МИТРОФАН ВИКТОРОВИЧ ДОВНАР-ЗАПОЛЬСКИЙ
В городском Дворце культуры, в гримёрной, на первом этаже сидят два речицких литератора. Они пишут сценарий к сериалу «Жизнь Довнар-Запольского».
- В первых сценах надо показать, какой была Речица в середине девятнадцатого века. С 1862 года русло Днепра очищено, и река стала судоходной.
- Так, понятно - прищуривает глаза Дмитрий Викентьевич.- Крупным планом Днепр, плывут пароходы и плоты. Затем идут титры:
«1867год, 2 июня »
Плач новорождённого. Первый историк Беларуси родился в Речице.
-Только оформить это всё надо серьёзно, без легкомысленных ноток. –
-Отец его работал столоначальником в Речицкой уездной полицейской управе. Пишем сцену поздравления папаши. У него четверо детей: три дочери и сын, вот и второй родился.
- Представляешь, только через девятнадцать лет, в 1886 году через Речицу пройдет Полесская железная дорога.
- Тогда следующей будет сцена, когда речичане идут на станцию смотреть проходящие поезда. В те времена весь город собирался на станции. Даём картину: паровоз, речицкие чиновники важно беседуют, мальчишки бегают, бабки крестятся, купцы что-то в уме прикидывают, молодые люди с восторгом говорят о прогрессе. История города. Отец в письме сообщает сыну об этом знаменательном для города событии.
- Всю жизнь его мы охватить не сможем, это целая эпопея.
-Давай,- предлагает Леонид Андреевич,- возьмём главные эпизоды из его жизни. Ещё будучи гимназистом, он осознаёт, что белорусы имеют свою богатую историю и культуру. Отличаются от соседних народов, в первую очередь, языком.
Дмитрий Викентьевич задумался.
- Затем надо отобразить его жизнь и учёбу в Киевском университете. Ему двадцать семь лет. Он изучает и публикует такие работы, как: «Погребальные обряды белорусов», «Чародейство в Северо - Западном крае в 17-18 в.в.», «Заметки из путешествия по Белоруссии», «Крестьянские игры в Минской губернии», «Из истории крестьян Белоруссии», «Белорусская свадьба в культурно - религиозных переживаниях».
-Да, серьёзная научная деятельность,- соглашается Леонид Андреевич,- и заметь, вся она посвящена Беларуси.
- В 1895 году была издана первая его книга «Белорусское Полесье».
- Подожди, Дмитрий Викентьевич, мы же пишем сценарий не для научно- документального фильма, а для художественного. Нам жизнь его показать надо.
- С 1898 года преподаёт в Москве на кафедре российской истории. Покажем, как его любят студенты, заполненные аудитории.
- Обязательно напишем сцену, когда Лев Николаевич Толстой при написании романа «Война и мир», консультировался у Митрофана Викторовича по истории эпохи Александра 1.
- Потом он переводится в Киев.
- И ещё, напишем сцену, как он общается со студентами, интересуется их делами и помогает им.
Дмитрий Викентьевич что- то записал на листке, прищурился и обозначил новую сцену:
- Он много работает в архивах.
- Но его работа прерывается революционными событиями. Опять делаем титры:
«1917 год»
Затем его призыв к белорусам: «И мы все, белорусы, должны понять, что теперь положение нашей Родины налагает на нас тяжёлую ответственную обязанность. Мы должны все сплотиться, мы должны напрячь все свои силы физические и культурные для того, чтобы оправдать наше право на самостоятельное существование и отстоять независимость нашей Родины. К дружной работе, братья!»
Дмитрий Викентьевич опять что- то записывает и просматривает в ноутбуке:
- Нашёл! В этот же период он участвует в открытии университета в Белоруссии и выпускает брошюру: «Основы государственности Беларуси».
- Покажем его личную драму и трагедию,- добавляет Леонид Андреевич.- Развод. Жена покидает, а сыновья публично отказываются от него и оба погибнут в ближайшие годы. Довнар - Запольский уезжает к сестре в Новочеркассы, а по дороге заболел. Все его вещи украли, и он приходит в Симферопольский университет. Там Митрофана Викторовича знают, берут на работу. Вскоре приходит Красная армия, его арестовывают, допрашивают. Друзья и бывшая жена вызволяют Довнар - Запольского и он уезжает в Баку! Ничего себе, сюжет!
- Покажем узенькие улочки старого Баку, нефтяные вышки, Азовское море. Здесь он себя чувствовал относительно спокойно.
- Подожди- подожди, во всех подробностях жизнь Митрофана Дмитриевича мы рассказать не сможем. Давай главное обозначим. Он возвращается в Минск. Трудится. Но его опять преследуют. Вынужден уехать в Москву.
-Прожил 67 лет. Много и достойно работал. Яркая жизнь.
-И нам предстоит много поработать, тогда и получится отличнейший фильм.