Разговор у колодца
Он шел из Иудеи через Самарию в Галилею и на окраине городка Сихарь остановился на горе у колодца, который библейский праотец Иаков некогда передал своему сыну Иосифу. Иисус сел у колодца, утрудившись от пути, а его ученики тем временем отправились купить еды.
Когда Он остался один, пришла женщина-самарянка почерпнуть воды. Иисус сказал ей:
– Дай и Мне пить.
Она же отвечала Ему:
– Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Иудеи с самарянами не общаются.
Земли эти достались самарянам много лет назад после того, как иудеев разгромили персы и увели в плен. Самаряне почитали праотца Иакова, включали Иегову в сонм языческих богов, но оба народа находились во вражде, которая в годы римского владычества оставалась потаенной.
Иисус же сказал ей:
– Если бы ты имела дар Божий, то знала бы, Кто просит у тебя пить, и сама бы просила у Него. И Он дал бы тебе воду живую.
Женщина удивилась:
– Господин, Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок. Откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Иисус отвечал:
– Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек. Живая вода, которую Я дам ему, сделается источником, текущим в жизнь вечную.
Самарянка сказала:
– Господин, дай мне этой воды, чтобы я перестала жаждать.
Иисус отвечал:
– Позови мужа твоего и приходи сюда.
– У меня нет мужа, – призналась женщина.
– У тебя было пять мужей и тот, с коим ныне живешь, тебе не муж, – подтвердил Он.
– Господи, – изумилась самарянка, – вижу, что Ты – пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а иудеи говорят, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус сказал ей:
– Поверь мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу Небесному… Бог есть везде и поклоняться Ему нужно повсюду в Духе и Истине…
Я вольно и неполно пересказал беседу Спасителя с самарянской женщиной у колодца Иакова. Эта беседа целиком размещена в четвертой главе Евангелия от Иоанна.
Произошедший разговор актуален и сейчас. Беда в том, что человека прельщает сиюминутное и корыстное, почти полностью атрофирована в нем жажда бескорыстного и вечного. Отсюда его постоянные и неизбежные горести, радости ему дано совсем немного.
Согласно церковному преданию, упомянутая самарянка впоследствии стала святой Фотиной, что означает в переводе с греческого «Светлая».
17.03.2020