обресть убежище; а где? о горе, горе!»...

Побег мой произвёл в семье моей тревогу,
И дети и жена кричали мне с порогу,
Чтоб воротился я скорее. Крики их
На площадь привлекли приятелей моих;
Один бранил меня, другой моей супруге
Советы подавал, иной жалел о друге,
Кто поносил меня, кто на смех подымал,
Кто силой воротить соседям предлагал;
Иные уж за мной гнались; но я тем боле
Спешил перебежать городовое поле,
Дабы скорей узреть — оставя те места,
Спасенья верный путь и тесные врата.

ВОДЫ ГЛУБОКИЕ...

Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.

ДВА ЧУВСТВА ДИВНО БЛИЗКИ НАМ...

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как без оазиса пустыня
И как Алтарь без Божества.

ОТВЕТ МИТРОПОЛИТУ ФИЛАРЕТУ

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слёз нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнём душа палима,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.

* Рубрика на православном радио
открыта совместно с редактором
Валентиной Ефремовой

Нравится
06:25
67
© Ефремов Борис Алексеевич
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
18:54
+1

Сам Пушкин тем в России славен,
Что отделить всегда готов
Был — христианство православия,
Он от антихристов-попов!
Ведь лбом об пол не бил он рьяно,
А в Лукоморье древних лет
Хранил языческое пламя
От этих христианских бед.
И старых русских сказок жизнью,
Нас всех учил в стихах тому,
Что не достоин укоризны
Тот, кто наследует ему.
Вся жизнь Пушкина была непростым переходом от вольтеровского безбожного «свободомыслия» к истинному пониманию Христовой веры и ее дочери — Церкви (то бишь «антихритов-попов»). Перечтите его стихи последних лет — «Странник», «Памятник», «Не дорого ценю я громкие права», «Отцы-пустынники...», «Мирская власть», письма его о переустройстве своей жизни на православный лад, припомните, как исповедовался он перед смертью деревенскому батюшке… Что-то крепко вы, братец мой, недопоняли в Пушкине относительно православной веры. Впрочем, исправит это еще не поздно. Дерзайте, не застревайте в советятине. Избавтесь от язычества. Оно ничуть не красит.
06:43
+1
Пушкин был выше и глубже, и православия, и вольерьянства, вместе взятых!
Потому и хранили его от своих дел друзья-декабристы, ибо знали, что они — все вместе, меньше, чем один Пушкин!
Вот, собственно и всё! И спорить тут не о чем…
Христос — отдыхает!

ВЕЛИЧИЕ ПОЭТА
Поэт, всегда — творец Вселенной!
И не сравниться с ним в веках
Ни римский папа офигенный,
Ни православный патриарх.
И пусть монахи Шао-Линя
В серьёзной драке знают толк,
Поэт — всегда стоит на ними,
Поскольку дух его высок.
Мулла с крутого минарета
Молитвой многих разбудил.
Ну, а поэт, в ответ на это,
Стихом молитву победил.
Ведёт толпу, конечно, гений
И Человечество живёт,
Пока поэт, как птица-Феникс,
Сгорев, из пепла восстаёт!
music2
Выше Христа быть нельзя. Очередная светская утопия. Перечитайте высказыания зрелого Пушкина о Евангелиях. Удач в познании мира.
07:18
+1
Вы — неправы, ибо выше Христа, как Бога-сына, был его «Отец небесный»…
А аргумент, типа «этого не может быть потому, что не может быть никогда» — несостоятелен для человека разумного…
Вы, прямо, как Ленин: «Учение Марса всесильно потому, что оно — верно!»
Или как Путин с его: «Россия, границ — не имеет!»
pardon
И не надо резать Пушкина на куски, выбирая то, что вам выгодно. попробуйте воспринимать его целостно…
Это — точнее и честнее.
Да, дружище, я такой,
Поскольку Истина со мной.
А вы без Истины,
И потому завистливы.
Уж такова дороженька
У каждого безбожника.
Идите по ней
До скончания дней.
Какая протухшая каша в вашей голове! По мере духовного взросления человек меняется. К концу жизни и Пушкин изменился в ЛУЧШУЮ сторону. Но вы всегда против ЛУЧШЕГО, потому что живёте ХУДШИМ. Живите. И не мешайте работать, то есть идти к ЛУЧШЕМУ.
14:27
+1

Ещё Протагор говорил, что «Человек — мера всех вещей!», а вы — унижаете его, сводя роль человека к понятию «слуга Бога»! Эта — постановка религии, неважно какой, путь даже такой, как православие РПЦ, выше того, что делает человека — Человеком, это — уничижение, которое — паче гордости! Это — фашизм, в котором на место Гитлера поставлен Христос!
pardon

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение