Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Словарь в примерах_Р

Р

http://rifmoved.ru/poet-11.htm 

РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха посредством слогов (ударений). Подробнее...

РАЁШНЫЙ СТИХ(фразовик) - акцентный стих с парной рифмовкой. Употреблялся в балаганных прибаутках,   народных драмах и т.д. Был распространен в русской поэзии 17-18 вв. Как стилизация - «Сказка о попе...»
А. С. Пушкина.

          Жил-был поп,             
          Толоконный лоб.
          Пошёл по базару
          Посмотреть кой-какого товару.
          Навстречу ему Балда
          Идёт, сам не зная куда…
                                   (А.С. Пушкин)

РАЗВЯЗКА – заключительная часть произведения с разрешением художественного конфликта.

РАССКАЗ – малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.

РЕДИФ - в восточной поэзии слово или группа слов, неизменно повторяющиеся в стихах после рифмы в конце строки.

     Тот усердствует слишком, кричит: «Это – я!»
     В кошельке золотишком бренчит: «Это – я!»
     Но едва лишь успеет наладить делишки -
     Смерть в окно к хвастунишке стучит: «Это – я!»
                                                                      (О. Хайям)

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (позднелат. reminiscentia — воспоминание) – то, что кажется знакомым и наводит на воспоминание о чём-то уже известном; результат невольного заимствования автором чужого образа, приёма, мотива и т.п.
"Прощай, свободная стихия" (А. Пушкин); "Прощай, немытая Россия" (М. Лермонтов).

РЕФРЕН (припев) –  стих или строфа, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении; повторяющаяся часть куплета песни,
обычно её последняя строка.

   Ваше благородие, госпожа удачи,
   Для кого ты добрая, а кому иначе.
   Девять граммов, сердце, постой не зови:
   Не везёт мне в смерти – повезёт в любви.      2 раза
                                                  (Б. Окуджава)

РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

РИТМИКА (греч. rhythmos, от rheo - теку) - раздел стиховедения, изучающий совместно с метрикой законы строения стихотворной строки, ее ритмические варианты. Говорят также о ритмике стихов того или иного поэта, стиля, эпохи.

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их  единства и родства.  Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. "Без рифмы стих расплывается" (В. Маяковский).  См. также: Издания и авторы разных лет о рифме, Словарь разновидностей рифмы, О рифме и стихосложении в сети.  

РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение. Основные способы рифмовки: смежная, перекрёстная, кольцевая(опоясывающая), холостая, гиперхолостая, смешанная(вольная). Подробнее...


РИФМОЗЫ (от «рифма» и «метаморфозы») – стихотворная игра, цепочка рифм между двумя словами, изначально не рифмующимися между собой. Каждое новое слово в цепочке представляет собой другую грамматическую форму предыдущего. Удачными  считаются такие рифмозы, в которых путь от одного слова к другому минимален. Вот несколько примеров:

Ручей - море
Ручей - лучей
Лучам - шатрам
Шатёр - простор
Просторе - море

             Белое - чёрное
              Белое – спелое
              Спел – ел
              Едим – звеним
              Звени - они
              Она – спорна
              Спорное - чёрное


 Дым - огонь
 Дым - горим
 Гори - фонари
 Фонарей - коней
 Конь - огонь

 

РИФМОИД – стих с очень приблизительными рифмами. Термин употребляется редко.

        А если я вас когда-нибудь крою
        И на вас замахивается перо–рука,
        То я, как говорится, добыл это кровью,
        Я больше вашего рифмы строгал.
                                         (В. Маяковский)

РОМАНС - небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
 

РОНДО (франц. rondeau – круг) – твёрдая форма; стихотворение, в  котором в каждой строфе повторяется одна и та же строка, являющаяся в тоже время и началом стихотворения. Популярно в поэзии барокко и рококо, где состоит из 15 строк. В русской поэзии рондо трактуется более свободно. 

      Не лучше ль умереть, ты часто рассуждаешь,
      Успехов в чём-нибудь когда не обретёшь;
      И часто говоришь: возможно ли терпеть?
                      Не лучше ль умереть?
                                             (А.А. Ржевский)

РОПАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИХ (греч. ropalicos - палица, дубина) – стихотворение c постепенным наращиванием кол-ва слогов. Ропалистический стих (ропалик) был впервые замечен у Гомера: в его гекзаметре каждое слово в строке имело на 1 слог больше. В последующем некоторые античные стихотворцы взяли этот приём на вооружение и пытались писать такими строками целые стихотворения  Подробнее...

Есть года жестоких испытаний,
Дни суда глубоких ожиданий...
                                 (В. Брюсов)

РУБАИ (араб. - учетверенный) - философско-афористическое четверостишие в восточной поэзии, написанное по схеме ААВА (реже AAAA). Классик жанра рубаи – Омар Хайям.  Посетите сайт "Омар Хайям - лучшие рубаи".

   Бог даёт, Бог берёт - вот и весь тебе сказ,
   Что к чему - остаётся загадкой для нас.
   Сколько жить, сколько пить - отмеряют на глаз,
   Да и то норовят недолить каждый раз.
                                                      (Омар Хайям)

Нравится
13:55
1496
© Галина Трубчанинова
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение