Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Рейнер и Зося

Рейнер и Зося
Зосе казалось, что она знала, каким был её родной город до войны. И хотя этого не могло быть, она родилась, когда война уже почти закончилась, в апреле, но она помнила, каким красивым он был особенно их жилой, деревянный район. Ей казалось, что она видит в памяти небольшой дворик у их дома, уютный и зелёный, с беседкой и домикам для детей. А за домам огород, там росли вкусные клубника, крыжовник, яблони, а весной , на грядках, ранний редис с зимним луком - первое весеннее лакомство. Но уже не было ни домика, ни беседки, и даже забора, их распилили на дрова. И яблонь тоже не было, только одну оставили, и грядки. В войну и первые послевоенные годы всё было дефицитом, и дрова тоже, особенно зимой, когда от них иногда зависела жизнь. Это потом, значительно позже, она поняла, что помнит рассказы о том, каким красивым был довоенный город, а сейчас он лежал наполовину в руинах.... или только наполовину отстроенный.
Для её папы война закончилась в июне 1944 года, ранили его сильно, в грудь, осколки остались, не смог их все военный врач из лёгких достать и Зося слышала, как дедушка и бабушка говорили,что эти осколки добивают её папу, только как они это делают, она не могла понять. И для себя, ещё в 6 лет решила, что обязательно станет врачом, чтобы достать эти осколки, папе будет легче дышать, и он будет жить долго - долго. Мама зимой прошлого года ушла на небеса, так сказали Зосе, она болела и её не смогли вылечить, но она не допустит, чтобы и папа ушёл за мамой, она научится лечить все болезни. Это было решено очень твёрдо. Но для этого учиться нужно, узнала Зося, и охотно пошла в школу.
В школу её сначала провожали, но потом восстановили больницу, дедушка с бабушкой пошли туда работать, пока не было больницы, они принимали больных дома, а её должен был сопровождать соседский мальчишка Ян, ему даже сахарную головку дедушка дал в качестве поощрения. Ян был старше Зоси на четыре года и очень вредный.За косы дёргал, портфель норовил поднести. Как бы не так, у Зоси был самый красивый портфель в городе, она никому не могла его доверить. Многие дети ходили в школу с торбами, или с каким-то картонным подобием на портфели, которые их родители сделали из немецких коробок, их нашли на одном из складов уже после того, как немцы ушли из города. А у Зоси портфель был почти настоящий.Дедушка смастерил его из своей старой медицинской кожаной сумки, которую нашли на чердаке. И ручка в портфеле была настоящая, не какие нибудь лямки из брезента, как у этого Янки. Разве Зося могла доверить кому нибудь такое сокровище? Она даже своим подружкам не очень охотно позволяла подержать эту драгоценность.А тут какой-то зазнайка Ян, подумаешь, и что из того, что он старше?
И Зося научилась удирать от Янки. Она знала, что он никому не расскажет, не посмеет. Ябеда - это предатель, самое страшное клеймо. И Ян молчал. А Зося шла в школу другой дорогой и вела она мимо руин. Там было пустынно и немножечко страшно, но только чуть-чуть. Свернуть по переулку и снова людная улица.
Но в этот раз всё было иначе, руины перестали быть пустынными, там работали люди, разбирали завалы. Значит центр уже отстроили, нужно будет попросить дедушку сводить её туда, наверно в отстроенном районе много всяких необычностей, может и магазин уже открыли, Зося слышала о нём по радио, которое заработало почти год назад. Подойдя ближе девочка увидела солдат, это ей показалось интересным, что они здесь делают? И только потом обратила внимание на рабочих. Это были немцы. Пленные, Зося тоже знала о них из разговоров взрослых, но так близко видела немцев впервые. Она знала и то, что это были жуткие создания, они концлагерей настроили по всей стране, и там убивали. И война, на которой погибло очень много людей, и был ранен её папа, тоже их рук дело. Немцы представлялись девочке такими страшными, зубастыми верзилами, которые любят убивать, особенно беззащитных стариков и детей. Об этом тоже по радио говорили. Девочка остановилась, идти мимо немцев было очень страшно. Но с ней заговорил солдат - охранник:
-В школу малявка идёшь - он не спрашивал, догадался, наверное по портфелю, решила Зося - Иди, не бойся !
- Неужели так видно, что она боится ? - подумала девочка.- Но она же храбрая! Солдат защитит её, если эти страшные немцы задумают её обидеть, - эта мысль придала Зосе смелости и она шагнула вперёд.
- Перерыв! - громко сказал в это время один из солдат - и пленные, оставив работу, стали присаживаться на сложенные в штабеля кирпичи. Один из них присел совсем близко, что-то достал из кармана, это была тряпица, он её развернул и там оказался маленький кусочек хлеба. Аккуратно отломив половинку, он стал его жевать, оставшийся хлеб снова завернул и в этот момент встретился взглядом с Зосей. Девочка смотрела изумлённо. Немец был не страшным, он был жалким, заросший щетиной в не очень чистой одежде, подпоясанный каким-то шарфом. А глаза... они были такие грустные. Немец был, так показалось Зосе, старым и несчастным. И он хотел есть. Зося тогда не смогла себе объяснить, почему так поступила.Понимание пришло через годы, а в то утро она вдруг открыла портфель и достав бутерброд, который бабушка всегда клала ей в портфель, завернув в салфеточку, протянула немцу. Ещё у неё было с собой два яблока, она уже хотела отдать оба, но подумав, один оставила себе. Немец удивлённо посмотрел на Зосю и вдруг схватил бутерброд и яблок двумя руками и сунул за пазуху.
- Джьэнкуэ, бардзо! - почему-то прошептал он, но Зосю удивило не это, немец благодарил её на родном языке! Она хотела поговорить с ним, но солдат, тот, который назвал её "малявкой", повернулся к ней и сказал :
- Не задерживайся, нельзя - и девочка поспешила уйти.
В школе она очень скоро забыла о пленном немце и вспомнила только когда ей захотелось перекусить, она даже пожалела, что отдала еду, съела оставшееся яблоко и подумала, что завтра ... она возьмёт больше яблок, и даст их пленному, а бутерброд оставит себе. Эта мысль её саму поразила. Она будет носить еду немцу? В доме у самих не густо было, но где-то в глубине души девочка понимала, что это будет правильным, только не понимала почему.
С того дня и стала Зося подкармливать немца. Он уже ждал её по утрам по дороге в школу, всегда работал у самого края. Но ей самой стало голодно и Зося стала просить бабушку класть ей для обеда в школе два бутерброда. Зря она думала, что та не догадается, что дополнительный перекус не для неё. Но поначалу бабушка и дедушка решили, что Зося носит "лишний" бутерброд кому-то в школе. Разоблачил девочку Ян. Он догадался проследить за ней и уже к концу декабря грянул гром.
Ян злился на невнимание Зоси и однажды в выходной пришёл к ним домой. Красочно рассказал её родным, что Зося кормит фрица.
- Переводит продукты на урода нациста - так высказался мальчишка.
- Значит выследил, - догадалась Зося и заплакала, приготовившись к наказанию. Стоять ей теперь в углу долго - долго. А ещё наверное ей не дадут копеечек, купить на Рождество вкусных леденцов... и в кино не разрешат сходить. Не увидеть ей Чарли Чаплина.
Всего ожидала Зося, только не того, что произошло дальше. На неё не стали ругаться, дедушка просто сказал, скорее Яну, чем Зосе :
- Немцы тоже живые люди и они голодают, им сейчас хуже, чем нам." И обняв внучку сказал:
- Не плачь, ничего плохого ты не сделала. Ты просто по-христиански пожалела человека.
Потом он разговаривал с Яном и Зосей и они узнали много интересного. Что не все немцы хотели войны, не все были нацистами и те пленные, которые разбирают руины - это уже солдаты тотальной мобилизации - пожилые люди, или наоборот, совсем юные, часто инвалиды. Эсесовцы, попавшие в плен не работали в городе. И ещё он сказал, что тоже помогает пленным, лечит их, когда кого-то из них привозят в больницу. Это для Зоси было открытием. Она многое уже знала, в доме бабушка поставила на комод фотографии родных, которых забрала война. Всего в рамочках стояло одиннадцать портретов.В их гибели были виновны немцы. После этого разговора у Зоси появилась масса вопросов...но ответов на них не было. Однако она решила получить их.
Через два дня, рано утром Зося в окно увидела подводу. Она сразу узнала лошадку, это была её любимая Звёздочка. Она жила на лесном кардоне у брата дедушки, егеря заповедника. Ничто не смогло удержать девочку. С криком :
- Дедушка Лёва приехал, - она, схватив бабушкин платок, наспех набросив его на голову, выбежала встречать подводу. Бабушка только вслед руками всплеснула.
Потом, когда Зося за руку привела дедушку Льва в дом, начались взаимные приветствия, радостные слёзы встречи, они не виделись с конца августа. Мужчины, папа и сирота - племянник обоих дедушек, а Зосе дядя Казимир, пошли распрячь Звёздочку и поставить её в недавно отстроенный сарайчик, и потом внесли в дом привезённые гостинцы. Из деревни гостинцы всегда были необыкновенными, по крайне мере для Зоси. И если бабушка очень обрадовалась свиным окороку, большому куску сала, и рёбрышкам, Зося интересовалась небольшими торбочками, прабабушка, старенькая мама обоих дедушек не могла не прислать гостинцев для неё. Так и оказалось. Зося обнаружила орехи, сушеные яблоки и груши, и ещё баночку варенья, оно пахло лесом и земляникой, даже закрытое. А ещё целый бумажный большой пакет пирожков. Их было наверное не менее тридцати. Целое богатство. Но ей отсыпали орешков, а всё остальное забрали. Это к празднику Рождества гостинцы. Только пирожки, поделив наполовину, одну половину бабушка поставила греть на плиту, которая уже топилась. Значит завтрак будет с пирожками, обрадовалась Зося. Скоро закипел чайник и все сели за стол. Пирожки стояли в центре. Но бабушка поставила условие - поесть сначала картошки, сдобренной конопляным маслом, с квашеной капустой. Ой, как Зосе не хотелось и кот Муртя куда-то пропал, не спешил помочь. Ну разве может быть что-то вкусным и аппетитным, если на столе подогретые румяные пирожки с гречей? Но ничего не поделаешь, Зося всё-таки, пусть и без энтузиазма, но съела картошины, бабушка, как назло большущие ей положила, но пирожки вдохновляли, как и кружка деревенского молока, которое дед Лев привёз ... в грелках. Наконец-то теплое молоко и пирожок в руках, девочка стала смаковать лакомство, запивая его молоком, и уже хотела взять второй пирожок, ей два на блюдце положили, но вспомнила, как некстати!, пленного старика немца. И сказала бабушке, что возьмёт пирожок с собой, в школу. Сегодня последний день занятий, завтра сочельник и начнутся зимние Рождественские каникулы.
- Ешь, - бабушка улыбнулась - твоему подопечному я дам гостинец. - Зося серьёзно и уже не первый раз, заподозрила, что бабушка умеет читать её мысли.
- Только бы этого противного Янки не было - думала Зося, выбегая на улицу. Но он был, стоял недалеко от дома и явно ждал её. Зося демонстративно отвернулась и пошла к переулку, свернув по которому она попадала к руинам, где работали пленные. Она надеялась поговорить со стариком. Она уже не боялась немцев, за последние дни девочка поняла, что и их тоже ввергла в беду прошедшая война. И ей хотелось подбодрить необычного знакомого, передать ему слова дедушки. Тот сказал ей, что скоро их плен закончится и немцам разрешат уехать домой. По приговору суда те, кого забирали по принудительной мобилизации, уже отработали свой срок, назначенный судом и решался вопрос об отправке их домой. Обернувшись, Зося увидела, что Янка идёт за ней. Она остановилась, девочке пришла озорная мысль, использовать Яна! Он отвлечёт солдата конвоира, а она поговорит с немцем. И она позвала мальчишку:
- Догоняй, чего уж плетёшься - сказала Зося. Мальчик сорвался с места и в мгновение ока был рядом !
- Ты мне должен помочь, я хочу поговорить со стариком, ты отвлечёшь часового, понял? - Зося внимательно посмотрела на Янку.
- Ладно, - ответил Ян - давай я понесу, - и протянул руку к портфелю. Зося решила пожертвовать портфелем, но только до руин, дальше она сама понесёт, нечего ему красоваться с её красивой школьной сумкой.
До руин дошли за несколько минут, часть улицы была уже разобрана, на месте бывших завалов от взрывов бомб, начиналось строительство. Зося сразу увидела "своего" немца, он работал с шуфлём, грузил мусор и битый кирпич в подводу. Хороший момент, за подводой ничего не видно. Зося знала, что весной ей будет восемь лет, но она меньше ростом, чем её сверстники, что было причиной большого расстройства. Но не в этот раз. Свёрток, предназначенный немцу, она несла связанным в салфетку. Девочка видела, как складывала его бабушка. В узелке были два больших куска хлеба, на каждом из них положено по брусочку сала, посыпанные солью и положен колечками лук. Ещё два, только сваренных яйца, их дедушка Лев привёз и большой солёный огурец. Отдельно, завёрнутые в газету, лежали сшитые из кусков ткани рукавицы. В одной из них в баночке была мазь и маленький кусочек мыла. Бабушка разрезала полученный по карточке кусок на четыре части и одну из них положила пленному немцу. Зося рассказала ей, что у старика в ранах, почерневшие от мороза руки. Салфетка, в которую бабушка увязала передачу, послужит пленному полотенцем.
До этого дня Зося не разговаривала с немцем, но сегодня, подойдя к нему сказала:
- Здравствуйте, там в свёртке мазь для рук и рукавицы.
Немец минуту молчал, удивлённо глядя на неё, но потом, спохватившись тихо ответил:
- Здравствуй, малышка, скажи мне как тебя зовут ?
- Зося - ответила она и добавила - А вас ? Рейнер - ответил немец , - у меня тоже есть дочка, она старше тебя, в школу ходит, только заканчивает уже ...наверно.
- Дочка ? - подумала Зося - Разве у стариков бывают дети. И имя у него странное. - Она считала что немцы все Фрицы, Гансы, и один Адольф, но того уже нет.
Посмотрев за повозку, она увидела, что Ян ловко отвлёк обоих конвоиров и поспешила сообщить Рейнеру, что их скоро отправят домой, так сказал дедушка.
- А кто твой дедушка? - спросил немец
- Он врач, в больнице работает и бабушка тоже, она медсестра - ответила Зося - и добавила - Завтра у вас выходной. -
Впервые после войны пленным разрешили не работать в Рождество. Об этом ей тоже дедушка сказал. И Зося поспешила уйти. Через минуту они с Яном уже направлялись в сторону школы.
Когда каникулы закончились и Зося с Яном вместе шли в школу, пленного немца не оказалось среди работающих. Зося даже остановилась, всматриваясь в лица, но его не было.
- Нет его, может домой отправили ? - сказал Ян. Но девочка почему-то расстроилась, знать бы точно, что домой, а если с ним что-то случилось? После того случая, когда Ян ей помог, Зося помирилась с ним, она даже иногда портфель свой доверяла мальчишке. И сказала вслух:
- Нужно у дедушки спросить, - потом добавила - Пойдём в школу. - Но у Янки через минуту появился план.
По плану Янки они должны были не идти в школу, а отправиться к лагерю, где жили пленные немцы.
- Очумел ! - сказала Зося, это был не вопрос, а утверждение. Но Ян не обиделся. Он начал убеждать Зосю, что только там они могут узнать, куда исчез старик - немец.
- Тебе бы только уроки прогулять - догадалась Зося. Но ей сказали, что если она не будет старательно учиться и тем более пропускать занятия, то никогда не станет врачом. Нет, Зося на такое не могла согласиться. Она узнает, куда девался Рейнер, но после уроков. Спросит дедушку. Он всё знает, да и в городе все знакомы с ним, по крайне мере в их жилом районе.
- Сейчас мы пойдём в школу - сказала девочка - Ян сразу поник после этих слов - а после школы мы пойдём не домой, а в больницу. - И Ян немного воодушевился.
Зося не могла дождаться окончания уроков. Даже учительница заметила её рассеянность и сделала замечание, что случалось крайне редко. Наконец звонок - последний урок рисования, закончился. Рисунок учительница сказала закончить дома, Зося положила его в портфель и побежала в раздевалку. Ян уже ждал её там.
Ян родился перед войной, но в школу пошёл с опозданием на два года, поэтому учился только в третьем классе, его ровесники ходили уже в 5-ый. Впрочем не один он, в его классе были ученики и постарше. Не все дети во время войны пошли в школу, многие были отправлены в деревни к дедушкам, там было не так голодно, кого-то не пустили в немецкую школу родители, учительница немка не разрешала говорить на родном языке, а ещё дети в обязательном порядке должны были петь немецкие гимны и восхвалять организацию Hitlerjugend (Гитлерюгенд), в которую они, как дети второго сорта, вступить не могли, и по словам учительницы, должны были в будущем стать слугами настоящих арийцев.
И хоть Ян был старше Зоси на 4 года, он осиливал программу всего лишь за третий класс. Очень способный и очень несамостоятельный - так характеризовала его учительница.
К больнице они снова пошли по улице, где работали пленные, а вдруг Рейнер появился... но их надежды не оправдались. Зосе нельзя было после школы ходить куда бы то ни было без разрешения, но она решила, что раз её сопровождает Ян, дедушка и бабушка не очень рассердятся.
- Всё-таки этот мальчишка иногда нужен мне - подумала девочка.Тем более, что дедушку вчера вечером вызвали в больницу и он не возвратился к утру. Но это случалось довольно часто. Больница располагалась в парке, это был старый, но добротный и очень красивый дворец, и он не очень пострадал во время бомбёжек. Дворец отремонтировали одним из первых в городе, и обустроили там больницу.
В больнице Зося растерялась, но Ян попросил санитарку позвать дедушку и назвал фамилию. Оказалось, что дедушка был не просто врачом, он был главным врачом, и санитарка, как будто в чём-то сомневаясь, оглядываясь на детей, передала их просьбу медсестре.
Через несколько минут дедушка появился и сразу же сказал, улыбаясь:
- Быстро же вы разведали - Зося и Ян недоумённо переглянулись.
- Дедушка, мы только спросить ... старика Рейнера нет сегодня на работе, - и вдохнув, тихо добавила - а я не знаю, у кого спросить о нём. Может он домой уехал...
- Дедушка почему -то перестал улыбаться и обнял Зосю за плечи.
- Хорошо, что ты растёшь такая... - какая она растёт, Зося не поняла. - Ладно, пойдём. - Он взял детей за руки и они, стали подниматься по красивой большой лестнице, потом повернули, дедушка открыл дверь кабинета с надписью "Главный врач".
- Садитесь, сейчас я угощу вас чаем с настоящими пряниками - сказал дедушка.В кабинете оказалась электроплитка, на ней стоял чайник и дедушка включил плитку. Скоро чайник закипел и дедушка поставил перед ними две чашки ароматного, знакомого Зосе чая из трав, а на тарелочке достал из шкафчика три пряника. Дети сразу забыли зачем пришли, пряники они видели очень редко. Большие, прямоугольные, покрытые белой глазурью. Оба одновременно подумали о том, что это очень здорово, что они решили идти в больницу. Потому что они бы наверняка получили эти пряники только утром. Но дедушка стал говорить и дети забыли даже про пряники .
Оказалось, что вчера пленные как обычно разбирали завалы и один из них раскопал неразорвавшуюся гранату. Она покатилась откуда-то сверху, когда он вытащил из кучи мусора оконную поломанную раму. Граната катилась вниз, все замерли. Она падала прямо к ногам охранника и тогда Рейнер метнулся к солдату, оттолкнул его в сторону и падая, накрыл собой.
Зося широко раскрыла глаза, но дедушка поспешил её успокоить.
- Жив твой подопечный, я его оперировал, осколки достали, и хоть спина покалечена, но жить будет. Пейте чай, потом я вас проведу в палату, он будет рад.
На этот раз Зося не смаковала пряник, она быстро его съела и вопросительно посмотрела на дедушку.
- А как ты узнал, что это Рейнер? - спросила она.
- Бабушка узнала, по салфетке, она была при нём, и мыло, мазь и рукавицы. Он попросил передать тебе вот это - дедушка достал из стола фигурку из дерева, это был маленький ангел, вырезанный из дерева.
- Он вырезал эту фигурку без ножа, кусочками кирпича - пояснил дедушка.Пленным ножи иметь не разрешалось.
Когда зашли в палату, Зося сразу увидела Рейнера. Он лежал на животе, повернув лицо к двери и улыбнулся девочке, которая в руке держала фигурку ангела, подаренного ей. Помытым и выбритым он оказался намного моложе дедушки.
И Зося, повинуясь какому-то чувству, раскрыла портфель и подала свой незаконченный рисунок, на котором рисовала восходящее над лесом солнце, Рейнеру.
- Это вам на память - сказала она. Они немного поговорили, и дедушка увёл детей.
Больше Зося никогда не видела Рейнера. Ей рассказали, что после лечения он был отправлен домой, в Германию.
*
Прошло 16 лет. Зося исполнила свою мечту, и хоть её папа ушёл , ей тогда было всего 9 лет, но решения стать врачом она не изменила. В это лето Зося приехала навестить родных и сообщить бабушке и дедушке о том, что остаётся в другой стране, там где училась. Она знала, что огорчит их, но по другому не могла. Там, в чужом, далёком краю, она встретила свою любовь. А сегодня она столкнулась на улице с Яном, мальчиком из своего детства и они оба обрадовались встрече. Ян был офицером, красивый и статный и ...он по-прежнему был тем-же Янкой, по детски влюблённым в неё. Ян загадочно пообещал показать ей что-то необычное и это необычное, по его словам, находилось во дворце, который был когда-то больницей, а сейчас это музей с выставочным залом.
- Идём - Ян с детским восторгом тащил её за руку за собой, они почти бежали. И вот дворец, ставший после реставрации таким прекрасным, что Зося невольно залюбовалась им. Но Ян упрямо вёл её вперёд и вот они уже в картинной галерее, которая представляла картины современных зарубежных художников. Ян остановился у одной из картин. Зося посмотрела и замерла. На картине была изображена девочка-ангел, вся в бело-розом цвете. Она сидела за столом, и в руке держала знакомую ей игрушку, вырезанного когда-то обломками кирпича ангела, и перед ней лежал рисунок. На рисунке был изображён лес, над которым вставало солнце. Зося в чертах лица девочки узнала себя в детстве.
Подпись в угле картины была написана синим цветом, не крупными прописными немецкими буквами, но очень отчётливо: "Рейнер."
 
КОНЕЦ
Нравится
18:10
476
© Барбара-Елена
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
18:56
+1
Ну и рассказы у тебя!!! Вечно слезу вышибают. Спасибо за
рассказ, в которых человеческие чувства раскрываются
в полную меру!!! Спасибо, родная!!! Целую, с любовью !!!
poet
20:20
Спасибо, Бригиттушка, спасибо, родная! rose
Просто нет слов — !!!
23:01
Спасибо, Алексей!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение