Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

Карандашом на полях (NB)

       «Карандашом на полях» – серия исторических заметок, основанных на материалах информационного агентства «Эфир-дайджест». А откуда оно взялось? И что ему предшествовало?

 

       Перед Второй мировой войной сформировалась огромная государственная корпорация, которую условно можно обозначить как Московское радио (названия менялись, эта организация по промывке мозгов входила в различные структуры).

 

       Штаб-квартира Московского радио располагалась в центре столицы в районе Пушкинской площади (бывший Страстной монастырь на Путинках). В штаб-квартире размещались два крупных отдела (или комитета) – радиофикации и радиовещания. Первый – являлся не чем иным, как Всесоюзным радио, направленным внутрь страны, второй – представлял собой крупнейшую в мире международную радиостанцию.

 

       Всесоюзное радио подавало сигнал на ретрансляционные станции по всему СССР, а они по проводам доставляли его на домашние радиоточки и уличные репродукторы. Настоящие приемники имели в основном ответственные работники.

 

       Международная радиостанция (сначала – имени Коминтерна) вещала на стратегически важные регионы планеты на главных языках мира в объеме сотни, а позднее и более ста часов в сутки. Использовались короткие, средние и длинные волны.

 

       Советский Союз был, с одной стороны, лидером на информационном поле, а с другой – отделен от «вражеских голосов» непроницаемой стеной «радиофикации».

 

       Такой перекос сыграл немаловажную роль в победе, в формировании на Западе движения Сопротивления, в подрывной деятельности, в том, что на завершающей стадии Второй мировой войны гитлеровской Германии не удалось договориться с «коллективным Западом», ибо его общественное мнение в целом поддерживало Советы.

 

       Это был невыдуманный перекос, поскольку Красной Армии на первых порах критически не хватало радиосвязи. В то же время, используя приемные центры на территории СССР со сложным оборудованием, мы прослушивали, например, всю немецкую территорию и добывали ценную информацию, которая шла наверх. Служба радиоперехвата тех лет и стала прообразом будущего агентства «Эфир-дайджест» ...

 

       Западные элиты из ситуации, описанной мною выше, извлекли надлежащий урок и стараются ни при каких обстоятельствах не упускать информационную инициативу из своих рук, а мы им в данном вопросе серьезно поспособствовали. После смерти Сталина в 1953 году западные политики предложили советским лидерам «осудить сталинизм» в обмен на любовь и дружбу, на снятие санкций и поездки заграницу.

 

       Хрущев, полагаю, искренне думал, что, если отказаться от наследия диктатора, можно влиться в «единую дружную мировую семью». Но, во-первых, такой семьи нет, а во-вторых, отказываться можно по-разному, а мы привыкли рубить с плеча.

 

       Уже год спустя Комитет по радиофикации был упразднен, часть мощностей международной радиостанции переключена на внутреннее потребление. Началось массовое производство радиоприемников. Начальство Комитета по радиовещанию перевели на дипломатическую работу. Сам он из правительственного подчинения перешел под крышу пресловутого ССОД (Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами). «Всемирная прослушка» приблизилась почти к нулю.

 

       После Карибского кризиса и перед своим свержением Хрущев попытался вернуть утраченные СССР позиции в информационном пространстве. В 1964 году Центральное вещание на заграницу (Иновещание) было расширено в рамках Гостелерадио, была восстановлена Служба радиоперехвата (Главная редакция иностранной информации), на внутреннем фронте появилось первое круглосуточное радио – «Маяк».

 

       Как ни странно, постановление по укреплению информационной безопасности готовил Яковлев, заведовавший сектором в Отделе пропаганды ЦК КПСС. Предложенные им меры позднее сочли недостаточными и его отправили послом в Канаду.

 

       Брежнев ввел временное глушение, при нем в СССР появился аналог Радио «Свобода» подрывная радиостанция «Мир и прогресс», которую закрыл Горбачев. В период перестройки снова возобладало мнение, что глупо отгораживаться, что везде есть нормальные люди и надо с ними не враждовать, а по-настоящему брататься.

 

       В 2009 году при президенте Медведеве я лично наблюдал очередной всплеск либерального гуманизма, когда нам предложили доказать, что 80 процентов (!) западных СМИ относятся к России дружелюбно (!) И доказали! Слава Богу, что я в этом не участвовал. Впоследствии уволили всех: и тех, кто был за 80 процентов, и кто был против.

 

       Я поборник демократического правления (пусть будет даже Собчак, пусть будет Навальный), но они должны понимать, что без рычагов влияния на зарубежное общественное мнение, без рычагов давления на заграничных политиков, ничего добиться невозможно – ни нормальной торговли, ни нормальных взаимоотношений. Это твердо осознали китайцы, которые лишь вчера появились на международной авансцене.

 

27.03.2018

Нравится
08:30
447
© Кедровский Михаил
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
14:47
Познавательно, пусть и концептуально.
Дополню, что рычаги влияния на внутреннее общественное мнение через источники массовой информации оказались очень эффективными, на грани оболванивания.
С зарубежным общественным мнением и рычагами влияния на заграничных политиков гораздо хуже, хотя успехи есть. Осталось только надеяться, что на это хватит денег.
Впрочем, я категорически не одобряю поддержку правых и неонацистских движений в Европе, чем мы стали грешить. Сие чревато и для нас…
Согласен с тем, что Вы написали. Добавлю только, что всей правды я не знаю и не могу знать.

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение