Приедается ль жизнь?
Как-то христианин, уставший от этой жизни, задал вопрос мне, приедается ли мне моё дело?
— Видишь ли, — отвечал я ему, — много людей это те, кто занят повседневным трудом, привыкнув к которому, уже не считают его злою рутиной.
К тому ж человек постоянно находит новое для себя даже в малом своём занятии, делая свои маленькие открытия; а это уже суть творчество, которое никогда не бывает в тягость, ведь оно путь к совершенству. «Совершенный человек питается от земли, а радость получает от неба», — сказал Лао-Цзы. А небо — это душа человека; и чем совершенней она, тем полнее жизнь её обладателя.
— Ты человек с высшим образованием, — продолжал я ответ свой, — потому могу я ответить тебе языком науки: видоизменение форм неизменяемой вечной первоматерии (протоматерии), даёт человеку духовный опыт; так всякий мастер, создавая новую форму, рождает и новый дух. Потому творчество — акт божественный. Но так как ты мыслишь по-христиански, как «сто тысяч других в России», то тебе сложно даже представить, что божественное не где-то в пространстве загробного мира, но здесь, в нашей жизни, в нас самих. Христианская мораль противопоставила земной, материальный труд духовному, разорвав целостный и живой процесс.
Для христианина земная жизнь является временной, ненастоящей. И видится она ему тягостной, и влачит он ее, претерпевая, стараясь отбыть на земле своё время. Он, считает себя рабом неких высших сил, в его представлении, именуемых им общим понятием «бог», до которого ему далеко, как далеко рабу до его господина. И как всякий раб, христианин презирает земную жизнь и дела её, называя их прахом земным и тленом; потому не приносит ему земная работа наивысшего упоения от результатов его трудов.
Ты спрашиваешь меня, приедается ли мне моё дело? Этот вопрос возник в тебе, потому что твоё христианизированное сознание в ожидании безмятежной блаженной жизни за гробом не вмещает в себя того, что труд, приносящий плод-результат, и есть самая свобода. Для христиан вообще свобода не предусмотрена: даже там, где обещаны праведному святому христианину райские кущи — даже там, в христианском раю, он всего лишь раб — раб божий — инструмент в руках своего бога-рабовладельца.
Задавать же подобный вопрос тому, кто живёт в гармонии с миром, всё равно, что спросить его: «Приедается ли тебе жизнь твоя?»
Жизнь сама по себе величественна, божественна, свята. Жизнь — сокровище! И лишь тот тяготится сокровищем, кто поистине, не достоин его.