Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

За умом в интернет

За умом в интернет

Знакомая старушка пожаловалась: - Живу с внуком-десятиклассником. Совсем разбаловался, уроки не делает. Чуть что - лезет в Интернет, а там ответы готовые по всем предметам. Спрашиваю: почему сам не решаешь? А он: зачем мне математика, бабуль? Эти синусы-косинусы, тангенсы и котангенсы.И без них проживу. 
Я ему опять: дурачок, без математики, может, и проживёшь, а без ума - никак, она на ум и наводит. Я вот всю жизнь бухгалтером просидела, только в последние годы перешла на компьютер. Так меня не обманешь, сразу вижу обсчёт, обвес, начёт, подделки. А они теперь не рассуждают, что дают, то и берут вслепую.

Как не согласиться, все школьники свой ум заимствуют из Интернета. Папаша внучки-второклассницы даже по русскому языку лезет в Сеть, чтобы дать списать дочери правильные предложения с выделениями и подчёркиваниями. Сама мне рассказала и предложила: - Деда, ты в Интернете найди, чтобы побыстрей, А потом поиграем. Вот как формируется к 17 годам клиповое мышление, т.е. точечное, ограниченное, в пределах узкого задания и вопроса. А охватить проблему, тему в целом не могут, причинно-следственные связи не устанавливают, аналитический подход недоступен. Те способности мышления, которые развиваются годами, постепенно, от простого к сложному начисто подавлены, зрелого продуктивного разума не наблюдается. Верхоглядство, легкомыслие, наивность так и бросаются в глаза при наличии бойкой компьютерной грамотности и уверенного владения разнообразными гаджетами.

Скажут, что не все школьники и студенты таковы. Да, всегда найдётся сотня-другая выдающихся, они-то и блистают на олимпиадах и вырастают в талантливых специалистов. Несколько процентов, остальные -  масса посредственностей, которые путаются даже в четырёх действиях арифметики, не способны построить вразумительную фразу. Они живут вне  культуры, вне истории, вне политики, ибо весьма смутно представляют окружающий мир и общество. Вот вам и прогресс. Чудо 21 века, Интернет, на практике ведёт к интеллектуальному оскудению и упадку, деградации личности. Виноват, разумеется, не Интернет, а злоупотребление электроникой, использование не на благо, а во вред. В истории это происходит постоянно, каждый шаг вперёд сопровождается попятным движением,  достижения несут потери. 

В родо-племенном обществе, например, огромным скачком вперёд было появление прибавочного продукта, который оставался после удовлетворения всех необходимых потребностей общины. И сразу нашлись те, кто присвоил эти излишки и возвысился над коллективом родичей. Началась эра государства, частной собственности, эксплуатации, имущественного и социального неравенства. На этих китах и поныне стоит мир. Такой вот прогресс с господами и прислугой. А технический переворот 18-19 веков? Снова резко возросла производительность труда, масса товаров, но одновременно исчез творческий характер труда, свойственный ремесленнику-мастеру. Сформировался работник-функция, приспособленный для одной-двух операций, началась роботизация личности, вылупился человек-машина.
Присмотритесь к владельцам гаджетов на улицах, в автобусах, метро, аудиториях... Они уткнулись в свои компьютеры, никого и ничего не видят, не слышат. Налицо отключение от мира и людей, замыкание в виртуальном коконе. Да, быстрый доступ к информации, быстрые операции и связь, масса встроенных программ. Но одновременно - эмоциональное отупение, потеря коммуникации в окружающей среде. Механизм интереснее человека, а должно быть наоборот. Но человека не откроешь нажатием кнопки, он требует внимания и владения психологией общения. Именно в непрерывном общении происходит становление личности, нарабатывается сложнейшее искусство взаимопонимания. То, что мы перестали понимать друг друга, бросается в глаза на каждом шагу - непрерывные конфликты, раздражение, агрессия, разводы, кризис коллективизма. При всём техническом могуществе человек стал очень уязвим и слаб, не защищён. Разве это не упадок?

Выключите компьютер, попытайтесь найти ответы самостоятельно. Размышляйте в одиночку и сообща. В России 19 века мощным средством индивидуального развития были не машины, а интеллектуальные сообщества, кружки людей разного возраста с широкими духовными запросами. Члены этих кружков - декабристы, любомудры Станкевича, младогегельянцы, славянофилы и западники, петрашевцы  - составили цвет русской нации, поставили её вровень с Европой. А потом были легендарные сообщества передвижников, народников, символистов, социал-демократов, мирискуссников... Никому не приходило в голову искать чудо-машину и вопрошать её о смысле бытия, судьбах отечества. Ум закалялся в дискуссиях и откровениях. Никакие гаджеты, селфи, стадные соцсети их не заменят.

 

Нравится
11:25
20
© НЕЗЛОБИН
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
12:45
Как-то, работая в холдинге, заглянул на рюмку чая к сослуживцу (на минуточку — полковнику ВДВ в запасе, возраст — 60 лет).
«Степаныч, чем занимаешься?»
«Да с мамой по скайпу базарим!»

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение