Путеводитель по сайту Отличия ЛитСалона от других сайтов

КАКИЕ МЫ?

Какие мы?

 

Точкой отсчёта я беру чернобыльскую отметину 1986 год.

Беларусь маленькая и разная.

Что касается Гомельской области: да, изменения заметны. Дело и в Чернобыле и в том, что страна стала другой. Мне представляется, нынешнее наше общество более культурным и гармоничным в сравнении с 1986 годом не является.

Люди открыты в эмоциях, но не в чувствах и мыслях.

А что, люди должны быть открытыми в чувствах и мыслях? Нет, не должны и не обязаны. Это их право. Открытость и широта души не является этаким обязательным положительным качеством.

Общество пережило период, когда всякая глупость воспринималась как откровение, но развязность, вульгарность и пошлость долго ещё будут гулять по нашим городам и весям. Призраки постперестроечной эпохи.

Свою лепту, свой посильный труд в оглупление всеобщее внесли и американские фильмы, и российская попса. «Кто не был молод, тот не был глуп» -- почти аксиома. Молодёжь должна веселиться, должны быть модные группы, модные актёры, модные авторы. Государству нужно накапливать свой капитал на популярности тех или иных особ. Время проходит. Некогда молодые развесёлые уже предпенсионного возраста. Уже и тинейджеровские размерчики в одежде подчёркивают невинный старческий маразм. Они же продолжают изображать веселье и сытно питаться за счёт околпаченных зрителей и слушателей. Это их взаимное право. Мы живём в свободном мире. На смену старому выпархивает новое поколение, жаждущие лёгкой жизни и самолюбования.

Простые парни и девчонки, напичканные дебильной рекламой, считают, что самая умная вещь в доме после Тефаля, естественно телевизор. Поэтому мы и видим поп-звёзд в уличном исполнении с обязательными атрибутами приобщения: сигарета, пиво, мат. В этом плане ничего нового.

Нынешние времена больнее всего ударили по женщинам. Мужчины кодируются и мобилизуют свои силы. Разве в восьмидесятых годах мы видели столько пьющих женщин? Уместна параллель с военным и послевоенным временем: мужиков мало,.. надо ухватить, кто поближе. Налицо базарный ажиотаж. Нервы не выдерживают и у тех, кто считает себя другими:

  • Дайте нам любви и побольше!
  • Мужчинка и ничейный! А хоть и чейный!

Возникает необходимость на государственном уровне узаконить многожёнство. Чтобы всем и по честному.

Манипуляторы крепко и весело вбили в деревянные головы:

  • Чаво ещё вам мучаться? Вот вам формула жизни: секс есть любовь, а любовь есть секс.

Не должно даже и возникать подозрений о подмене понятий.

У зеленоглазой раскрасивой актрисы спрашивают, предварив вопрос комплиментом:

  • У вас красивая фигура, поэтому вы так часто соглашаетесь сниматься в эротических сценах?
  • Почему же часто? Я соглашаюсь сниматься в откровенных сценах, только если они обусловлены драматургически.

Секс-символ вы наш нам, навязываемый. Нам никогда не понять тонкую душу ваших героинь, если мы не увидим завитушечек в интимном месте – невероятно точная деталь в отражении характера. «Сплетенье ног, сплетенье судеб» -- финальный аккорд продвинутой драматургии, и самым важным из всех искусств является порно. Может быть, вопрос шире надо ставить и говорить о загадках женской души? Загадка русской души более-менее объяснима, а вот женской!..

Кстати, а почему не говорят о загадочности белорусской души? Совершенно понятно, почему говорят о загадочности немецкой души, или американской, или французской и даже еврейской. А белорусской? Мы ведь братья-славяне. Россию аршином общим, видишь ли, не измерить, а нас можно? Нет, нельзя. Мы поддаёмся измерению в метрической системе.

Как это мы в такое время выжили, оставшись «даже без трусов»? Ведь выжили.

Сравнение с военными и послевоенными годами вполне уместно.

Помню, три года назад идёт катерок по Днепру. Как мальчишка глазами провожаю. На флагштоке наш государственный флаг развевается. Восторг в душе: баржи с грузом чаще ходить будут, скоро и ракеты на крыльях вернутся. Уже валом не ездят в Москву работники. Работы и дома достаточно. Так правильней.

Талантливое перо опишет период выживания, авантюры, предательства и подлости, маленькие и большие приключения девяностых. Время определяет каждого из нас. Интересно ли это широкому читателю?

Плюсы и минусы в нынешней нашей жизни резко обозначены. Разница сегодняшнего поколения с поколением восьмидесятых особенно заметна в детях.

Старшеклассники нацелены на продолжение учёбы. Хорошее знание школьной программы, хорошая память, но ограничен кругозор.

В библиотеках и читальных залах много молодёжи. Спрашивают больше узкоспециальную литературу, меньше художественную и гуманитарную. Возник новый идол – информация. Кто владеет информацией,.. у того слабая творческая фантазия. Компьютерные игры, в том числе и стратегии, суррогат воображения, механицизм, хотя и дисциплинируют ум… в машинном направлении.

Так и что? Вы надеетесь, они будут читать Шолом-Алейхема, Короткевича, Толстого иже с Достоевским?

Не они. Другие. Будут. Пройдёт время, многое перемелется и, конечно же, будут читать классику и литературу, отвечающую современности.

Перед вами стоит человек и бравирует какими-то неизвестными вам фактами. Вот какой он продвинутый, замечательный, неповторимый. Только ваша душа в отличие от рассудка точно и моментально оценивает, кто перед вами: хитрец, дурак или хвастун, пытающийся придать себе значение, схваченными где-то фактиками.

Настоящая литература всегда будет востребована именно потому, что она опережающе точно видит, что происходит с окружающим миром и нами.

Сегодня в Беларуси общество проходит необходимый период определённого прагматизма. Прагматизм как форма выживания. В семье, в детях формируется наше будущее. Семья, как зеркало нашего общества?

Да. Без сомнения. Бульварная литература и киношные штампы настолько овладели незрелыми умами, что только в домашней здоровой атмосфере можно стряхнуть с себя одурь и расставить ценности по местам.

Например, адюльтер, вещь, конечно, увлекательная и простая, как быть кобелём. Даже физиология здесь не при чём. А прожить жизнь с одной, с одним – вот где требуется гениальная душа, гениальный ум, гениальное, а не только генитальное тело. Путь благородного человека, это и страдания и жертва, а не поглаживание живота и ковыряние болячек. Жизнь такого человека проходит вполне банально, но не пошло. Что позволено быку, то не позволит себе Юпитер.

Часто ли встречается нам цельный, не рефлексирующий, не ограниченный в себе характер. Он то и привлекает особое наше внимание.

Большая часть общества просто приспосабливается к сложившимся условиям. Подражательно. Калька с чужой жизни. Исторически у нас человеку надо было просто выживать, жить некогда было. В немалой степени наша подражательность, можно предполагать, развита скрытностью и хитроватостью. Хитрость наша наивна и невооружённым глазом видна.

В мире есть две национальности: бедные и богатые. Испокон веков они враждовали между собой, ведь сытый голодному не товарищ. Задача государства в том, чтобы и волков накормить, и овец сохранить.

Период, который мы переживаем, даёт нам шанс самоосознания и культурного развития, не петь с чужого голоса, явить свою самобытность.

Те, кто занимается историей нашего государства, может отметить, как идеи и события, получившие импульс в Беларуси, мощно заявляли себя в окружающем мире.

Сегодня многие хорошо пишут. Пишут для рынка, пишут для писателей, пишут для себя. Только читатель не бросается на наши книги.

Что мы сказали ему о нём самом, о его душе, о его связи с большим миром?

Так как же нам писать? Писать так, как писали и раньше. Как Бог на душу положит? Только обязательно искать идеал будущего в дне сегодняшнем.

 

 

 2003г.

 

Нравится
08:45
374
© Пулькин Леонид Андреевич
Загрузка...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил ЛитСалона и Российского законодательства.

Пользовательское соглашение