Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

За парту, друзья!

За парту, друзья!

За парту, друзья!

СРЕДСТВА ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

(Конспект)


У каждого слова своё значение (суть явления или предмета).
Часто слова мы употребляем не в прямом,  в переносном значении (солнце встаёт, природа проснулась).
Поэзия есть всегда иносказание (А.А. Потебня).
Слова в переносном значении — тропы (греч. — поворот, оборот речи).
Аристотель. Делил слова на общеупотребительные и редкие, переносные (перенос на слова значения других слов), метафоры, которые сейчас называются тропами.
Тропы — средства так называемой малой изобразительности  мира. Д.С. Лихачев рассматривает их в рамках «поэтики литературных средств».

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

Тропы делятся на метафоры и метонимии.
Тропы: метафора, виды метафоры – аллегория, олицетворение.
Метафоры —  эпи¬тет, сравнение, синекдоха, перифраз (иногда пишут —перифраза), олицетворение, символ, аллегория (иносказание), оксюморона, ирония.
Суть метафор — перенесение свойств человека на природу и свойств природы — на человека. Отождествление природы и человека называется антропоморфизмом. Любая часть речи может стать метафорой (День обессилел).
Общее — иносказательность, переносность.

Тропы: метонимия, литота, гипербола, перифраз, ирония.
Метонимия. В основе метонимии (от гр. metonymia, буквально —переименование), как и метафоры, лежит иносказание, но обусловленное не сходством, а смежностью. («Девушка пела в церковном хоре...» читаем: «...белое платье пело в луче»).
Перифраза (от гр. periphrasis — пересказ, т. е. замена прямого обозначения опи¬сательным оборотом, указанием на признаки предмета). Перифраз может быть и метонимическим («победитель при Аустерлице» вместо прямого указания — Наполеон), и метафорическим («Нет, не луна, а светлый циферблат».
Литота. Имеет значение преуменьшения или нарочитого смягчения. Её называют обратной гиперболой. («Лошадь величиной с кошку»,«Жизнь человека — один миг».
Гипербола. Стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, («волны вставали горами»). Из русских авторов к гиперболе особенно склонён Гоголь, из поэтов — Маяковский.
Ирония. (От др.-греч. εἰρωνεία — «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. («Где уж нам, дуракам, чай пить»).

Индивидуальный поэтический синтаксис — использование своих художественных приемов отбора и последующей группировки лексических элементов в единые синтаксические конструкции.  
Синтаксические варваризмы (употребление иностранных слов и конструкций), архаизмы, просторечия.

Системы стихосложения: песенно-тоническое (народные песни без системной ртмики) и силлабическое стихосложение (систематизированная ритмика).

Рифма—односложные, двусложные и трехсложные, или на «тупые», «простые» и «скользкие».
Строфа — нечто вроде абзаца в стихотворном тексте, максимум —полтора десятка строк, минимум —двустишие).  В русской классической лирике преобладают четырехстишные строфы — катрены, чаще других используется разновидность абаб, абба.

Литературные классы произведений – эпос, лирика, драма (драматургия), а также промежуточная форма лиро-эпики. 

Присутствие или отсутствие повест¬вователя.

Метод художественный - система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства.
Реализм — верное воспроизведение действительности; другое —Идеализм — видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм.
Романти́зм— реакция на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. 
Сентиментали́зм— произведения основаны на чувствах.

ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА

Содержание и форма художественного произведения.
Содержание – это то, что сказал писатель своим произведением, а форма – как он это сделал.
Форма художественного произведения имеет две основные функции. Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому ее можно назвать внутренней: это функция выражения содержания. Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя, поэтому ее можно назвать внешней (по отношению к произведению).
Содержания первично по отношению к форме. 
Но связь неразрывна — «содержательная форма», закономерное соответствие формы содержанию. 

ТЕКСТ. Минимальная единица речевой коммуникации, обладающая относительным единством (целостностью), и относительной автономией (отдельностью).
Функции текста:
- передача худ. информации;
- выработка новой информации;
- хранение информации.
Структура текста:
- диалогичность. Диалог может быть между формой и содержанием, автором и героем, автором и читателем;
- полифоничность. Многосторонность, многозначность текста.
Художественный текст обладает единством структуры.

3 уровня худ. произведения: 
1. Концептуальный (система взглядов):
тема – единственный объективный элемент худ. произведения;
проблема – тот угол зрения, под которым автор смотрит на явления действительности;
идея – основная мысль;
пафос – идейно-эмоциональная оценка, входит в идейный мир.
2. Уровень внутренней формы. Создаётся 2-мя элементами:
пространственно-временная организация;
субъектная организация (субъект – тот, кто говорит в тексте, посредник).
3. Уровень внешней формы:
ритмомелодическая организация текста;
речевая организация.
Произведение воспринимается снизу вверх. Изменение одного из уровней влечёт за собой изменение остальных.

Художественный мир произведения.
Гиршман определяет поэтический мир худ. произведения как идеальное духовное содержание. Организация худ. мира включает в себя и стиль автора, приёмы и способы мышления. Составляющие худ. мира:
- события, т.е. художественно-целесообразная система событий – сюжет;
- персонажи (все типы персонажей и их облик, портрет, психологическое состояние, формы выражения внутреннего мира);
- внешний мир (пейзажи и интерьер).
Все составляющие худ. мира в произведении выстраиваются. Для этого есть композиция – построение.

Концептуальный уровень художественного произведения: тема, тематика, проблема, проблематика

ТЕМА. Это объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания. Тематика в таком понимании выступает как связующее звено между первичной реальностью и реальностью художественной, она как бы принадлежит сразу обоим мирам: реальному и художественному.

Проблематика. Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности. Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. Проблематику можно назвать центральной частью художественного содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы обращаемся к произведению – неповторимый авторский взгляд на мир. 
Пять типов проблематики: «мифологическая», «национально-историческая», «нравоописательная» и романная (идейные интересы писателей к «"личностному" началу и в себе самих, и в окружающем их обществе». Акцент не на статике, а на динамике, на различного рода изменениях – либо во внешнем положении человека, либо в его эмоциональном мире, либо в его «философии», точке зрения на действительность.»).

Философская проблематика. Идейный интерес писателей в этом случае направлен на осмысление наиболее общих, универсальных закономерностей бытия общества и природы, как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах.

Концептуальный уровень художественного произведения: идейный мир. Составляющие идейного мира. Обыкновенно в качестве третьего структурного компонента содержания наряду с тематикой и проблематикой называют идею. Однако на самом деле завершающий «этаж» содержания не сводится к идее, а оказывается гораздо сложнее, почему мы и вводим термин «идейный мир» произведения. В него целесообразно включать, помимо собственно идеи, еще систему авторских оценок, авторский идеал и пафос произведения. 

Концептуальный уровень художественного произведения: идейный мир. Составляющие идейного мира. Идейный мир – область художественных решений, это своего рода «завершение» художественного содержания.

Авторские оценки. Первым и наиболее очевидным проявлением авторской позиции становится система авторских оценок. Любой художественный образ не представляет собой механического копирования, в него вносится активное авторское пристрастно-избирательное отношение к изображенному.

Авторский идеал. Основанием для системы авторских оценок служит авторский идеал – представление писателя о высшей норме человеческих отношений, о человеке, воплощающем мечты автора о том, какой должна быть личность. 

Художественная идея. Еще одной составляющей идейного мира произведения является художественная идея – главная обобщающая мысль или система таких мыслей (в последнем случае иногда говорят об идейном звучании произведения).

Соотношение темы, проблемы и идеи. Одной из наиболее распространенных практических трудностей, возникающих при анализе содержания, является неразличение или отождествление темы, проблемы и идеи. Необходимо помнить, что художественная логика – это во многом последовательность движения авторской и читательской мысли от темы через проблему к идее.

Пафос. Наконец, последним элементом, входящим в идейный мир произведения, является пафос, который можно определить как ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой. Синонимом термина «пафос» является выражение «эмоционально-ценностная ориентация». Проанализировать пафос в художественном произведении.

Юмор и сатира – они базируются на общей основе комического. Объективную основу комического можно обозначить как противоречие идеала и действительности, нормы и реальности. Сатирическое изображение появляется в произведении в том случае, когда объект сатиры осознается автором как непримиримо противоположный его идеалу.

ИРОНИЯ. Ироническое видение мира отличается глубоким своеобразием. Главная субъективная основа иронии – скептицизм, которого юмор и сатира обыкновенно лишены.

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО. Среди других искусств литература наиболее свободно обращается со временем и пространством (конкуренцию в этом отношении может составить лишь искусство кино).

ПОВЕСТВОВАНИЕ. В широком смысле повествование– совокупность тех высказываний речевых субъектов (повествователя, рассказчика), которые осуществляют функции «посредничества» между изображенным миром и адресатом всего произведения как единого художественного высказывания (читателем).

Два типа повествования: личное и безличное. 
Личное повествование представлено двумя формами: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя рассказчика. 
Безличное – от лица повествователя и наиболее сложная форма безличного повествования – романное повествование.

СКАЗ — специфическая по своей интонации и стилю форма изложения фольклорных произведений; отсюда под С. разумеют такой характер изложения в лит-ых произведениях, к-рый воспроизводит речь произведений устной словесности, а в более широком смысле — устную речь вообще и даже необычные формы письменной речи.

Предметный мир художественного произведения: пейзаж, интерьер, портрет, вещь.

ПСИХОЛОГИЗМ. Психологизм представляет собой стилевое един¬ство, систему средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев. В этом смысле говорят о «психологическом романе», «психологической драме», «психологи¬ческой литературе» и о «писателе-психологе».

ПЕРСОНАЖ. Персонаж (фр. personnage, от лат. persona — особа, лицо, маска) — вид художественного образа, субъект действия, переживания, выска¬зывания в произведении.

СЮЖЕТ И ФАБУЛА. Мы будем называть сюжетом систему событий и действий, заключенную в произведении, его событийную цепь, причем именно в той последовательности, в которой она дана нам в произведении. Последнее замечание немаловажно, поскольку довольно часто о событиях рассказывается не в хронологической последовательности, и о том, что произошло раньше, читатель может узнать позже. Если же взять лишь основные, ключевые эпизоды сюжета, безусловно необходимые для его понимания, и расположить их в хронологическом порядке, то мы получим фабулу – схему сюжета или, как иногда говорят, «выпрямленный сюжет».

КОНФЛИКТ. Художественно значимое противоречие. Конфликт – одна из тех категорий, которые как бы пронизывают всю структуру художественного произведения.

КУЛЬМИНАЦИЯ И РАЗВЯЗКА. Сюжетные элементы: К основным относят экспозицию, завязку, развитие действия, перипетии, кульминационный момент, развязку. К факультативным: пролог, эпилог, предысторию, концовку.

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ. Понятие композиции является более широким и универсальным, чем понятие сюжета. Сюжет вписывается в общую композицию произведения, занимая в нем то или иное, более или менее важное место в зависимости от намерений автора. Существует также и внутренняя композиция сюжета:

Авторские отступления – это более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т.п. характера; при этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними.

ЯЗЫК. Язык – первооснова литературы. Язык разговорный, литературный и поэтический.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ. Связана с общением людей в их частной жизни, поэтому она проста и свободна от регламентации.

ЗАГЛАВИЕ. Отражает в себе все компоненты прозведения. 

Нравится
08:20
319
© Ефремов Борис Алексеевич
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение