Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

НЕСКОНЧАЕМЫЙ ДИАЛОГ С ВЕЧНОСТЬЮ

НЕСКОНЧАЕМЫЙ ДИАЛОГ С ВЕЧНОСТЬЮ

29 марта 2020 года свой 60-летний юбилей отмечает писатель-фантаст, рок-музыкант и неутомимый искатель «русской идеи» ЮЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ БУРКИН.

Юлий Сергеевич Буркин

Юлий Сергеевич Буркин – писатель и рок-музыкант, родился 29 марта 1960 года, в многодетной семье, в городе Томске – старейшем университетском центре Сибири.

Он – автор свыше пятидесяти различных книг, написанных как «в одиночку», так и в соавторстве (с Сергеем Лукьяненко, с Константином Фадеевым и Алексеем Большаниным). Юлий Буркин – один из организаторов томского литературного фестиваля «Урания», лауреат литературных премий «Странник» и «Большая Урания», которые он получил за фантастическую антиутопию «Цветы на нашем пепле». Его космическая опера «Звездный табор. Серебряный клинок» до сих пор пользуется несомненным читательским спросом.

Стоит отметить успехи Юлия Буркина на музыкальном поприще – автора и исполнителя множества песен, ряда альбомов в стиле «русский мелодический рок»: «Vanessa io» (1994), «Королева белых слоников» (1996), «New & Best» (1998) и «Метод» (2001).

Он начал писательскую карьеру на третьем курсе Томского государственного университета с небольшой повести «Мир вдребезги». Первый его фантастический рассказ «Пятна грозы» был опубликован в журнале «Парус» (Минск) в 1988 году, а первая книга – сборник «Бабочка и Василиск», вышла в свет в 1994-ом.

В 1992 году корреспондент томской газеты «Молодой ленинец» Юлий Буркин, по приглашению друга Аркадия Кейсера, уехал жить и работать в г. Алма-Ата. И так случилось, что в газете «Казахстанская правда», куда он пришёл, работал уже тогда считавшийся известным писателем-фантастом Сергей Лукьяненко. Там и началась их совместная работа над повестью «Сегодня, мама!».

Как вспоминал позднее Юлий Буркин в одном из интервью: «Мой план, его разработка, совместное написание – кусками, главами…».

По той же схеме шла работа над фэнтэзийным романом «Остров Русь». А вот книгу «Царь, царевич, король, королевич…» они писали уже порознь, когда Юлий вернулся в Томск, однако план и зачин её делали вместе.

Работа над книгами вместе с соавторами продолжилась в 1997 году, и её результатом стал роман «Осколки неба, или Подлинная история Битлз», посвящённый величайшей группе XX столетия и написанный вместе с Константином Фадеевым.

«Цветы на нашем пепле» – книга, которую любители фантастики ждали. Это первый роман Юлия Буркина, созданный им самостоятельно, так как ранее он писал произведения меньшего формата. Правда, писатель никогда не переживал по поводу соавторства, ибо для музыканта оно – вообще естественное состояние души, а Буркин, как известно, не только профессиональный писатель, но и профессиональный рок-н-ролльщик.

Книга получила заслуженное признание – в 2000 году Юлий становится лауреатом премии «Странник», а в 2001 – обладателем приза «Большая Урания».

Награды Юлия Буркина

Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко в предисловии к роману «Цветы на нашем пепле», говоря о своём коллеге и соавторе Юлии Буркине, отмечал:

«Слово «самобытный» в наше время во многом утратило свое положительное значение. «Самобытно», – изрекаем мы, слушая самодеятельного исполнителя, «самобытно» – замечаем, откладывая скучную книгу.

Юлий Буркин самобытен по-другому.

По-настоящему. Есть питерская, есть харьковская, есть красноярская школы фантастики. Но есть писатели, которые похожи только на самих себя. Книги, которые они пишут, не просто уникальны – уникальна любая книга, они самобытны – потому что никто и никогда даже не подумал бы написать ничего подобного».

С писателем Лукьяненко на тему самобытности можно и поспорить, поскольку именно томская школа дала миру особо самобытных писателей и поэтов, практически во всех жанрах.

Ведь их произведения – от литературных очерков «Об инородцах» декабриста Гавриила Батенькова до поэтических сборников российского лирика Василия Казанцева, и от фантастических «Качелей отшельника» Виктора Колупаева до актуальной сегодняшней прозы Василия Дворцова – пример тому.

А творчество Юлия Буркина, как завершающая картину «вишенка на торте», только подчёркивает самобытность талантов томских художников слова.

Книги Юлия Буркина

В этой связи особый интерес представляют мнение самого Юлия Буркина, высказанное им в публицистическом эссе «Русская идея «Мастера и Маргариты», опубликованном уже в этом, XXI веке.

Рассуждая о западной «национальной идее», базирующейся, по мнению писателя, на известном романе Маргарет Митчел «Унесённые ветром», он считает, что «русская идея» была высказана в не менее известном романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». И заключается она в том, что русский человек живёт не ради накопления личных богатств, а «для людей», для повышения «общего блага».

Писатель предлагает читателю:

«Ищи свое предназначение, верь в него, будь предан своему делу во благо людей, будь верен своей любви, и тебе справедливо воздастся. Сильными мира сего при жизни, Богом или дьяволом после смерти, но воздастся обязательно…».

(Подробнее: https://www.litmir.me/br/?b=570028&p=1 )

Вывод этот – не мгновенное озарение пророка, а итог долгой писательской, музыкальной и, если хотите, просветительской деятельности Юлия Буркина, автора полусотни книг, многих песен и композиций, лауреата литературных и музыкальных премий.

Его произведения коррелируются с лучшими образцами мировой литературы, моделирующей будущее – от мистического триллера Стивена Кинга до социальной фантастики братьев Стругацких, от фантастического детектива в духе Клиффорда Саймака до волшебной сказки «а-ля Булгаков».

И всё это выросло не на пустом месте, а благодаря тому, что в семье Юлия Буркина всегда было, что почитать, и было, у кого чему поучиться. Вот как он сам вспоминает своё детство и возникновение у него тяги к литературному творчеству:

«Когда я был маленький, а двое моих старших братьев и две старшие сестры еще не были замужем-женаты, одной из самых популярных семейных забав у нас были литературные конкурсы.

Самые разнообразные. Например, на лучшее стихотворение, начинающееся с какой-нибудь, взятой наугад из поэтического сборника, строчки. Или на лучший рассказ с таким-то названием.

Потом каждый читал свое творение вслух, остальные покатывались со смеху, и тайным голосованием выбирался победитель. Не помню, чтобы хоть когда-нибудь им становился я, но я все-таки был самый младший.

Когда меня спрашивали, кем я хочу быть, я отвечал: физиком или детским писателем, чем очень веселил народ. Физиком - это глядя на брата Любомира, хотя никакого реального пристрастия к этой науке я не имел.

Зато я постоянно сталкивался с учеными в фантастике, и этот образ мне нравился…»

(Подробнее: http://burkin.rusf.ru/books/chestnoe/chestnoe.htm )

 

С ранней юности нашего юбиляра знаменитая «ливерпульская четвёрка «Битлз» вошла в судьбу молодого музыканта и начинающего писателя Юлия Буркина, став частью его собственной биографии и частью его творческой жизни.

The Beatles на пюпитре Юлия Буркина

Под впечатлением песен этой четвёрки была создана первая его повесть в стиле фэнтези «Мир вдребезги», именно о ней, совместно с Константином Фадеевым, была написана книга «Осколки неба, или Подлинная история The Beatles», и именно она органично вписалась в сюжет одного из «главных» фантастических романов писателя – «Бриллиантовый дождь».

Вот как вспоминает сам Юлий о времени написания «Осколков»:

«...В день прибытия в Томск первым, кого я увидел из своих знакомых, был Костя Фадеев, сценарист команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта».

А знакомы мы с ним были тогда, что называется, шапочно – здоровались, не более. «Привет, – сказал он и в этот раз. И неожиданно продолжил, – Слушай, а давай вместе что-нибудь напишем...» Я просто опешил. Ни разу ни о чём подобном у нас до сей поры не возникало речи. Да и повода к тому никакого не было!

Я сразу же ответил: «Давай». Во-первых, потому что установленные жесткие сроки было проще выполнить вдвоем, во-вторых, потому, что чувствовал, что задуманный роман должен писаться не в одиночку. Ведь сама идея «Битлз» – идея коллективного творчества. И мы начали работать в тот же день. Именно Фадеев задал книге стилистический тон – полотно без глубины, без перспективы. Так пишут иконы. Но «Битлз» – Иисус тот ещё. Потому иконы наши сдобрены изрядной порцией юмора и больше напоминают лубочные картинки.

А начали мы с того, что завалились в кафе, где за двумя десятками бутылок пива я рассказал ему всё, что думаю о будущей книге. И даже поделился подозрениями по поводу всевозможных мистических обстоятельств. Костя ко всей этой мистике отнесся скептически. Но уже через пару дней его мнение стало меняться. В Томске открылась выставка «Битлз». Не раньше и не позже. Вот почему-то четверть века с момента распада группы не было у нас такой выставки, а именно с началом нашей работы над этим романом она открылась.

Юлий Буркин и Костя Фадеев. (Справа – налево)

…А спустя пару месяцев после того как мы приступили к работе над книгой, Костин скепсис был развеян в пух и прах.

Когда мы должны были начать главу, в которой впервые появляется один из идейных вдохновителей «Битлз» – гуру Махариши Махеш Йоги, мы задались целью побольше узнать об этой личности, но не знали, где найти материал. А на следующий день в газете «Всё для вас» появилась полосная статья: «Махариши Махеш Йоги. Трансцендентальная медитация». Откуда и зачем в этой жёлтой газетке такая статья – осталось для меня секретом. Не удивлюсь, если мы с Костей Фадеевым были её единственными благодарными читателями.

Цепь перечисленных событий заставляет нас думать, что данный роман просто не мог не быть написан. Его появление на свет было предопределено».

Если внимательно вдуматься во всё, написанное Юлием Буркиным, то каждому станет ясно, что пишет он – о Вечном!

Юлий Буркин на встрече с читателями

Вот так, шагая через тысячелетия в «Цветах на нашем пепле», возвращаясь в недавнее прошлое в «Бриллиантовом дожде» или создавая творческие переводы песен из репертуара «Битлз», продолжает писатель свой нескончаемый диалог с Вечностью.

Именно поэтому так ценен его труд, его романы и повести, рассказы и песни, ибо все они устремлены в Будущее, в то самое будущее, в котором будут жить и его, и наши с вами дети и внуки. Жизненное кредо Юлия Сергеевича заключается в том, что каждый, а особенно человек творческий, должен воспитывать себя так, чтобы день завтрашний не стал для всех нас разрушительным, а был бы продолжением наших сегодняшних верований и устремлений в прекрасную Россию будущего.

Обращаясь к нам, своим читателям и слушателям, он говорит:

«И вот, наконец, развернутое определение Русской Идеи:

«Будь верен своей любви. Будь верен себе.

Ищи свое предназначение и, найдя его, честно трудись на этой ниве во благо людям и на радость своей душе.

Будь скромен и ничего не проси.

И тебе обязательно воздастся по заслугам, по вере, по любви. Но не отчаивайся, если этого не происходит. Значит, ты еще мало сделал, мало искал, мало любил…

Но справедливость восторжествует, ты только гни свою линию и будь собой. И если это поймем мы все, на земле наступит рай. Мы, русские, должны построить такой мир, где максимум справедливого вознаграждения человек получал бы тут, при жизни…»

Ну а мы, его читатели и почитатели, от всей души желаем юбиляру крепкого сибирского здоровья, творческих успехов и неистребимой веры в то, что его новые книги станут продолжением его писательского диалога с Вечностью.

Игорь Яскевич, член томского клуба «Сибирский краевед» при библиотеке «Сибирская».

P.S. Фотографии и выделенные цитаты взяты на сайтах Интернета с открытым доступом.

Нравится
13:15
66
© Игорь Яскевич
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение