Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Кто вы, коллеги и читатели: амбидекстры и амбисинистры..?

В детстве я был левшой и меня усиленно заставляли переучиваться владеть правой рукой, особенно в школе. С годами, шкрябая пером, как курица лапой, стал праворуким... Однажды мне пришлось работать с профессором в области психиатрии, в те годы (1994 - 1998), главным психиатром МОЗ Украины Чуприковым Анатолием Павловичем, защитником леворуких детей в СССР...

- Анатолий Павлович Чуприков

/ Фото из Инета. Профессор А.П.Чуприков в Одесском дельфинарии./

Анатолий Павлович пригласил меня работать над проектом Закона "О психиатрической помощи" и конечно же знакомил меня со своими исследованиями в этой области, которые проводил в Киеве совместно с коллегами из США... Узнав что в детстве я был леворуким, А. П.Чуприков, предложил мне исследовать биоритмы моего мозга, с помощью аппаратуры привезенной психиатрами из США. Оказалось что у меня одновременно работают оба полушария головного мозга, что заинтересовало учёных и они некоторое время изучали мои "способности"... Многим не доступны такие исследования, поэтому я предлагаю вам ознакомиться этой статьёй Анны Умеренко - https://newtonew.com/science/ruka-vedushchaya

"Рука ведущая

Или кто такие амбидекстры и амбисинистры.

Многие считают и даже в школе учат, что правое полушарие отвечает за левую половину тела, а левое — за правую половину. И довольно популярна теория, что правши и левши отличаются по своим способностям и навыкам: у левшей развита интуиция, у правшей — логика.

Это, на мой взгляд, если не примитивное, то сильно упрощённое понимание процессов, происходящих в человеческом мозге. Такое грубое разделение функций с обобщением способностей всех отделов полушарий, и даже не их взаимодействия, просто игнорирует конкретные участки мозга, которые в эти полушария могут входить, а также, например, строение коры головного мозга,  борозды и спайки, соединяющие полушария. 

Нейроанатомия, само собой, не ограничивается делением мозга просто на два полушария, а показывает, что все элементы мозга имеют функциональное значение. Есть деление на доли, на отделы, на области, и каждая из них за что-то отвечает, поэтому стоит рассматривать скорее их, чем целые полушария. 

Ввиду специализации отделов мозга, даже если человек хорошо пишет обеими руками, это совсем не означает, что он мыслит как Эйнштейн, а рисует как Ван Гог. Более того, у такого человека (амбидекстра) может быть и просто развита мелкая моторика обеих рук, а умственных или творческих способностей от этого будет не больше, чем у обычных правши или левши.

image_image

Анатомическое строение головного мозга с примерным разделением функций между зонами и отделами

(источник: s14.stc.all.kpcdn.net)

АМБИДЕКСТРИЯ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

logo_imageМалиновая суббота: что такое синестезия?

Амбидекстры владеют как правой, так и левой рукой. Открою секрет: мы все рождаемся амбидекстрами. Однако к четырём годам формируется асимметрия мозговых структур, и мы «делаем выбор» в пользу правой или левой руки. 

Прирождённые амбидекстры, которые сохраняют способность одинакового владения обеими руками, составляют всего около одного процента населения нашей планеты, причём даже те, кто причисляет себя к «двуруким», не всегда способны продемонстрировать абсолютно равнозначное владение обеими руками. Тем не менее, у таких людей межполушарная асимметрия всё же сведена к минимуму. 

Правшей на нашей планете куда больше — примерно 45%, а чистых левшей всего около 10%. Оставшуюся часть составляют люди, у которых есть преобладание какой-либо руки при выполнении конкретного действия — те, у кого так называемое «смешанное преобладание». Кстати, у многих видов животных всё как раз наоборот — левши составляют большинство популяции.

Деление способностей и одарённости в какой-либо области по преобладанию руки, как уже было сказано, весьма условно. Существует даже теория, что развитие моторики левой или правой руки нисколько не влияет на те участки мозга, что не задействованы в координации движений.

 

А в чём тогда особенность амбидекстров в плане функциональной нагрузки мозговых структур? 

У правшей или левшей идёт посменная активация определенных зон мозга в зависимости от загруженности. Таким образом обеспечивается физическая и эмоциональная разгрузка зон мозга. У амбидекстров с этим сложнее. Поскольку асимметрия мозга у них сведена на нет, переадресация нервных импульсов из перегруженных зон происходит труднее. Нет асимметрии, нет особых участков, которые готовы разгрузить другие зоны. 

Взгляните на гифку ниже. Направление вращения фигуры можно легко изменить, стоит только чуть поднапрячься. Так мы активируем левые или правые участки мозга, перенаправляя нагрузку из одного полушария в другое. Мне всегда было интересно, что будут видеть амбидекстры с их равнозначной функциональностью мозга в таком случае.

image_image

Вращающаяся фигура девушки. Направление движения зависит от активации левого или правого отдела мозга. Хотя некоторым вообще кажется, что она всегда стоит к ним лицом...

(источник: netlore.ru)

Поскольку с разделением функций между загруженными и незагруженными участками мозга у амбидекстров есть некоторые проблемы, учёные выделили несколько недостатков амбидекстрии: амбидекстры довольно быстро устают, хуже концентрируют внимание и довольно долго обрабатывают информацию, приходящую извне. Дети-амбидекстры подвержены гиперактивности. Кроме того, считается, что они испытывают трудности в овладении языковыми навыками. Показатели амбидекстров при прохождении тестов на интеллект, мышление, арифметику и память обычно несколько ниже, чем у леворуких или праворуких. А еще по результатам одного из немногочисленных феноменов амбидекстрии, было сделано предположение, что амбидекстры чаще страдают шизофренией, чем обычные люди — у многих амбидекстров обнаружили ген LRRTM1, который ответствен за потенциальное возникновение данного заболевание. Левши также попали в категорию потенциальных носителей данного гена. Разумеется, это не означает, что все амбидекстры или левши больны шизофренией.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

logo_imageЧто нейробиология говорит об искусстве?

Есть множество теорий, которые утверждают, что врожденная амбидекстрия свидетельствует о большей талантливости в сравнении с людьми с доминирующей правой или левой рукой. Кто-то утверждает, что уровень развития амбидекстров выше, чем у других людей. 

Однозначным остаётся факт, что одинаковое владение обеими руками, помогает в спорте, в искусстве, в музыке. Многие спортсмены вырабатывают данный навык в обязательном порядке, поскольку без него достичь чего-либо в этой сфере порой просто не представляется возможным. Ну и конечно, не стоит забывать про чисто бытовые ситуации, от самого безобидного — когда «не знаешь, за что хвататься» — до весьма неприятного вроде переломов.

«ВЫРАБОТАННАЯ» АМБИДЕКСТРИЯ

Как и в случае с врождённой амбидекстрией, выработка подобного навыка может привести к перегрузке. Но всё же находятся те, кто самостоятельно развил в себе описанное выше качество.

Оценка влияния этого навыка на жизнь амбидекстра двояка: кто-то с воодушевлением рассказывает, как после овладения обеими руками межполушарная асимметрия сойдёт на нет, а мозг будет работать гармонично и эффективно, вырабатывая новые способности и навыки, а кто-то сообщает, что «двурукость» приведёт к конфликту функций головного мозга и торможению мыслительных процессов.

В начале XX века Джон Джексон, старший преподаватель школы грамматики в Белфасте, выдвинул теорию о раздельном функционировании двух полушарий и даже основал Культурное общество амбидекстров. По его мнению, вырабатывание праворукости давало развитие только половины мозга, и, следовательно, вело к потере потенциала другого полушария. 

Если бы он оказался прав, амбидекстры были бы просто сверхлюдьми.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

logo_imageЧудаки с точки зрения нейропсихологии

Пока неизвестно, приведёт ли выработанная амбидекстрия к таким же последствиям, что и врожденная, но на основании определённого опыта можно сказать, что при активной тренировке недоминирующей руки может повышаться агрессивность, раздражительность, быстро меняться настроение, а также замедлиться скорость подсчётов, совершения выводов или умозаключений.

Некоторые учёные даже считают, что это может вести к дисбалансу в психическом состоянии и в конечном итоге привести к развитию психических заболеваний. 

Но после приобретения амбидекстрии, как правило, остаётся неплохой навык, который применим во многих сферах. Просто во время обучения необходимо внимательно следить за своим физическим и эмоциональным состоянием. А потом наслаждаться тем, что вы можете выполнять любые действия обеими руками и, если верить отдельным теориям, радоваться развитию творческих и аналитических способностей одновременно.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ТРЕНИРОВКАМ

Если вы всё же загорелись идеей развить у себя амбидекстрию, первой рекомендацией будет набраться терпения. Чтобы развить этот навык и при этом не перегрузить себя и свой мозг, сохранив ясность мысли, может понадобиться не один год, может, даже пять (хотя всё индивидуально).

Начните с обычного теста на определение «руки ведущей». Возможно, вам будет легче, если вы узнаете, что природа заложила в вас вовсе не праворукость, а леворукость или наоборот. Таким образом, ваш потенциал поможет вам быстрее освоить данный навык.

image_image

Один из классических тестов на определение праворукости или леворукости.

(источник: aif.ru)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

logo_imageОшибки интроспекции

Начните с малого! Не бросайтесь делать всё и сразу недоминирующей рукой. Скорее всего, вам это очень быстро надоест, а результаты работы, что вы проделали в самом начале пути, несколько разочаруют. Попробуйте выполнять какие-то бытовые действия другой рукой, например, мыть посуду, вытирать пыль или чистить зубы. С готовкой экспериментировать не советую — чревато плачевными последствиями на начальных этапах.

Когда почувствуете себя более или менее уверенно при таких повседневных операциях, перейдите к старым добрым прописям, родным крючкам и кружочками, что мы все выводили в детстве в первом классе. А когда освоите и это, пишите тогда, когда можете и то, что можете при любой возможности. Но не забывайте о следить за усталостью, не пичкайте свой мозг леворукостью или праворукостью, которую пытаетесь выработать в добавок к уже имеющемуся навыку от другого полушария.

Можете попробовать гулять в направлениях, противоположных привычному маршруту. Однако эффективность такого метода тренировки я не проверяла.

Если вы увлекаетесь спортом, поделайте привычные вам упражнения другой рукой или ногой, это также поможет вам развить амбидекстрию. Когда вы уже выработаете навык владения обеими руками, он, скорее всего, останется с вами навсегда.

АМБИСИНИСТРИЯ

До сих пор было немало сказано и о правшах, и о левшах, и о тех, кто владеет руками в равной степени. А есть и люди, которые плохо владеют обеими руками — амбисинистры. Такая «криворукость» может быть как врождённой (причём таких людей ещё меньше, чем врожденных амбидекстров), так и приобретенной в результате травм, заболеваний. Амбисинистрам не остается выбора, кроме как прибегать к описанным выше рекомендациям и другим довольно утомительным методам, чтобы исправить положение. Такой труд заслуживает уважения.

НЕИЗУЧЕННОСТЬ ФЕНОМЕНОВ ДОМИНИРОВАНИЯ ПОЛУШАРИЙ

К сожалению, неврология пока мало дает сведений о том, какое влияние имеет доминирование той или иной руки или их полная функциональная равнозначность на психику человека, на его способности и таланты. Остаётся только надеяться, что в будущем учёные смогут предоставить нам больше информации, чтобы мы могли органично использовать и развивать новые навыки и умения, прибегая к таким хитростям, как, например, обучение амбидекстрии."

К сожалению Анатолий Павлович покинул сей мир:

Память: ушел из жизни выдающийся психиатр Анатолий Чуприков

 Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аргументы и Факты в Украине 31/07/2019

"АиФ в Украине" - https://aif.ua/society/social/pamyat_ushel_iz_zhizni_vydayushchiysya_psihiatr_anatoliy_chuprikov

Известие о его уходе многих людей, как в Украине, так и за границей, застало врасплох – остались назначенные пациентам приемы, запланированные встречи с коллегами и журналистами и масса вопросов, на которые многие хотели услышать от него профессиональные ответы и мудрые советы.

НА СТОРОНЕ ДЕТЕЙ

Это был один из последних могикан – ученый с мировым именем, интеллигент старой закалки, вместе с тем – простой и мудрый человек, искренний, благородный, с тонким чувством юмора и безобидной иронией. После его смерти в Facebook одни благодарят судьбу за то, что были с ним знакомы, другие сожалеют, что наслышаны о нем, но познакомиться так и не довелось. Огромная заслуга Анатолия Чуприкова в том, что он в свое время, еще в бывшем СССР, добился, чтобы леворукость у детей перестали считать психическим отклонением и не заставляли их развивать правую руку как основную. Тем самым он буквально спас от ломки многие детские судьбы. Будучи профессором кафедры детской, социальной и судебной психиатрии Национальной медакадемии им. П. Д. Шупика, он много сил положил на то, чтобы помочь адаптироваться к жизни детям с особенной психикой.

Анатолий Павлович всегда был открыт для журналистов. Неоднократно он давал комментарии и нашему изданию.

«Беда в том, что психически больных детей у нас считают неперспективными, и некоторые медики и педагоги жалеют тратить на них свои силы и время, – однажды так он объяснил «АиФ» состояние детской психиатрии. - Но человеческая психика, мозг, настолько удивительны, что трудно даже предположить, что с ними может произойти, если больного ребенка активно лечить. В моей практике было много примеров того, какие уникальные способности могут проявляться у детей-аутистов».

Один из таких пациентов, о котором часто вспоминал профессор, - некий молодой человек с аутизмом Саша, живущий под Киевом. Этот парень может моментально и безошибочно назвать день недели любой даты из календаря. Еще один его пациент - Виталик, знавший, как оказалось, в свои четыре года английский алфавит, который с ним никто не учил. Еще несколько ребят с таким же диагнозом - отличные шахматисты.

ДИАГНОЗ ОБЩЕСТВУ

Чуприков с сожалением констатировал, что наше общество нетерпимо к тем, кто отличается от остальных. В том числе, и к детям с психическими диагнозами, их пытаются оттеснить на обочину жизни. И искренне радовался, когда в наших школах начали организовывать инклюзивные классы. Он видел, что в этом процессе не все до конца продумано, но был уверен, что со временем недостатки исправят.

«Неправильно, что весь груз этого нововведения ложится на одного учителя, которому надо справиться с 25 учениками, среди которых есть и не совсем управляемый больной ребенок, - говорил он. -  На Западе такое практикуют давно. Но там возле каждого «особенного» ученика сидит тьютор – индивидуальный наставник, который сглаживает шероховатости поведения необычного ребенка и помогает ему усваивать материал».

В целом же, анализируя нынешнюю жизнь, Анатолий Павлович говорил, что мы стали жить дольше, чем наши предки, но удовольствие получаем все реже. По его мнению, одним из неприятных моментов нашего бытия есть огромная информационная перегрузка и то, что человек стал сверхдоступным. Его могут «выловить» всегда и везде, и он тут же должен реагировать и включаться в выполнение задач. Поэтому сейчас участились случаи депрессивных расстройств. До эпохи Интернета и мобильной связи была возможность хоть немного побыть наедине, сосредоточиться и подумать. Сейчас ее нет.

Очень жаль, что мы больше не сможем услышать рассказы Анатолия Павловича об особенных детях и его такие точные и незаангажированные диагнозы нашему обществу.

«Одесское общество левшей осиротело, как и наука о межполушарной асимметрии мозга, наш круг коллег нейропсихологов, детских психиатров, психологов по проблемам детства, - написала в соцсетях одесситка Тетяна Репнова. - Тихая печаль... Светлая добрая память. Вы в нашем сердце».

Наверное, эти слова созвучны многим, кто знал Анатолия Чуприкова и будет его помнить.

Нравится
13:40
52
© Виктор Харламов
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
«Это был один из последних могикан – ученый с мировым именем, интеллигент старой закалки, вместе с тем – простой и мудрый человек, искренний, благородный, с тонким чувством юмора и безобидной иронией. После его смерти в Facebook одни благодарят судьбу за то, что были с ним знакомы, другие сожалеют, что наслышаны о нем, но познакомиться так и не довелось. Огромная заслуга Анатолия Чуприкова в том, что он в свое время, еще в бывшем СССР, добился, чтобы леворукость у детей перестали считать психическим отклонением и не заставляли их развивать правую руку как основную. Тем самым он буквально спас от ломки многие детские судьбы. Будучи профессором кафедры детской, социальной и судебной психиатрии Национальной медакадемии им. П. Д. Шупика, он много сил положил на то, чтобы помочь адаптироваться к жизни детям с особенной психикой.»
Мы живём, под собою не чуя страны
/Тем, кто души не чает в убийце — Сталине/

Мы живём, под собою не чуя страны
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина,
И широкая грудь осетина.

Осип Мандельштам. Ноябрь, 1933.

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.


Пользовательское соглашение