Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

От Красной Марсельезы до вар-вар-вар-вари...

 

 

Современные эстрадные певцы исполняют, а мы с удовольствием слушаем эти 

романсы:" Две розы" и " Дни за днями катятся". И во многих наших фильмах, 

посвящённых жизни нашей страны в 20-ых годах прошлого века, звучат эти романсы, 

потому что являются очень характерными и известными для того времени. Я приведу 

начальные строфы этих произведений, чтобы напомнить читателям:

        " ДВЕ РОЗЫ"

 Капли испарений катятся как слёзы,

И туманят синий вычурный хрусталь.

Тени двух мгновений, две увядших розы,

А на них немая, мёртвая печаль.

Одна из них белая, белая

Была как улыбка несмелая,

Другая алая, алая

Была, как мечта небывалая,

И обе манили и звали, и обе увяли...(сл.Д,Актиля)

     "ДНИ ЗА ДНЯМИ КАТЯТСЯ"

Я слушаю тебя внимательно и чутко,

Я слушаю всё то, что говоришь мне ты,

Но где-то там внутри болезненно и жутко

Мне чудится излом душевной пустоты. 

Дни за днями катятся,

Сердце лаской тратится,

Обрывая тоненькую нить...

Пусть туман колышется,

Пусть гитара слышится,

Не мешайте мне сегодня жить.(сл. П.Германа)

В общем то ничего удивительного в этих романсах нет. Ну исполняют их до сих 

пор, так много и других старинных романсов сегодня успешно звучат со сцены. Но 

всё дело в том, что практически одновременно с этими романсами был написан вот 

этот без преувеличения знаменитый марш, который прозвали "Красной 

Марсельезой",:

"Белая гвардия, чёрный барон снова готовят нам царский трон.

Но от тайги до британских морей Красная армия всех сильней!"(сл. Горин-
штейна).

Представляете, идут 20-ые годы прошлого века, в ресторанах российские 

нэпманы 

под эти романсы прожигают жизнь, а в домах и на площадях, на демонстрациях, 

субботниках и парадах народ распевает "Красная армия всех сильней". А ещё через 

двадцать с небольшим лет весь Советский Союз распевал вместе с 

Д,Артаньяном песню из 

американской музыкальной комедии "Три мушкетёра":

"Вар-вар-вар-вар-вари-мечта моя Париж,

Поэтами воспетый от погребов до крыш..."

Ну и что спросите вы? Что тут такого?. Да ничего, если только не знать, что 

автором и романсов и знаменитого марша и песенки мушкетёра является Самуил 

Покрасс- русский еврей, советский и американский композитор, старший из 

знаменитой четвёрки композиторов и музыкальных деятелей-Братьев Покрасс. О 

каждом из них можно рассказывать часами, но я хочу рассказать вам о старшем 

брате. Он это заслужил не только по старшинству.

Самуил Покрасс родился в г. Киеве в 1897-ом году в небогатой еврейской 

семье(отец- продавец в продуктовом магазине, мать домохозяйка). Семья была 

многодетной(12 детей) и музыкальной, но брэнд "Братья Покрасс" принадлежит в 

советской песенной музыке только Дмитрию и Даниилу(марш Будённого, марш 

танкистов, Дан приказ ему на Запад и многие другие песни). Помимо них 

музыкальным оказался старший Самуил и младший Аркадий. Братья с детских лет 

зарабатывали себе на хлеб музыкой: играли на еврейских свадьбах, развлекали 

публику в различных питейных заведениях. Легенда гласит, что братьев Покрасс, 

как местную достопримечательность показали приехавшему в Киев Распутину. 

Распутин приказал сыграть "Камаринскую". Прослушав, он неопределённо хмыкнул и 

удалился.

Самуил в 10-летнем возрасте был принят в Киевское музыкальное училище по 

классу скрипки и фортепиано. Не известно, кто платил за него. Возможно, кто то 

из меценатов. Уже в 16-летнем возрасте Самуил стал известен в Киеве, как 

виртуозный аккомпаниатор, увлекался эстрадой, сочинял стихи. Позднее он 

поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1917-ом году. Свою 

музыкальную карьеру Самуил Покрасс начал как автор романсов, лучшие из которых, 

как я уже рассказывал ,звучат с концертных площадок до сих пор. Но после 

возвращения в Киев и успешного романсового периода случилось чудо: после 

занятия Киева в 1920-ом году Красной Армией, Самуил по заказу боевого 

командования создал несколько боевых песен и среди них прославивший его 

марш "Красная Армия всех сильней". Песня эта стала явлением в 

послереволюционной России. Её называли "Красной Марсельезой"; находили что то 

общее с вступлением к Патетической сонате Бетховена. В те годы песню эту пели 

повсеместно, и для 20-30-ых годов прошлого века она стала непременным антуражем 

и в литературе и в кино, и в театре. Так в романе Ильфа и Петрова "12 стульев", 

знаковую песню поёт вороватый заведующий дома престарелых Альхен:" В толпе 

служащих собеса шёл Альхен с большим красным бантом на груди и задумчиво 

гнусавил-Но от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней!".

История создания этого марша мне чем то напомнила рассказ Стефана 

Цвейга "Гений одной ночи"-о Руже де Лилле-авторе Марсельезы. Потому что больше 

ничего подобного по мощи и по красоте, по динамике Самуил так и не сочинил. А 

тут наступило временное нэпманское время и Самуил погрузился в эстраду и в 

романсы. Он переехал в Москву и с 1923 года начал сотрудничать с Московским 

мюзик-холлом. Длилось это сотрудничество недолго, потому что мюзик-холл в 1924 

году временно закрыли, и Самуил в поисках лучшей музыкальной доли выехал в 

Европу, сначала в Берлин, а затем в Париж. Но что то не сложилось и он решил 

попытать счастья в Америке, куда и прибыл в 1929-ом году. И надо сказать, что 

его ожидания оправдались и его музыкальный талант оказался востребованным не 

где-нибудь, а в самом Голливуде. Самуил стал одним из наиболее востребованных 

композиторов, написал музыку к нескольким фильмам, в том числе и к комедии "Три 

мушкетёра" и знаменитому мультфильму Диснея "Белоснежка и семь гномов".

После войны в Советский Союз в качестве трофея попали киноленты с 

Берлинской кинофабрики, и в том числе такие фильмы как " Тарзан, Сестра его 

дворецкого, Большой вальс, Джон из Динькин джаза" и многие другие. И среди 

них "Три мушкетёра" с музыкой Самуила Покрасса, чью фамилию, как 

невозвращенца, 

с титров убрали наши бдительные органы. А вся наша страна принялась распевать 

песенку Д,Артаньяна "Вар-вар-вар-вар-вари...". Дмитрий Покрасс(средний брат) 

вспоминал, что в году 1946 или 47-ом на приёме после концерта в Кремле к нему 

подошёл Сталин и спросил, как поживает мой брат и когда я начал рассказывать о 

Данииле, Сталин заметил, что имеет в виду брата из Америки, автора музыки 

к "Трём мушкетёрам". Я похолодел(такое время было). Но Сталин, узнав, что брат 

умер, тихо проговорил:" Жаль, не тот брат эмигрировал".

Действительно, к тому времени Самуил умер. Умер в 1939-ом году в 

расцвете 

сил и на пике популярности. Смерть его совершенно неожиданная(что то не то 

съел) породила различные спекулятивные слухи о причастности к его смерти либо 

НКВД- за невозвращение, либо Союза Белой Гвардии -за написание марша "Красная 

Армия всех сильней". Я думаю, что это полная чепуха. Просто умер известный 

человек, молодой- от отравления недоброкачественной пищей.

Я заканчиваю статью о Самуиле Покрассе. Зачем я её написал? Во первых, мне 

очень нравится марш "Красная Армия всех сильней". А во вторых, я ещё раз 

убедился в тайне таланта. Ну как это так получается: "Вар-вар-вар-вар-

вари..","Одна из них белая, белая..." и "Но от тайги до британских морей Красная 

Армия всех сильней!". Чёрт его знает как! Но это и есть тайна таланта!


 


 

  •  
Нравится
15:35
355
© Григорий Варшавский
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение